Экологический проект «Друзья природы»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Представленный проект основан на особой актуальности проблемы и отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников и повышения психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) по экологическому воспитанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gruppa_no_1.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 159 «Золотая рыбка»
Экологический проект «Друзья природы»
Сергеева Ольга Владимировна, воспитатель
Третьякова Людмила Валерьевна, воспитатель
г. Архангельск
2020 г.
Пояснительная записка Экологическая обстановка в Архангельской области, как в любом регионе, на территории которого находятся крупные промышленные предприятия, не может не вызывать серьезных опасений у ее жителей. К сожалению, то, что является гордостью нашего региона и ее экономической основой – космодром «Плесецк», оборонные предприятия Северодвинска, алмазные месторождения и лесопромышленный комплекс, одновременно выступают и главными загрязняющими факторами окружающей среды. По данным Комитета экологии Архангельской области, к основным экологическим проблемам в Архангельской области относятся:
- Накопленный экологический ущерб;
- Развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения;
Первоначальные задачи, которые ставит правительство региона:
- Стабилизация экологической обстановки;
- Улучшение качества окружающей среды;
- Экологическое просвещение;
В связи с этим возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.
Актуальность
На сегодняшний момент активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Именно поэтому перед педагогами ДОУ стоит задача по формированию у детей основ экологической культуры и рационального природопользования. Таким образом, необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей – с целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) по экологическому воспитанию детей; знакомить родителей с работой МБДОУ по экологическому воспитанию детей (открытая непосредственно – образовательная деятельность, исследовательские проекты, социальные акции и т.д.).
Представленный проект основан на особой актуальности проблемы и отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников и повышения психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) по экологическому воспитанию детей.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: продолжительный (2019-2020 уч. год).
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности (5-6 лет)
Цель проекта: создание условий для повышения экологической культуры среди родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Привлечь внимание воспитанников и родителей к актуальным экологическим проблемам своего родного города и расширить представление детей об экологической безопасности;
- Формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре;
- Способствовать участию воспитанников и родителей в природоохранных мероприятиях, к расширению своего кругозора, к повышению экологической сознательности.
Прогнозируемые результаты:
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Реализация проекта
Предварительная работа
Самообразование. Изучение научно-методической литературы. Подбор методов и приемов. Мониторинг детей и анкетирование родителей. Планирование работы с детьми и родителями. Создание наглядных пособий: «Экологический стенд» для детей и родителей и фото-уголок наблюдений.
Вся организованная работа основана на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:
- педагог — родитель;
- педагог — ребенок — родитель.
Реализация проекта представляет собой 2 направления:
Особенности работы с детьми в ходе реализации проекта:
- Цикл занятий по развитию экологических знаний у детей старшего
- дошкольного возраста («Час экологии»). Занятия проводятся фронтально. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в месяц продолжительностью 30 минут в соответствии с нормами СанПин.
- Исследовательская деятельность – 1 мероприятие в неделю.
Реализация экологического проекта «Друзья природы» 2019-2020 уч.год | |||
Формы и методы работы | Комментарии | Отм. о вып. | |
Подготовительный этап | Мониторинг экологическое воспитание детей; | Нач. уч.г. ст. гр. – 28%; подг. гр. – 43%; | сентябрь |
Анкетирование «Что мы знаем про экологию в современном мире?»; | Выявить уровень осведомлённости и гражданской позиции по теме. | сентябрь | |
Творческий конкурс «Экологическая сказка»; | Привлечь родителей к сочинительству, творчеству, фантазированию; | февраль | |
Оформление стенда «Цели и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»; | Развитие познавательного интереса, расширение уровня информированности в области экологии и охраны природы; | февраль | |
Создание ЭКО-уголка в группе:
| Создание развивающей среды совместно с родителями | В течение года | |
Изготовление «Эко-сумки»; | Сумка из натуральной ткани, самой простой конструкции, призванная заменить полиэтиленовые пакеты для корма для птиц; | апрель | |
Основной этап | Библиотека и игротека; | Для использования методического материала по теме в домашних условиях; | В течение года |
Экологический музей | Выставки коллекций природных и других материалов (гербарий; зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы или иллюстрации) и т.д.; | В течение года | |
Лаборатория (исследовательская деятельность) | формирование ключевой компетентности у дошкольников: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь. | В течение года | |
Вечер встречи «Живая книга» | «Вечер встречи», - дает возможность непосредственно пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу») и получить представление на различную тему (волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные и библиотечные работники, писатели) и т. д. | апрель | |
Участие в игре-викторине «В мире животных» | Организация совместного мероприятия с детьми МБДОУ Детский сад № 37 | декабрь | |
Час экологии
| Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации, игры-превращения, письмо-жалоба, кейс-технология, мнемотехника, игровые обучающие ситуации, диалог с природой - нацеливает на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности и т. д.; | декабрь | |
Оформление книжки-малышки «Экологические сказки»; | Участие родителей в оформлении книжки с экологическими сказками. Задание: придумать сказку, ребенку нарисовать иллюстрацию. | февраль | |
Создание тематических альбомов:
| Обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. | март | |
Изготовление игровых макетов; | Обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. для использования в игровой деятельности и в свободной деятельности. | ноябрь | |
Творческая мастерская «Ёлочная игрушка» (для городской ёлки); | Изготовление из бросового материала ёлочной игрушки; | декабрь | |
Фотостенд«Труд в природе» | Пропаганда защиты окружающей среды и родного города; | октябрь, январь май | |
В рамках родительских собраний:
| Родители и педагоги, передавая друг другу микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Развитие познавательного интереса, расширение уровня информированности в области экологии и охраны природы | октябрь январь февраль | |
Экологическая акция: «Зеленая елочка – живая иголочка»; «Сдай макулатуру-сохрани дерево»; «Батарейка»; «Письма на снегу»; «Озеленение участка»; | Призыв о необходимости защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города; | Декабрь Январь В течение года Январь Май | |
Участие воспитанников в Олимпиаде:
| Расширение возможностей для раскрытия способностей и творческого потенциала дошкольников; стимулирование познавательной активности и т.д. | октябрь | |
Участие родителей и воспитанников в конкурсах:
| Повысить мотивацию к участию в пропаганде охраны окружающей среды; | Ноябрь Ноябрь Декабрь Январь | |
Заключительный этап | Постановка театрализованного представления «Экологическая сказка» (участники - родители и воспитанники); | Развитие творческих способностей; | март |
Изготовление лэпбука по теме; | Закрепить знания по экологии и правилах поведения в природе через игровую деятельность; | март | |
Представление опыта работы; | МБДОУ Детский сад № 20 | апрель |
Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- прикладная деятельность;
- конструктивно - модельная деятельность.
В работе клуба представлены активные формы работы с семьёй:
- участие в экологических акциях, конкурсах;
- интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой»;
- КВН «Что мы знаем о природе и её охране»;
- вечер встречи «Живая книга» (непосредственное общение участников образовательного процесса с экологами, медработниками, волонтёрами, библиотекарями и т.д.);
- создание экологического музея;
- работа в творческой мастерской: изготовление эко-сумки, издание книжки-малышки «Экологические сказки», оформление журналов и альбомов, создание игровых моделей природных зон;
- участие в театрализованном представлении;
- организация библиотеки и игротеки (для использования дополнительного материала в домашних условиях);
- деловые встречи «Экологический микрофон»;
- участие в образовательной деятельности;
Наряду формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности, применяем инновационные формы и методы – активное участие в социальных акциях, а также обобщаем опыт на уровне города, области, принимаем участие в конкурсах различного уровня, олимпиадах.
Информационно-просветительская работа:
- информационные стенды;
- буклеты;
- памятки;
- стенгазета;
- педагогические ширмы (практические советы по узкой теме).
Вывод
Увеличилось количество родителей, участвующих в жизни детского сада и нашей группы: с желанием участвуют в акциях, конкурсах, выставках экологической направленности. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном экологическом воспитании. По результатам мониторинга (наблюдение, решение проблемных ситуаций) повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей. Дети самостоятельно применяют экологические знания на практике, замечают изменения в живой и неживой природе, ведут календарь наблюдений. Созданы и обновлены экологические центры в помещении группы: уголки живой природы, огород на подоконнике и мини-лаборатория. Совместно с родителями и детьми создано интерактивное пособие экологического содержания – лэпбук, которое активно используется в самостоятельной деятельности детей.
Считаем, что реализация экологического проекта решает поставленные задачи. Привлечение родителей к реализации экологического проекта позволяет формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Педагоги и родители дают детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир. Дошкольники учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей.
Таким образом, данная форма работы экологической направленности обеспечивает непрерывность и единство педагогического процесса, способствует познавательному, эколого-эстетическому развитию детей, формированию экологически грамотного поведения детей и родителей.
Литература:
Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия. ФГОС ДО, Учитель, 2020 г.
Веракса Н.Е. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – Мозаика – Синтез,2012
Николаева С. Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников, Игдательство: Гном, 2012
Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
Интернет-ресурсы:
https://vk.com/wall-148734517?q=%23%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
https://www.sites.google.com/site/pedzurnal7/ekologia
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Друзья природы»
Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет. Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития реб...
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...
Экологический проект "Друзья природы"
Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребы...
Экологический проект "Друзья природы"
Целью данного проекта стало формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и сремление проявлять заботу о сохранении природы родного гор...
Летний экологический проект для ДОУ Проект « Друзья природы» для детей средней группы (возраст с 4 – 5 лет)
Проект "Друзья природы"...
Проект «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» повышение экологической грамотности и экологической культуры детей дошкольного возраста Срок реализации: 9 месяцев Возраст детей: 5-6 лет
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного воз...
Презентация экологического проекта "У природы есть друзья- это мы, и ты, и я!"
Презентация экологического проекта "У природы есть друзья- это мы, и ты, и я!"...