Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Гусева Елена Александровна

Тема: «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста».

 

Воспитатель Гусева Елена Александровна

 

 

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место. На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

 

 Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

 

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

 

Задачи прогулки:

 

1. Оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

2. Способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;

3. Оптимизировать двигательную активность детей;

4. Способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

 

Значение прогулки для развития детей:

1. Развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе;

2. Дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.;

3. Удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит;

4. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми;

5. У детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус;

6. На прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

 

Интеграция образовательных областей при проведении прогулки в соответствии с ФГОС.

 

Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, что ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов. В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

 

 

Структурные компоненты прогулки с детьми дошкольного возраста.

 

Структурными компонентами прогулки являются:

 

1. Разнообразные наблюдения;

2. Основные движения и подвижные игры;

3. Дидактические игры;

4. Трудовая деятельность;

5. Самостоятельная игровая деятельность детей.

 

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Обязательно в течение года проводится вечерняя прогулка.

 

Наблюдения – основной метод обучения. Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

 

 

 

Объектами наблюдений могут быть:

 

1. Живая природа: растения и животные; 

2. Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи); 

3. Труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

 

Виды наблюдения:

 

1. Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

2. Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

 

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

 

1. Устанавливаются факты;

2. Формируются связи между частями объекта;

3. Идет накопление представлений у детей;

4. Проводятся сопоставления;

5. Делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

 

Основные движения и подвижные игры:

 

1. Расширяется двигательный опыт детей;

2. Совершенствуются навыки в основных движениях;

3. Развиваются физические качества;

4. Формируются самостоятельность и активность;

5. Положительные взаимоотношения со сверстниками.

 

Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. На прогулке воспитатель использует разнообразные упражнения в основных видах движений, например, пробежки с разной скоростью небольшими подгруппами (но не более 2-х раз в неделю), упражнения в прыжках, метании, бросании и ловле мяча (цель–подготовка к спортивным играм), различные виды с мячом и др.

 

Подвижная игра: старший возраст – 10-15 минут.

 

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

 

Дидактические игры и упражнения являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, а в старшем  5-6 минут. Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

 

 

Трудовые поручения. Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

 

Формами организации труда детей являются:

 

1. Индивидуальные трудовые поручения;

2. Работа в группах;

3. Коллективный труд.

 

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной - двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

 

Самостоятельная игровая деятельность. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками и т.д. Интерес к творческим играм развивается у детей с 3-4 лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.

 

Виды прогулок.

 

1. ПРОГУЛКА - НАБЛЮДЕНИЕ за: сезонными изменениями в природе; особенностями растительного мира; жизнью домашних и диких животных; трудом и отдыхом людей.

 

2. ПРОГУЛКА - ЗАДАНИЕ, имеющая цель поздравить товарищей или взрослых с праздником; пригласить гостей на групповое или садовское мероприятие; известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии; оказать шефскую помощь.

 

3. ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить: расстояние; величину предмета; высоту предмета; его цвет; крутизну склона; направление и скорость ветра.

 

4. ПРОГУЛКА-ПОИСК. Во время этой прогулки воспитанники получают задание отыскать: лекарственные травы; сеянцы; семена деревьев; природный материал для гербария, коллекции и т.д.

 

5. ПРОГУЛКА-ПОХОД на: скорость; выносливость; дисциплину; внимание; ориентирование на местности.

 

6. ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ должна представить возможность: сделать зарисовку; изготовить поделку из природного материала; сплести венок, корзину; составить букет из листьев, цветов, веток; придумать сказку, стихотворение, рассказ.

 

7. ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать: местные достопримечательности; различные предметы и объекты; редкие цветы, деревья, кустарники; разнообразные свойства, признаки предмета.

 

8. ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ, предусматривает закрепление знаний и умений воспитанников: по правилам дорожного движения; по технике безопасности; по трудовым навыкам; по ориентированию; по культуре поведения.

 

9. КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с: играми; спортивными занятиями; трудом; экскурсионной работой. Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки. Ее продолжительность - 1,5 часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.

Конспект прогулки в старшей группе детского сада «Наблюдение за елью на участке»

 

Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев. Узнать о еловом лесе ряд интересных особенностей.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что же это за девица? Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет

А в иголках круглый год. (Елка)

Ель-высокое могучее дерево, которое растет медленно, но живет долго-500-600 лет.Ветви и ствол-замшелые, смолистые, зеленовато-серого цвета. Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. Как в народе про елку говорят? Правильно, зимой и летом одним цветом. А вы знаете, что зимой в густом еловом лесу теплей, чем в любом другом. Дети, а какие мы знаем леса? Правильно, смешанный лес, березовая роща, сосновый бор. В еловом лесу теплее, потому что сюда не проникает ветер. Высоченные деревья-ели, мохнатые ветви до земли, густой еловый подлесок, как мощный заслон встают на пути даже самого злого ураганного ветра. Знаете, как интересно еще, что в глуши под старой елью, где сухая подстилка из хвои, устраивает в марте уютное гнездышко сообразительная кабаниха. У такой умницы-мамы Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли все 5 или даже 7 новорожденных кабанят не замерзнут, не изрежут свои ножки о колючий, острый, как бритва, наст. А еще в чащобе, в гуще еловых ветвей строят зимой гнезда клесты и выкармливают птенцов еловыми семенами.

Трудовая деятельность: Подвешивание кормушек для птиц.

Цель: воспитывать желание заботиться о птицах

Подвижные игры «Гуси - лебеди». Цель:Упражнять в беге с увертыванием, в ловле.Развивать у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции.

Индивидуальная работа с Агатой и Дашей Развитие движений.

Цель: закреплять умение прыгать с одного круга в другой.

Самостоятельная игровая деятельность

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Дубенский детский сад «Светлячок» Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатель Гусева Елена Александровна

Слайд 2

Цель прогулки: укрепление здоровья,профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Слайд 3

Задачи прогулки: 1. Оказывать закаливающее взаимодействие на организм в естественных условиях, 2. Способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. 3. Оптимизировать двигательную активность детей.

Слайд 4

В режиме дня детского сада выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой

Слайд 5

Структурные компоненты прогулки Наблюдение Дидактические игры Основные движения и подвижные игры Трудовая деятельность Самостоятельная игровая деятельность детей Индивидуальная работа

Слайд 6

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Слайд 7

Живая природа : растения и животные Неживая природа : сезонные изменения и различные явления природы Труд взрослых Объекты наблюдений

Слайд 8

Кратковременные организуются для формирования знаний о свойствах и качествах предмета или явления Длительные организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе Виды наблюдений

Слайд 9

Организуя наблюдение, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность: устанавливаются факты; формируются связи между частями объекта; идет накопление представлений у детей; проводятся сопоставления; делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Слайд 11

Основные движения и подвижные игры . Расширяется двигательный опыт детей Совершенствуются навыки в основных движениях Развиваются физические качества Формируются самостоятельность и активность Положительные взаимоотношения со сверстниками

Слайд 12

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год) Подвижная игра Младший возраст – 6-10 минут Старший возраст – 10-15 минут

Слайд 14

Трудовые поручения Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Работа в группах Формы организации труда

Слайд 16

Самостоятельная игровая деятельность . Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе разворачивания сюжета игры.

Слайд 18

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Слайд 19

СПАСИБО за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»

Консультация для педагогов  «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»...

Организация опытно-экспериментальной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Организация опытно-экспериментальной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация на тему: «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: поделиться опытом с коллегами по вопросу организации прогулки с детьми             старшего дошкольного возраста на конкретном примере....

Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»

Педагогическое руководство воспитателя во время подвижных игр  с детьми....

Консультация на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способс...

Консультация «Организация игровой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста»

Воспитатель детского сада должен знать о прогулках всё, поскольку задача ДОУ охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, создавать благоприятные условия развития дошкольников. Одно и...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и...