Проект "Муравьиная семья"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Наверно найдется немало людей, которые хоть раз не останавливались возле муравейника, завороженные таким далеким и в то же время близким нам миром этих удивительных насекомых.
Так и наши дети, во время прогулки увидели муравьев. Реакция детей была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие дети, которые предложили уничтожить муравьев. В ходе беседы с детьми, выяснилось, что знания о насекомых очень маленькие. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?».
В наше время, данная проблема актуальна, так как сейчас очень много муравьев и муравейников уничтожаются людьми, не думающих о последствиях. Поэтому очень хотелось, чтобы смотря на муравьев, наши дети проявляли уважение, как к насекомым, приносящим большую пользу природе и человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muravinaya_semya.docx | 39.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 33» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413111, г. Энгельс, ул. Одесская, д.60, ИНН 6449019417, КПП 644901001
Проект
«Муравьиная семья»
Провели воспитатели:
Москальцова Юлия Владимировна
Глотова Лариса Хусаиновна
Энгельс 2021
Проект
Тема: «Муравьиная семья»
Автор: Москальцова Юлия Владимировна и Глотова Лариса Хусаиновна.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: воспитатели Москальцова Юлия Владимировна и Глотова Лариса Хусаиновна, дети старшей группы «Гномики» и их родители.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Продолжительность: средней продолжительности
Актуальность: Наверно найдется немало людей, которые хоть раз не останавливались возле муравейника, завороженные таким далеким и в то же время близким нам миром этих удивительных насекомых.
Так и наши дети, во время прогулки увидели муравьев. Реакция детей была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие дети, которые предложили уничтожить муравьев. В ходе беседы с детьми, выяснилось, что знания о насекомых очень маленькие. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?».
В наше время, данная проблема актуальна, так как сейчас очень много муравьев и муравейников уничтожаются людьми, не думающих о последствиях. Поэтому очень хотелось, чтобы смотря на муравьев, наши дети проявляли уважение, как к насекомым, приносящим большую пользу природе и человеку.
Цель : расширить представление детей о муравьях и их большом значении в жизни леса. Развивать познавательный интерес, творческие способности.
Задачи:
1. Развивать интерес и желание к экспериментированию. Формировать реалистические представления о природе.
2. Формировать навыки коллективного труда.
3. Воспитывать чувство ответственности за братьев наших меньших.
4. Дать более глубокие знания о муравьях и их жизни, и месте обитания. Расширить представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях муравьёв.
5. Привлечь родителей к участию в проекте.
6. Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление.
Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям. Развитие познавательной активности, любознательности. Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде. Создание условий для проявления воображения.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
1.Составить план совместной деятельности взрослого с детьми на тему «Муравьи»
2.Подбор литературы, игр, картинок, энциклопедий о муравьях.
3.Информация в уголке для родителей о начале проекта «Муравьиная семья», приложен список книг рекомендуемых для чтения про насекомых.
4. Привлечь родителей к участию данного проекта, помочь детям сделать поделку «Муравья» из бросового материала.
II этап – основной
1. Беседа о муравьях. Презентация.
2.Дидактическая игра: «Учись сравнивать насекомое».
3. Экскурсия в лесок детского сада, цель найти муравейник.
4. Рассматривание муравейника, наблюдение за муравейником.
5. Презентация о строении и жизни муравья..
6. Наблюдение за жизнью муравейника. Зарисовка.
7. Рассматривание строение муравья через микроскоп. Лепка муравья.
8.Опыт: «Муравьиная дорожка»
9.Вечер загадок «насекомые».
10. Составь описательный рассказ про жизнь муравьев
11. Чтение сказки В. В. Бианки «как муравьишка домой спешил».
III этап – заключительный
1. Выставка поделок «Муравьи»
2. Коллективная работа «Макет муравейника»
3. Подведение итогов проекта. Игра-викторина «Все ли вы знаете о муравьях?»
Календарное планирование взросло-детской деятельности в ходе проекта
Этап | Дата реализации | Образовательная область | Деятельность педагога | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями |
I этап | 15-23 июня 2021г | 1.Составить план совместной деятельности взрослого с детьми на тему «Муравьи» 2.Подбор литературы, игр, картинок, энциклопедий о муравьях. | 3.Информация в уголке для родителей о начале проекта «Муравьиная семья», приложен список книг рекомендуемых для чтения про насекомых. Цель: познакомить детей с литературными произведениями о насекомых 4. Привлечь родителей к участию данного проекта, помочь детям сделать поделку «Муравья» из бросового материала. | ||
II этап | 24.06.2021г | Социально-коммуникативное развитие Познавательно развитие Речевое развитие | 1. Беседа о муравьях. Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни | ||
25.06.2021 | Познавательное развитие | 2.Дидактическая игра: «Учись сравнивать насекомое». Цель: закреплять умение классифицировать и называть насекомых. | |||
28.06.2021 | Познавательное развитие | 3. Экскурсия в лесок детского сада. Цель найти муравейник. | |||
30.06.2021 | Познавательное развитие | 4.Рассматривание муравейника, наблюдение за муравейником. Цель: расширять представления детей о муравьях – тружениках; пополнять словарный запас; воспитывать бережное отношение к насекомым; | |||
01.07.2021 | Познавательное развитие | 5.Презентация о строении и жизни муравья. Цель: Расширение кругозора детей, развитие наблюдательности. | |||
02.07.2021 | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие | 6. Наблюдение за жизнью муравейника. Зарисовка. Цель: Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах, и их отношениях. Зарисовкой закрепить полученные знания | |||
05.07.2021 | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие | 7. Рассматривание строение муравья через микроскоп и лупу. Лепка муравья. Цель: детально рассмотреть строение муравья. Лепкой закрепить полученные знания | |||
06.07.2021 | Познавательное развитие | 8.Опыт: «Муравьиная дорожка». Цель: Расширить знания детей о жизни муравьев | |||
07.07.2021 | Речевое развитие | 9.Вечер загадок «насекомые». Цель: продолжать обучать отгадыванию загадок. уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаков муравьев. | |||
08.07.2021 | Речевое развитие | 10. Составь описательный рассказ про жизнь муравьев Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного. | |||
09.07.2021 | Художественно-эстетическое развитие | 11. Чтение сказки В. В. Бианки «как муравьишка домой спешил». Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье | |||
III этап | 12.07.2021 | Художественно-эстетическое развитие | 1. Выставка поделок «Муравьи» Цель: побудить желание участвовать всем семьям. | ||
13.07.2021 | Художественно-эстетическое развитие | 2. Коллективная работа «Макет муравейника» Цель : Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Продолжать учить заниматься коллективной деятельностью, закрепить навыки создания о муравейнике | |||
14.07.2021 | Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие | 3. Подведение итогов проекта. Игра-викторина «Все ли вы знаете о муравьях?» Цель: обобщить знания чему научились дети за время проекта. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление, творческих способностей |
Вывод:
Муравьи – важнейшая и необходимая составляющая лесной фауны, так как они выполняют множество экологических функций. Понимая важность лесных муравьёв в сохранении экосистемы леса, необходимо более осознанно подходить к этим полезным насекомым. Чтобы сохранить этих удивительных насекомых, в первую очередь нужно сохранить их дом – муравейник. Рождение этому проекту дали дети, и цель нашего проекта была достигнута.
Дети с интересом слушали и исследовали всё о этих удивительных насекомых, раскрыли их секреты жития и секреты сохранения экосистемы.
Родители с восторгом говорили: «Дети стали очень наблюдательными, они везде ищут муравейники, предостерегают нас «не наступите», «не раздавите», замучали вопросами «Когда пойдём в лес»
Это очень радовало нас, в этом мы видим результат нашего проекта.
Мы взрослые не должны упускать эти желания и стремления детей узнавать этот мир и дать возможность изучать его дальше, ведь только от настоящего и будущего зависит наша жизнь, а будущее и настоящее –это мы и наши дети. Мы думаем этот проект станет началом для исследования и других обитателей экосистемы.
Приложение1
Художественная литература
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравьях.
К. Ушинский «Капустная белянка»
В. Бианки «Муравейник зашевелился»
Н. Сладков «Муравей и сороконожка»
«Сказка о лягушке и муравьях»
Л. Н. Толстой «О муравьях»
И. Соколов-Микитов «Муравьи»
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Н. Гали «Муравьиные истории»
А.В. Митяев «Муравей и космонавт»
В.Брагин «Как муравьишка домой спешил»
Приложение 2
Беседа о муравьях
Цели:
- Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
- Сформировать представление о роли муравьёв в природе;
- Воспитывать бережное отношение к муравьям;
- Воспитывать интерес к исследовательской работе.
Материал:
Картины с изображением муравья, муравейника
Ход беседы – наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадки:
В лесу у пня суетня, беготня.
Нард рабочий весь день хлопочет –
Из лесного сора строит себе город. (Муравей)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Муравей)
Воспитатель предлагает ответить на вопросы:
1. Где живут муравьи? (В лесу, в городе, в асфальте.)
2. Какую пользу приносят муравьи людям и лесу? (Уничтожают вредных насекомых.)
3. Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел.)
- Муравьи строят себе жилище, оно называется – муравейник. Муравейником правит муравьиная принцесса, в молодости у неё были крылышки, и она любила полетать. Но, став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья, и живёт только в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. В муравейниках существует строгое разделение труда. Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки. Другие чистят помещения гнезда – это уборщики. Есть муравьи добытчики – они добывают пищу. А ещё муравьи-солдаты, эти бесстрашные защитники крепости.
- Муравьи уничтожают вредных насекомых и гусениц. Не зря их называют санитарами леса. Но и очень часто спасают лес от пожаров. Так не потушенную спичку или окурок, брошенный вблизи муравейника очень быстро гасят (разумеется если не успела загореться сухая трава). При этом муравьи становятся на задние лапки и выпускают в огонь струю жидкости.
Главные враги муравьёв – кабаны и… человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи это здоровье леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики.
Ребята, а вы знаете какие то приметы связанные с муравьями?
Приметы: если вокруг муравейника много муравьёв – к хорошей погоде; если муравьи прячутся в кучи, жди сильного ветра, дождя, грозы.
-когда летом муравьи наносят большие муравейные кучи, то ожидай ранней и холодной зимы.
Пословица: Муравей не по себе ношу носит, никто спасибо не скажет, а пчела меньше носит, да людям мила.
Давайте с вами сходим в наш лесок, на территории детского сада и поищем там муравейники.
Приложение 3
Дидактическая игра «Насекомые»
Цель: закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передает мячик соседу, тот называет другое насекомое (комар, и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит: «Летающие насекомое – бабочка» - и передает маленький мячик соседу, тот отвечает: «Комар», и т. д. После окончания круга ведущий называет: «Прыгающее насекомое», - и игра продолжается.
Приложение 4
Исследовательская деятельность:
Одну дорожку перед муравейником засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую – сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Выводы детей: Муравьи обогнули песок и вернулись на проторенную тропинку; сахарный песок муравьи собирают и несут в муравейник
Приложение 5
Опыт «Муравьиная дорожка»
Недалеко от найденного муравейника, на территории детского сада, ребята разместили кусочек булочки с сахаром. и примерно через 15 мин этот кусочек нашел 1 муравей, и через каждые 10 мин наблюдали за лакомством, количество муравьев увеличивалось. Через час к хлебу была проложена дорожка муравьев.
Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае булочка с сахаром, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек.
Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.
Приложение 6
Загадки про муравьев и муравейники
Кто в лесу без топоров Строит избу без углов? (Муравей)
***
На вид, конечно, мелковаты, Но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята Вся жизнь их связана с трудом. (Муравей)
***
Кто не знает силача? Груз он носит не ворча. Для него везде тропинка: И дорожка, и былинка, Может вниз нести и вверх; Он работник лучше всех. (Муравей)
***
В лесу у пня суета и беготня, Народ рабочий целый день, Хлопочет и хлопочет, Себе дом строит… (Муравей)
***
Шли плотнички без топоров, Срубили избу без углов. (Муравьи)
***
Побежали по дорожке Чьи — то маленькие ножки! А на ножках , посмотри,- Груза больше раза в три! И почти не вижу я Под поклажей … (Муравья)
***
Тащит он соломинку К маленькому домику. Всех букашек он сильней Наш трудяга… (Муравей)
. ***
Мужички без топоров Рубят избу без углов. (Муравей)
***
Я работаю в артели У корней лохматой ели. По буграм тащу бревно — Больше плотника оно. (Муравей)
***
Непосильную поклажу, Нёс без всякого куражу. Он трудяга, каких мало И сородичей орава: Всех на свете он сильней – Рыжий крошка… (Муравей)
***
В лесу у пня Как обычно беготня, Народ рабочий целый день Избу там строит… (Муравей)
***
У кореньев деревьев — Ратная сила. (Муравей)
***
На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион. (Муравейник)
***
В лесу под Ёлкой — город. В нём сто улиц — коридоров. Взад-вперёд снуют здесь жители По профессии — строители. (Муравейник)
***
За пнем бугорок, А в нем – городок. (Муравейник)
***
Лесные Жители Лучшие строители. Ребятнёй кипучей Дом построен самый лучший. Из хвоинок, из иголок Самый лучший в мире город. (Муравейник и Муравьи)
***
Трудится с утра до ночи, Строит дом высокий очень. Муравейник – теплый дом, Миллионы комнат в нем. Строит кто? Скажи скорей! Это крошка — … (Муравей)
***
Живёт в лесу малыш изящный, Пусть ростом мал, да работящий. Весь день без устали снуёт – То прут, то брёвнышко несёт… (Муравей)
Приложение 7
Викторина «Все ли вы знаете о муравьях?»
Воспитатель:
Сегодня у нас будет викторина «Все ли вы знаете о муравьях?». Проверим ваши знания. Разделимся на две команды. За каждый правильный ответ ваша команда получает жетон. Если команда затрудняется ответить, то задание переходит другой команде. Также нам нужно выбрать жюри. Перед вами на барабане лежат конверты с заданием. И так начинаем.
Каждой команде будут задаваться вопросы. Та команда, которая не отвечает, не подсказывает. Иначе вопрос будет снят.
Сколько лап у муравьёв? (6)
Сколько цветов бывает у муравьёв? (6)
(Цвет также зависит от разновидности: бывают красные, коричневые, черные, зеленые, рыжие и синие представители).
Сколько видов муравьёв обитает на территории России? (300)
Муравьи очень мелкие насекомые, но и среди них встречаются гиганты. Сколько см в длину достигает самый крупный муравей?
(Название полностью соответствует реальности: взрослые особи достигают 3 сантиметра в длину).
Муравьи любят сладкое? (Да)
(Муравьи – это сладкоежки, которые любят насладиться нектаром).
Муравьи опасны для человека? (Да)
Муравьи – трудолюбивые насекомые? (Да)
С какой целью муравьи выносят землю из своего муравейника наверх?
(Просушивают, чтобы не завелась плесень).
Что связывает муравьев с тлёй?
(Муравьи «доят» тлей, получая сладкую жидкость).
В муравейнике у каждого муравья свои обязанности.
Чем заняты муравьи- строители?
(Муравьи-строители заботятся об обустройстве муравейника – роют тоннели).
Чем занимаются муравьи- солдаты?
(Муравьи-солдаты защищают муравейник от нападения других насекомых и захватывают территорию для его расширения).
Что делают муравьи-сиделки?
(Муравьи-сиделки наблюдают за развитием личинок).
Что делают муравьи-врачи?
(Лечат своих сородичей).
Чем заняты муравьи-добытчики?
(Приносят в муравейник пищу).
Что делают муравьи-листорезы?
(Заботятся о запасе листвы, на основе которой они выращивают грибы, которыми питается весь муравейник).
Что делают муравьи-могильщики?
(Хоронят усопших особей муравейника).
Чем заняты муравьи-растениеводы?
(Занимаются сбором семян растений).
Даже есть муравьи-фермеры, которые заботятся о разведении мелких насекомых, которыми они питаются – тли, червецов, цикад.
Какую пользу приносят муравьи?
(Рыхлят землю лучше червей, разносят семена по лесу, очищают лес от умерших насекомых и вредителей, муравьиная кислота способна помочь при лечении болезней.).
Как по- гречески будет слово муравей? (Мирмики)
Как называется наука, изучающая муравьёв?
(Мирмекология - наука, изучающая муравьев. От греческого "мирмики" - муравей, "логос" – учение).
Воспитатель: какие молодцы ребята! Вы все про муравьев теперь знаете! И я считаю что медаль заслужил каждый из вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....