Открытое занятие в старшей группе "Волшебница-вода"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Развивать интерес в исследовательской деятельности.
Расширять знания о воде.
Продолжать активизировать речь и обогащать словарный запас.
Задачи:
Образовательные
Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может растворять предметы, изменять свой цвет, что пар это тоже вода.
Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
Развивающие
Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные
Прививать бережное отношение к воде.
Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_v_starshey_gruppe.odt | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД: Тема: «Волшебница - вода» (старшая группа)
- Развивать интерес в исследовательской деятельности.
- Расширять знания о воде.
- Продолжать активизировать речь и обогащать словарный запас.
Задачи:
Образовательные
- Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может растворять предметы, изменять свой цвет, что пар это тоже вода.
- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
Развивающие
- Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные
- Прививать бережное отношение к воде.
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Предварительная работа
- Беседы о воде, её роли в жизни человека.
- Проведение занятий - экспериментирований с водой.
- Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
- Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.
- Отгадывание загадок, чтение художественной литературы:
Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды»,
Б. Заходер, «Что случилось с рекой»;
Материалы для НОД.
- прозрачные одноразовые стаканчики;
- фильтровальные салфетки;
- вещества, которые мы будем растворять в воде, (сахарный песок, речной песок).
- иллюстрации к загадкам.
- лист бумаги с изображением воды
- на каждого ребенка конверт с картинками-схемами
- мисочки, ложки чайные;
- кусочки льда на каждого ребёнка
- термос с горячей водой
- зеркало
- стаканчики с водой;
- акварельные краски;
- мольберт;
- кисти
- салфетки
- воронка
- бутылка с водой
- аудиозапись «Звуки природы»;
- магнитофон;
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.
Игра «Друзья»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
1 часть.
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то увидела корзину около нашей группы…. А в корзине записка: «Загадки для ребят из группы «Семицветик». А от кого – не понятно?! Давайте же отгадаем эти загадки.
(Достаёт яичко от киндер-сюрприза, открывает его, читает загадки).
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь вода в руке?
Дети: (снежинки)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она, потечёт
Дети:(сосулька)
Молоко над речкой плыло –
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.
Дети: (туман)
Капли влаги на листочках –
На траве и на цветочках–
Это что за чудеса?
По утрам блестит …
Дети: (роса).
Что за чудо покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек –
Их укрыл пушистый…
Дети: (снег).
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать одним словом: дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это?
Дети: Вода.
Воспитатель:Да, это все вода.
Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница.
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о ее Величестве Воде.
Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит их воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.
Поэтому, воду надо беречь и охранять.
- Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете?
- Вода – это жидкость.
- Вода не имеет собственной формы.
- У воды нет цвета
- У воды нет вкуса
- У воды нет запаха
Звучит музыка. Входит Капелька
Капелька: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуйте! Кто ты?
Капелька: Я капелька воды. Пролетала мимо и услышала, что вы, отгадываете мои загадки.
Воспитатель: Так вот чьи это загадки?!
Капелька: Я пришла к вам посмотреть и послушать, что вы обо мне знаете? Кого я могу напоить?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Капельке, кому нужна вода.
Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»
Игра: «Кому нужна вода».
Описание: На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево), нужно выбрать нужную картинку и прикрепить к стрелке.
Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего.
2 часть.
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой.
( Присаживаемся за столы)
Опыт №1.
Воспитатель: Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки.
Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет?
Дети: сахарный песок в воде растворился.
Воспитатель: Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка.
Растворился речной песок в воде или нет?
Дети: Речной песок в воде не растворился.
Воспитатель: Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?
Дети: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.
Воспитатель: Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Вывод: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.
Опыт №2. «Лед – это вода»
Воспитатель: Дети, закройте глаза
( по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
Что вы почувствовали?
Дети: Холод
Воспитатель: Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
Дети: Чем-то мокрым, холодным, льдом.
Воспитатель: Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
Дети: Лед начинает таять. Лед превращается в воду.
Воспитатель: Так что же такое лед?
Дети: Лед – это вода в твердом состоянии.
Воспитатель: В каком состоянии может быть вода?
Дети: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Вывод: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воспитатель: Возьмите салфеточки и протрите руки.
Физкультминутка
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, прыгали (дети прыгают, танцуют). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и становятся возле мамы тучки).
Опыт № 3 «Пар – это тоже вода».
Воспитатель: А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.
(Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло или зеркало).
Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит.
Дети: Из горлышка выходит пар.
Воспитатель: Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите на зеркале?
Дети: Оно запотело, и появились капельки
Воспитатель: Предлагаю вам потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода. Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Правильно пар-это тоже вода, очень сильно нагретая. Ребята, запомните, пожалуйста, что такой пар очень горячий и подходить близко к сильно нагретым предметам нельзя, так как можно обжечься.
Вывод: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет.
Давайте попробуем.
Опыт №4 «Вода может изменить свой цвет»
Воспитатель: Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.
- Изменила вода свой цвет или нет?
Дети: Да
Воспитатель: Какого цвета стала вода, у ……..?
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Вывод: вода может менять цвет.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома.
- Капелька, что это у тебя?
Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила с собой воды напиться, вот она.
Воспитатель: Ребята, а нам можно пить такую воду пить?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.
Капелька: Что же мне делать? Может вы мне посоветуете?
Воспитатель: Ребята, поможем Капельке очиститься?
- А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.
- Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
- Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.
- Что мы видим?
Дети: Вода очищается
Воспитатель: Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистая, прозрачная.
Воспитатель: Куда делась грязь?
Дети: Вся грязь осталась на фильтре.
Воспитатель: Я вам показала самый простой способ очистки воды этим простым способом нам удалось очистить воду от крупного мусора, пить её нельзя так как в ней остались микроорганизмы вредные для нашего здоровья.
Где мы можем использовать эту воду?
Дети: Полить цветы, помыть пол и т.д.
Воспитатель: Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
Мы хорошо потрудились. Капелька увидела, какие вы умелые и знающие.
Я предлагаю вам отдохнуть, поиграть в игру « Хорошо - плохо»
Игра « Хорошо - плохо»
- Встаем в круг. Я вам буду кидать мячик, и задавать вопрос:
Вода – это хорошо. Почему? или Вода – это плохо. Почему?
Ответ 1:
Воду мы пьём, моемся, стираем бельё, моем посуду, купаемся в речке, в ванне, поливаем растения в квартире, на даче, необходима людям, животным, птицам, насекомым.
Ответ 2:
Не умеешь плавать можно утонуть, напьёшься холодной воды из холодильника – можно заболеть, прольёшь воду на пол и не заметишь можно упасть и получить серьёзную травму. Если залить растения они могут погибнуть, во время наводнения вода разрушает всё на своём пути.
Воспитатель: Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?
Дети:
Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
Вода прозрачная.
Вода может менять свой цвет.
Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде. Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие.
Дети: Спасибо, тебе Капелька! До свидания!
Воспитатель: Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда.
Эта волшебница – наша вода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия(открытое занятие в старшей группе)
Закрепить умение рисовать методом «тычка» и «выдувания»;Закрепить с детьми способ получения розового цвета;Закрепить знания детей о деревьях;Помочь детям познать окружающую действительность, раз...
К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос
Программное содержание:Учить детей рассказывать о смысле знакомой пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».
Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»
Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».
Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить несколько одинаковых ци...
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».
Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».Тема: « Мальвина в гостях у ребят»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математич...
Открытое занятие в старшей группе по экологии. Тема занятия: « Воздух»
Открытое занятие в старшей группе по экологии.Тема занятия: « Воздух»...