Путешествие капельки
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Светлана Юрьевна

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki_10_gruppa_konspekt.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая литература:
  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад №17» (разработана с учетом УМК ООП ДО «Детство» под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.).
  2. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

Группа: Старшая группа №10

Тема: НОД «Путешествие капельки»

Цель: Формировать представления детей о круговороте воды в природе.

Задачи:

познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Предшествующая работа: работа с мнемотаблицами, беседы о том, какие виды осадков бывают Д/И «Когда это бывает».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: словесные – рассказ, беседа, экспериментирование; наглядные – рассматривание иллюстраций. Игровые – Д/И, физ. минутка.

Материалы и оборудование: электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотаблица.


Ход мероприятия:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время на реализацию

  1. Мотивационная часть

Воспитатель задает детям загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим говорить о воде.

Предположительные ответы детей: вода

Предположительные ответы детей: Да, о воде

1 мин

  1. Содержательная часть

Обратите внимание (показ иллюстрации)

На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите в каких?

Воспитатель. Предлагаю узнать, чем же отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах…

В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют для питья.

Откуда вода попадает в наши квартиры?

Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?

Вы можете дать ответ?

Прежде чем мы проведем эксперимент предлагаю поиграть «Игра - физминутка»

«Очень всем нужна вода»

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два

Звери из ручья попили

Влево, вправо наклонились

Вместе на носочки встали

Тучку лапками достали

Дождик вдруг полил с утра

За работу нам пора.

Проводим эксперимент:

Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.

Наливаем воду в чайник, включает чайник, все вместе наблюдаем за ним, находясь на безопасном расстоянии.

Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике мы же наливали воду?

Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.

Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим.

Воспитатель. Вот так происходит и в природе (покапывает схему «Круговорот воды в природе» (рис. 22). Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

А кто может рассказать, как образуются снежинки?

Правильно, молодцы.

Продолжаем рассматривать круговорот:

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои йоды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.

Повторите, как называется этот процесс

Предлагаю вам самостоятельно рассмотреть схему и запомнить мнемотаблицу «Приключение Капельки» (рис. 23) и по памяти заполнить.

Предположительные ответы детей: Моря,

океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.

Дети рассматривают иллюстрации и показывают

Предположительные ответы детей: С водоочистных станций.

Предположительные ответы детей: нет

Дети повторят слова и движения.

«Очень всем нужна вода»

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два

Звери из ручья попили

Влево, вправо наклонились

Вместе на носочки встали

Тучку лапками достали

Дождик вдруг полил с утра

За работу нам пора.

Предположительные ответы детей: Вода при нагревании превратилась в пар.

Предположительные ответы детей: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду

Дети рассматривают рисунок «Круговорот воды в природе»

Предположительные ответы детей:

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики - это снежинки и падают на землю в виде снега.

Предположительные ответы детей:

круговорот воды в природе.

Дети рассматривают схему и заполняют мнемотаблицу

21 мин

1 мин

  1. Рефлексия

Пожалуйста скажите, о чем мы сегодня говорили, что было интересным

Ответы детей.

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие «Путешествие капельки».

уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...

Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.

На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"

Познавательное  игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....

Конспет занятия " Путешествие капельки"

Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...

Интегрированное занятие "Путешествие капельки"

Детей знакомят с круговоротом воды в природе. В гости приходит капелька, с которой дети путешествуют, исполняя песни, пляски, игры и хороводы....

Конспект развлечения- авторской сказки "Путешествие капельки"

Маленьким детям даётся понятие о круговороте воды в природе...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...