Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе "Многоэтажный мир океана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузнецова Татьяна Витальевна

Тема: Многоэтажный мир океана

Возрастная группа: подготовительная

Направления развития: познавательное

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания

Цель: создать условия для формирования представлений об обитателях морей и океанов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_pervoe_polugodie_podvodnyy_mir.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» г. Надым

Многоэтажный мир океана

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе

Подготовила воспитатель Кузнецова Т.В.

 

Надым 2021


Тема: Многоэтажный мир океана

Возрастная группа: подготовительная

Направления развития: познавательное

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания

Цель: создать условия для формирования представлений об обитателях морей и океанов

Задачи:

Образовательные: 1) знакомить с профессией «океанолог»; 3) уточнять и закреплять представления детей о представителях живых организмов в морях и океанах по «этажам»; 5) расширять словарный запас детей: «океанолог»«батискаф»

Развивающие: 1) содействовать развитию познавательно – исследовательской активности через практическую деятельность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) содействовать развитию познавательных процессов: внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, воображения; 4) содействовать развитию мелкой моторики рук; 5) способствовать развитию усидчивости, способности подчиняться правилам.

Воспитательные: 1) продолжать воспитывать любовь и заботливое отношение к природе; 2) создавать условия для развития самостоятельности, отзывчивости и уважения друг к другу в процессе совместной деятельности

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: глобус; фигурка сказочного героя Лунтик и письмо; плакат «Слои морской толщи воды»; иллюстрации кита, краба, осьминога, морской черепахи; иллюстрации батискафа, акваланга; презентация «Обитатели морей и океанов»

 

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

 

Мотивировать детей на включение в деятельность

Здравствуйте, ребята! Посмотрите за окно, какой сегодня чудесный день! Надеюсь, у всех хорошее настроение! Давайте поздороваемся с гостями.

Посмотрите, ребята, у нас сегодня необычный гость! Кто же это?

Лунтик!

У него конверт, ребята. Давайте прочитаем. Может, кто-то сам хочет прочесть?

Читают: «Письмо с Луны для детей»

Вот это да! Ребята, Лунтик прибыл к нам издалека, правда! Откроем конверт? А здесь письмо!

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лунтик. Я часто бываю на Земле, и у меня много друзей. А вот мой младший брат еще маленький, и ему нельзя путешествовать так далеко. Поэтому Землю он видел только из космоса. Он меня часто спрашивает про жизнь на Земле. Я много ему рассказываю. Но вот недавно братик задал мне вопрос, на который ни я, ни мои земные друзья не знают ответ!

Он спросил: «Вот планета Земля голубая-голубая. Там много рек и озер. А еще там много морей и океанов. Как же устроена жизнь в морях и океанах?»

Ребята, помогите мне, пожалуйста, разобраться, как же устроена жизнь в морях и океанах, чтобы я смог все объяснить своему братику».

Ну что, ребята, поможем Лунтику? Расскажем ему о том, как же устроена жизнь в морях и океанах? Хотите помочь? Сможете?

Ответы детей

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний  

Актуализировать знания детей о  планете Земля, о морях и океанах, о морских обитателях

Как вы предлагаете ему помочь? Что мы уже можем ему рассказать?

Ответы детей

Ребята, что мы с вами уже знаем о воде?

Ответы детей

Что происходит с водой зимой? Весной?

Какая вода в морях и океанах? В реках и озерах?

Дети отвечают

А вы знаете морских жителей? Каких? Может быть, кто-то видел морское дно? Чем отличаются рыбы от других морских обитателей?

Ответы детей

Давайте поиграем.

Д/и «Рыбы и морские обитатели» - с обручами

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в игровой ситуации

Сформировать мотивационную ситуацию для формирования представлений о понятиях океанолог и  батискаф; о правилах расселения морских обитателей

 

Посмотрите, у меня здесь рисунок толщи морской воды. Что вы заметили?

 Что вода сверху вниз от голубого постепенно переходит к синему и темно-синему.  

А почему? Кто может ответить?

Ответы детей: голубой цвет, потому что в воде отражается голубое небо. К низу всё темнее, потому что чем глубже, тем меньше света проникает под воду

Так, отличные ответы. Все верно. Давайте для Лунтика заполним нашу морскую воду обитателями, чтобы он лучше мог объяснить брату, как же устроена жизнь в морях и океанах!

Воспитатель раздает детям иллюстрации и магниты.

Дети прикрепляют морских животных по «этажам».

Почему ты решил прикрепить дельфина сюда? А осьминога? А медузу? и т. д.

Дети не могут объяснить, почему именно в это место поместили картинки

Смогли мы объяснить Лунтику, как устроена жизнь в океане?

Чего мы не знаем? (на каком этаже «живут» морские обитатели)

Воспитатель: Действительно, мы не знаем правила расселения в океане. Давайте разбираться! Как можно нам сейчас узнать, где же живут эти морские обитатели и как они выглядят?  

Ответы детей: посмотреть передачу, спросить взрослого, догадаться самим…

Воспитатель: Отлично. Еще какие предположения? Молодцы. А кто же лучше всех расскажет все про жизнь в море?

Ответы детей: тот, кто его изучает

Чтобы помочь преодолеть наше затруднение, я хочу вас познакомить с очень интересной профессией – океанолог! Кто знает, что это за профессия такая?

Ответы детей. Если затрудняются: «Как мы можем узнать об этом?». Имитация поиска информации в интернете.

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

Океанологами называют людей, изучающих моря и океаны. Это интересная профессия. Но океанологом быть нелегко. Они по несколько месяцев работают в море на специально оборудованных исследовательских судах, опускаются вглубь океана в подводном аппарате, который называется батискаф. Океанолог исследует состав, свойства, строение, морей и океанов, а также открывает и изучает новые виды морских обитателей, отслеживает многие процессы, происходящие в морях и океанах.

Океанолог должен быть сильным и выносливым, уметь хорошо плавать, чтобы погружаться в акваланге, и работать в команде. Работа океанолога трудная, но чрезвычайно интересная.

Хотите стать океанологами?

Ответы детей

Тогда давайте представим, что мы с вами стали учеными, которые изучают моря и океаны! А Лунтик будет с нами.

Для этого надо 3 раза повернуться на месте и сказать волшебные слова:

1,2,3,

Мы океанологи!

Будем море изучать -

Лунтик много будет знать!

Проходим в батискаф, занимаем места.

Просмотр презентации

А вы знаете, что обитатели океана живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине.

Ребята, мы посмотрели как все устроено в глубине океана.  Предлагаю самим составить правила расселения морских обитателей по этажам! А я вам помогу. Я верю в вас, потому, что вы какие?

Ответы детей

Физминутка

Рыбки плавают, ныряют в чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке!

Предлагаю  сравнить обитателей, живущих на нижнем и верхнем этажах моря.

На что обратим внимание?

Посмотрим на форму тела. На цвет, размер

Хорошие предложения! Будем сравнивать рыб по форме и цвету. Помогут нам в этом карточки– помощницы!

Педагог выставляет карточки – надписи   форма      цвет.

Форма тела рыб может быть самой разнообразной: плоская (сплющенная с боков или сжатая сверху вниз), цилиндрическая (заостренная с концов) или торпедовидная, лентообразная.

Рыбы, с какой формой тела живут на нижнем этаже моря? – Плоские, ленточные

Как вы думаете, почему они плоские? - Их сплющила вода

Молодцы! Вы, на правильном пути к открытию правил.

В море вода стоит или движется! - Движется

В верхнем этаже моря вода движется очень быстро. Рыбам,  с какой формой тела  здесь удобно жить? Цилиндрической или плоской? - Я думаю рыбам с цилиндрической формой

Объясните, почему? - Их снесет течением

Вы догадливы! Цилиндрическая форма, помогает рыбам быстро двигаться. Эта форма тела рыб, живущих в  верхнем этаже моря. Рыбы с плоской формой   не смогут справиться с быстрым течением.

Ребята, составьте  первое правило расселения рыб по форме? - Плоские и ленточные рыбы живут на нижнем этаже моря, а на верхнем этаже рыбы с цилиндрической формой

Выберете и прикрепите необходимые карточки к нашему макету.

Дети находят карточку и прикрепляют снизу и сверху макета в графе «форма».

Давайте внимательно посмотрим на рыб!

Что вы можете сказать, о цвете рыб верхнего этажа моря? -  Рыбы верхнего этажа серые

Обратите внимание, какая у них окраска спинки - серая, а брюшка - Белое

И это неспроста, так рыбы маскируются.

Почему рыбы нижнего этажа моря такие разноцветные?  - Это тоже маскировка 

Правильно! Молодцы! Вы очень внимательные! Сделайте вывод и скажите второе правило расселения рыб в море по цвету - У рыб верхнего этажа спинка темная, а брюшко светлое, а окраска придонных рыб очень разнообразна

У рыб, живущих в верхнем этаже моря спинка темная, а брюшко светлое. Окраска придонных рыб очень разнообразна: от серой, до самых ярких и необычайных сочетаний цветов и узоров.

Поставьте необходимые карточки к нашему макету.

Дети находят карточку и прикрепляют снизу и сверху макета

Давайте повторим правила расселения рыб в море

Дети отвечают

Какие вы молодцы! Вы сами составили правила и теперь знаете, что два этих условия: форма и цвет влияют на место обитания рыб в море

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний

Закрепить умение  применять полученное знание,  активизировать словарь детей

Ну что же, ребята, теперь вы сможете помочь Лунтику?

Давайте попробуем, соблюдая правила расселения в море.  

Готово? Этот плакат мы отдадим Лунтику, чтобы он смог рассказать своему братику о жизни в океане.

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

Вот мы и вернулись в детский сад! Какая красота у нас получилась! Все молодцы.

Ребята, все получилось, что вы задумали? Почему получилось?

Да, мы много узнали про морских обитателей, помогли Лунтику. Он теперь все знает и расскажет своему брату)

А что не получалось?

Правильно определить место в океане в начале путешествия)

Почему?

Не знали правила расселения морских обитателей по этажам

Что вы сделали, чтобы получилось?

Молодцы, ребята! Я не сомневалась в вас! Вы – настоящие друзья!

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось?  Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе по рисованию "Путешествие в "Город Мастеров"

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»   Конспект образовательной ситуациипо рисованиюв подготовительной к школе групп...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе « Ходит капелька по кругу».

Конспект поможет в игровой форме познакомить детей со сложным явлением в природе "Круговорот воды в природе" Использование мультимедийных презентаций способствует лучшему усвоению данного понятия....

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе. «Скоро в школу»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Программные задачи:-      закреплять у детей навыки прямого и обратного счета;-      закреплят...

«Замок Снежной Королевы». Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе

Тип образовательной ситуации - «Открытие нового знания».         Тема «Замок Снежной Королевы».         Цель. Формирован...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Удивительный мир космоса"

Образовательная ситуация знакомит дошкольников с таинственным миром космоса - звездами, созвездиями, планетами. Дети получат новые знания о первом космонавте, создадут коллективную композицию о космос...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Рассказывание по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Образовательная ситуация продолжит знакомство детей с произведениями живописи, дети будут совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины, повторят признаки осени....

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе "Расписные ткани"

Данный конспект образовательной ситуации демонстрирует деятельностный подход в дошкольном образовании. Будет полезен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста....