Экологический проект "Друзья природы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы. Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzya_prirody.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему:
«Друзья природы»
Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
- Формирование основ общей экологической культуры ребёнка
- Освоение экологических представлений.
- Расширить и углубить представления о животных и растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение).
- Овладение умениями ухода за живыми существами.
- Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.
Актуальность
Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы. Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно нами встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям. Процесс экологического образования может проводиться в различных формах. Одной из наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются экологические проекты. Настоящий проект предназначен для работы с детьми старшего возраста.
Формы и методы работы:
- - занятия;
- - продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
- - чтение художественной литературы;
- - театрализованная деятельность и праздники;
- - наблюдения в уголке природы и на прогулке;
- - организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;
- - игры;
- - разные формы бесед;
- - работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;
- - взаимодействие с школой (экологический центр);
- - подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
- - взаимодействие с семьей;
- - рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;
- - тематические выставки.
Направление работы:
- - развитие речи;
- - развитие логического мышления;
- - развитие коммуникативных качеств у детей;
- - обобщение представлений о природе;
- - пробуждение воображения и фантазии;
- - пробуждение интереса к природе.
Целевая аудитория
- –старший дошкольный возраст.
Период выполнения проекта
- долгосрочный (учебный год сентябрь-май)
Ожидаемые результаты:
- Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды
- Повышение уровня знаний по экологии у детей
- Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
Месяц | Социальный партнёр | Сотрудники ДОУ | Родители | Итоговое мероприятие |
Подготовительный этап | ||||
Сентябрь | Составление годового плана по реализации проекта. Экскурсия в зоокорпус. Знакомство с животными. | Составление плана по реализации проекта Подобрать художественную литературу для чтения, пересказывания, заучивания, картины. Провести 1-й этап диагностики. Оформить альбом «Правила поведения в природе» Трудовая деятельность: уборка участка, помощь дворнику, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок. | Анкетирование «Как семья лето провела?» Фотоотчет Трудовая деятельность: уборка участка, помощь дворнику, Сбор осенних листьев для гербария. | Родительское собрание «Воспитание детей через природу» |
Деятельный этап | ||||
Октябрь | Беседа с детьми о животных леса, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса Рисование деревьев и лесных зверей. | Беседы: «Как семья лето провела?» Установление эмоционального контакта. Беседа о лесе; «Унылая пора! Очей очарованья. » - закреплять представление детей о золотом периоде осени «Речка, реченька, река» - формирование понятия о возникновении реки, ее истоках. Д.и. «Не ошибись»; «Найди, что опишу»; «Загадай, мы отгадаем» Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов. | Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок на тему «Золотая осень». Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки). | Выставка работ из природного материала «Золотая осень». |
Ноябрь | Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза). Рассматривание и беседа о Красной книге. | Беседы:«Растение как живое существо» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года. «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах). Д.и. «Кто чем питается?». «Что помогает растениям расти». Просмотр фильма «Перелетные птицы». Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь». Аппликация «Волшебные листочки» - учить составлять узор из сухих листьев. 2 октября. Рисование «У природы нет плохой погоды» - учить детей умению отражать в рисунке признаки осени. | Создание своей «Красной книги». | Праздник осени «Что нам осень принесла?»( с участием родителей) |
Декабрь | Наблюдения за птицами живого уголка (попугаями). Уход за обитателями живого уголка. Обобщающая беседа с использованием схем, моделей. Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) | Беседы: «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.
Д.и. «Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы -отгадайте». Просмотр фильма «Зимующие птицы». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал». Художественное творчество (оригами). «Голубь», «Воробей» или «Лебедь». | Изготовление кормушек для птиц. Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе. | Новогодний празник. «Любите природу! » - экологическая сказка – учить детей наблюдать за природой и беречь ее. (педагоги экологического цента) |
Январь | Наблюдение за хомяком в клетке: окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить), уход. | Беседы: «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме. Д.и. «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки» Рисование «Веточка ели» - совершенствовать технику рисования с натуры | Фотовыставка «Природа и дети» | Родительское собрание: «Экологическое воспитание в семье» |
Февраль | Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. | Беседы: «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром. Д.и. «Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?». «Приметы зимы», «Когда это бывает?». Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Берегите птиц», А. Барков «Голоса леса». Рисование «Мы гуляем» - продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении | Оформить альбом «Правила поведения в природе» | Выставка альбомов «Правила поведения в природе» |
Март | Экскурсия в зоокорпус. Наблюдение за животными (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т.д.). Подготовка к занятию-игре «В гости к зайчику» Изготовление угощений для зайчика. | Беседы: Беседа о живой и не живой природе. .И. «Кто лишний», «Кто где живет», Показ фильма «Домашние животные» Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей). Послушать пение птиц. Художественное творчество (оригами). «Красивые тюльпаны». | Оформление родительских уголков на экологические темы: - «Значение природы в жизни людей» - «Как прививать детям любовь к природе? » | Занятие-игра «В гости к зайчику» (педагоги экологического центра» |
Апрель | Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы. | Беседы: Беседа о комнатных растениях; Просмотр презентации «Домашние животные» Д.и. «Что где растет?», «С чьей ветки детки». Чтение художественной литературы: А. Введенский «Щенок и котенок», К. Ушинский «Слепая лошадь». Художественное творчество. Рисование. «Цветущая ветка». | Оформление клумб перед детским садом. Посадка рассады цветов. | Открытое занятие «Друзья природы» (с использованием ИКТ) |
Заключительный этап | ||||
Май | Беседа «Чем мы можем помочь природе?» Вручение грамот и дипломов детям. | «Давайте сохраним природу» - музыкально-литературная композиция – формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру. Провести заключительный этап диагностики. | Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков. | Выставка рисунков «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта». Открытое мероприятие совместно с педагогами экологического центра « Мы охранники природы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экологического праздника "Природа жалобная книга"
ПРОВОДИТСЯ К ПРАЗДНИКУ "ДЕНЬ ЗЕМЛИ" ...
Сценарий экологического праздника "Природа жалобная книга"
ПРОВОДИТСЯ К ПРАЗДНИКУ "ДЕНЬ ЗЕМЛИ" ...
Игровое экологическое занятие «Природа и человек»
объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте, природы ради блага всего живого на Земле. ...
Экологический Журнал "Природа и Мы"
Экологический журнал «Природа и мы»В процессе экологического воспитания помогут разнообразные виды деятельности:• Сюжетно-ролевая игра, отражающая разли...
экологическое занятие "Природа, климат и вода в информационную эру"
этот материал поможет вам в работе с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию...
Экологический проект "Природа- наш дом"
Эколого-просветительский проект “Природа - наш дом”. Давайте сохраним Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, лететь в одном полёте.Давайте сохраним ро...
Авторская разработка по экологическому воспитанию"Экологический куб"Природа мой дом"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план , им уделяют все ребольше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе .Кажды...