Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе "Расписные ткани"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Данный конспект образовательной ситуации демонстрирует деятельностный подход в дошкольном образовании. Будет полезен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_raspisnye_tkani.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проблемно - образовательной ситуации

в подготовительной группе.

Тип образовательной ситуации - «Открытие нового знания».

Тема: «Расписные ткани»

Цель: Познакомить детей со способом производства тканей из хлопка.

Образовательные задачи:

Мотивировать детей на включение в деятельность.

Актуализировать знания детей о способах окрашивания тканей и умения детей по использованию в своём творчестве элементов декоративно – прикладного искусства (растительные, геометрические).

Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать «ткань», находить красивые сочетания красок в зависимости от фона.

Развивать творческое воображение детей, художественно – эстетический вкус, чувство цвета, композиционные умения.

Развивать речевую и мыслительную деятельность.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность в работе, навыки сотрудничества, стремление принимать участие в коллективной работе.

Тренировать мыслительные операциианализ, сравнение.

Организовать анализ детьми возникшей ситуации, формировать опыт фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения.

Развить коммуникативные навыки, речь.        

Формировать опыт успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Формировать умение детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач: совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).

Формировать первичный опыт детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.

Предварительная работа: чтение повести А. Линдгрен «Пеппи – Длинный чулок», опыты, рассматривание различных тканей.

Материалы, инструменты, оборудование: листы бумаги – белые и цветные; краски – акварель или гуашь; фломастеры, маркеры, цветные карандаши, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой, образцы ткани (лоскутки с красивыми узорами, ноутбук, презентация «Как рождается ткань», карточки с изображением ягод (малина, клубника, вишня, отвар луковой шелухи, ёмкости для отвара, тёрка, клеёнка, кусочки белой ткани по три на каждого ребёнка, свекла, морковь, марля, стаканы с соком овощей, стакан с чистой водой, мокрая салфетка, фартуки для детей, перчатки (или пинцеты, опорные схемы «Алгоритм окрашивания ткани», конверты со схемами и геометрическими фигурами разных цветов к д/игре «Собери узор», песочные часы (5 минут и 3 минуты)

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Образовательная задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Дети занимаются самостоятельной деятельностью. Воспитатель включает видеоролик. Звучит сказочная заставка, призванная заинтересовать детей и мобилизовать их внимание. На экране появляется Пеппи – Длинный чулок (слайд 1)

Пеппи – Длинный Чулок.  Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я  Пеппи – Длинный чулок!  Я пришла к вам за помощью. Недавно меня пригласили на карнавал. А костюма у меня нет. Но зато у меня есть белая ткань, из которой я собралась сшить себе юбку. Вот только на карнавал принято ходить в ярких и красочных костюмах. Мои друзья Томми и Анника рассказывали мне, что ткань можно покрасить самому. Неужели это правда? И как же это сделать? Помогите мне, пожалуйста, ребята.

Воспитатель.  Да… Проблема… Как вы считаете, друзья, надо ли помочь Пеппи? 

Вариант с отрицательным ответом. 

Воспитатель. Скажи, пожалуйста, а вы считаете себя добрым человеком?

Ответы детей.

Воспитатель. А добрый человек отказывает другому в помощи?

Ответы детей.

Воспитатель. Тогда давайте попробуем  помочь Пеппи.

Положительный вариант ответа. 

Воспитатель. А почему вы так думаете?

Ответы детей. 

Воспитатель. Так Вы хотите ей помочь?

Ответы детей. 

Воспитатель. А Вы  сможете Пеппи?  

Ответы детей. 

Воспитатель.  Как вы сможете ей помочь?

Ответы детей.

2. Актуализация знаний.

Образовательные задачи: актуализировать знания о способах производства тканей из хлопка; закрепить навыки сотрудничества, стремление принимать участие в коллективной работе; развить коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь; тренировать мыслительные операции  анализ, сравнение.        

Воспитатель. Дорогая Пеппи, я думаю, ребята с удовольствием помогут тебе. Ребята, расскажите, а кто – нибудь из вас когда – то ходил на карнавал?

Ответы детей. 

Воспитатель А какие туда нужны костюмы?

Ответы детей. 

Воспитатель. А как же Пеппи сделать такой костюм из белой ткани?

Ответы детей. 

Воспитатель. Приходилось ли кому – нибудь из вас окрашивать ткань в домашних условиях?

Ответы детей. 

Воспитатель.  А чем вы окрашивали ткань?

Ответы детей. 

Воспитатель. А кто знает, что же такое ткань?

Ответы детей. 

Воспитатель. А хотите узнать,  из чего и как получается ткань?

Ответы детей. 

Воспитатель. Рассказ с презентацией

Слайд №2. На полях выращивают удивительное растение – хлопок. Это – хлопковое поле, вот так он растет. Хлопок любит тепло, поэтому растет на юге, где много солнца и тепла.

Слайд №3. Хлопок похож на коробочки с ватой. Когда он созревает, коробочки лопаются, а в каждой из них – будто кусочек ваты.

Слайд №4. Раньше хлопок собирали руками. Это очень тяжелая работа.

Слайд №5. Теперь это делает хлопкоуборочный комбайн.

Слайд №6. Собранный хлопок раскладывают на солнце сушить.

Слайд №7. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику.

Слайд №8. Там его разрыхляют, очищают от семян и расчёсывают.

Слайд №9. Получается вот такая вата. Из такой ваты делают нити.

Слайд №10. А уже из ниток ткут ткань на ткацких станках. Качество тканей зависит от толщины нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, например, джинсовая ткань, а из тонких – легкие, тонкие, такие как ситец, сатин. Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут из ниток однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета.

Слайд № 11. Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань.

Наши далекие предки крайне редко окрашивали саму ткань. В основном окрашивалась пряжа или волокно. Красители использовали только натуральные, растительного и животного происхождения, реже минеральные. Многие народы для приготовления красок использовали дикие травы. В большинстве случаев, из корней, листьев или стеблей растений готовили отвар. Затем в этот отвар погружали ткань в развернутом виде и долгое время кипятили.

3. Затруднение в ситуации

Образовательные задачи: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения.

Воспитатель. Сможем мы помочь Пеппи – раскрасить ее белые ткани?

Ответы детей.

Воспитатель.  Почему?

Ответы детей. 

Воспитатель. Значит, что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения? Ответы детей. 

4. Открытие нового знания.

Образовательные задачи: формирование у детей представления о способах окрашивания тканей; формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. 

Воспитатель. Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать?

Ответы детей. 

Воспитатель. А что интереснее, спросить у того, кто знает или самим догадаться?

Ответы детей.

Воспитатель. Попробуем догадаться сами.

 Игра «Угадай, какой цвет получится»

Воспитатель. Угадайте, какой цвет может получиться, если покрасить ткань малиной (показ карточки с изображением малины).

Ответы детей.

Воспитатель. Клубникой (показ карточки с изображением клубники).

Ответы детей.

Воспитатель. Вишней (показ карточки с изображением вишни).

Ответы детей.

Воспитатель. А вот посмотрите, какие цвета ткани люди получали из разных растений: (слайды 12 – 18)

Светло коричневый – шелуха лука (цвет зависит от цвета шелухи).

Красный – крушина (свежая кора; сухая – красно-коричневый цвет).

Оранжевый – дикая яблоня (кора).

Желтый – крушина (ягоды; при длительном варении – зеленый цвет).

Зеленый – крапива (листья).

Синий – Иван-да-Марья (цветы).

Черный–клён (листья).

Воспитатель. А теперь пусть наши глаза немного отдохнут.

Гимнастика для глаз

Раз – налево, два – направо,

три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмём немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

Опыт 1 «Окрашивание ткани»

Воспитатель. А теперь я приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию. Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила поведения в мастерской.

Ответы детей.

Воспитатель. Сейчас я покажу вам как же можно самим покрасить кусочек ткани. В этом мне помогут растворы, которые я приготовила заранее. Это растворы из луковой шелухи. Перед нами три ёмкости с раствором луковой шелухи. Я предлагаю вам выяснить: зависит ли степень окрашивания ткани от времени её пребывания в красящем растворе.

Воспитатель. Скажите, как изменится цвет, если кусочек ткани подержать в растворе 5 минут, 1 минуту или, например, опустить ткань и сразу вынуть её из раствора.

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте проверим это опытным путём. Для этого первый кусочек ткани кладём в раствор луковой шелухи и оставляем его там на 5 минут. Чтобы мы знали, сколько времени прошло, давайте поставим песочные часы, которые отмерят ровно 5 минут. А пока, опустим следующий кусочек ткани в другую ёмкость с раствором шелухи, и, оставим его там на 1 минуту. Здесь нам тоже помогут песочные часы. А теперь берём третий кусочек ткани и опускаем его в раствор на 3 секунды (опустили - вынули).

Воспитатель. Посмотрите, что произошло с тканью? Какого цвета она стала? Ответы детей.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что же стало с другими кусочками ткани. Какой вывод мы можем сделать?

Ответы детей.

Воспитатель. А можно ли окрасить ткань овощами?

Ответы детей.

Опыт № 2 «Яркость ткани»

На столах: по 2 краски, 2 лоскута ткани, пинцет, клеенка, влажные салфетки, терка, свекла, морковь, марля, стаканы с соком овощей, стакан с чистой водой, мокрая салфетка.

Воспитатель: Как вы уже успели заметить, у нас два стола с разным оборудованием. Что нам надо сделать?

Ответы детей.

Воспитатель. Я с вами согласна! Нам надо разделиться на две команды и придумать им название. (Дети делятся на команды и придумывают названия своим командам).

Воспитатель. Давайте сравним яркость окрашивания ткани. Решите между собой, какая команда будет окрашивать ткань соком из овощей, а какая команда попробует окрасить ткань кусочками тех же овощей.

Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите, что у меня на столе? Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного цвета?

Ответы детей. 

Воспитатель. А как я ее получила, ведь свёкла твёрдая, а краска жидкая? (показ терки) Что можно сделать со свеклой, используя терку?

Ответы детей.

Воспитатель. А теперь догадайтесь, из чего я получила краску оранжевого цвета? А как я ее получила?

Ответы детей.

Воспитатель.  А теперь и вы можете, как люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Прошу каждую команду пройти к своему столу. Давайте повторим, как мы будем окрашивать ткань?

Ответы детей.

Воспитатель.  Чтобы вы не забыли последовательность выполнения работы, я приготовила для вас опорные схемы. Вы можете ими пользоваться во время работы.

А второй команде, предлагаю взять понравившийся кусочек: свёклы или моркови, и попробовать им порисовать на ткани.

Команды, прошу приступать к работе.

Самостоятельная работа детей. Работа с опорными схемами.

Воспитатель. Какие выводы мы можем сделать, окрашивая ткань кусочками овощей и их соком?

Ответы детей.

Воспитатель. В каком случае цвет получился ярче и насыщеннее?

Ответы детей.

Воспитатель.  Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка «Вверх рука и вниз рука»

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

Дидактическая игра «Сложи узор»

Воспитатель. Пеппи, а какой бы ты хотела сделать узор на своём костюме?

Пеппи. Что – нибудь с квадратиками, кружочками, в общем геометрический.

Воспитатель. Ребята, на столах перед вами конверты с геометрическими фигурами разных цветов и размеров, так же есть карточки – схемы узоров из геометрических фигур. Вы можете сами создать свой собственный узор или с помощью карточек – схем, используя свои любимые цвета. (самостоятельная работа детей)

5. Введение нового знания в систему знаний.

Образовательные задачи: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач: передавать образы предметов, используя известные им элементы декоративно – прикладного искусства (растительные, геометрические), рисовать узоры по замыслу.

Воспитатель. Окрашивать ткань мы научились. Составлять узоры мы тоже умеем. А теперь, как настоящие художники, давайте нарисуем эскизы узоров для ткани. А помогут вам в этом краски и карандаши.

Рисование «Такие разные ткани»

Самостоятельная работа детей.

Пеппи. Ребята, большое вам спасибо. Вы мне очень помогли. У вас получились красивые эскизы тканей. Все они мне очень нравятся. Я даже не могу вот так сразу выбрать узор, который нарисую на своём костюме. Вы разрешите мне забрать с собой все ваши эскизы, чтобы я дома смогла подобрать себе узор для юбки?

Ответы детей.

Пеппи. Спасибо большое. До свидания!

6. Итог.

Образовательная задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Пеппи разрешить её проблему?

Ответы детей.

Воспитатель. Что вам помогло выполнить эту работу?

Ответы детей. 

Воспитатель. Вам понравилось окрашивать ткани? А создавать эскизы?

Ответы детей. 

Воспитатель. А что вам понравилось делать больше всего?

Ответы детей. 

Воспитатель. Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

Ответы детей. 

Воспитатель Вы сегодня порадовали меня. Амина создала замечательный узор из геометрических фигур. Оля и Вася нарисовали очень красивый эскиз узоров. Вова, Миша и Кира отлично окрашивали ткани соком. Я рада, что вы открыли для себя этот способ окрашивания тканей, и он вам понравился. Теперь вы сами сможете научить своих друзей так окрашивать ткани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе по рисованию "Путешествие в "Город Мастеров"

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»   Конспект образовательной ситуациипо рисованиюв подготовительной к школе групп...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе « Ходит капелька по кругу».

Конспект поможет в игровой форме познакомить детей со сложным явлением в природе "Круговорот воды в природе" Использование мультимедийных презентаций способствует лучшему усвоению данного понятия....

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе. «Скоро в школу»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Программные задачи:-      закреплять у детей навыки прямого и обратного счета;-      закреплят...

«Замок Снежной Королевы». Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе

Тип образовательной ситуации - «Открытие нового знания».         Тема «Замок Снежной Королевы».         Цель. Формирован...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Удивительный мир космоса"

Образовательная ситуация знакомит дошкольников с таинственным миром космоса - звездами, созвездиями, планетами. Дети получат новые знания о первом космонавте, создадут коллективную композицию о космос...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Рассказывание по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Образовательная ситуация продолжит знакомство детей с произведениями живописи, дети будут совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины, повторят признаки осени....

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Весна"

Образовательная ситуация позволит уточнить и расширить представления детей о весне и её приметах, обогатит и активизирует словарь по теме, потренирует в звуковом и слоговом анализе и синтезе....