Картотека наблюдений на экологической тропе. Экологическая станция "Розарий"
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Мартынова Анна Ильинична

Данная картотека является частью наблюдений на экологической тропе ДОУ, в цветнике-Розарии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_rozariy3.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека наблюдений на розарии экологической тропы.

1. Наблюдение на розарии летом. Сравнение розы и петунии.

Цель:

Продолжать знакомить детей с садовыми цветами -розами, упражнять называть части растений: корень, ствол, цветок, листья, шипы.

Ход наблюдения:

Наступило лето. Солнце изо всех сил старается, греет и освещает землю. Деревья, травы и цветы радуются теплу. Птицы поют. Животные греются на солнышке. Ребятишки тоже рады с солнышком поиграть. А еще лето радует нас своими красками, красками цветущих цветов.                                          Дети подходят к клумбе, любуются цветами.

-Что цветет на наших клумбах?                                                                                      -Какие мы с вами посадили цветы на этой клумбе?                                                                                    -Чем розы отличаются от других цветов?                                                                       -Какие цветы вам больше всего нравятся?                                                                          -Какие цветы вы еще знаете?

Молодцы. Вы правильно назвали все распустившиеся цветы – это розы.

 А на соседней клумбе растут нам еще не известные цветы - петунния. Посмотрите на него, потрогайте листочки – они бархатные, сравните с листом розы.

 А теперь разглядите цветок розы и петунии, чем они отличаются?

У розы много лепестков, большой бутон, сравните запах, размер, рост цветка.

Кто сможет назвать все отличия розы и петунии? (ответы детей)

2.Наблюдение на розарии осенью.

Цель: обратить внимание на сезонные изменения на розарии, закреплять знание строения цветка, устанавливать взаимосвязь растений и неживой природы, зависимость от условий.

Ход наблюдения:

Как называется эта клумба ребята? (розарий)

Почему у нее такое название?

Здесь растут только розы.

 Пришла осень, стало холоднее, часто идут дожди. Что же с нашими розами происходит?

Какая у нас была красивая клумба, как много на ней было красивых цветов.

 Рассмотрим их строение. Каждый цветок имеет корень, который находиться в земле. С его помощью растения растут. Стебель- прямой, твердый, на нем держатся листья и соцветия. Стебли бывают разными короткими и длинными. И сами листочки на ощупь – гладкие, а шипы колючие.

 По цвету розы на нашей клумбе разные. Сравните соцветия: бордовые, алые, чайные, розовые, белые, желтые. А теперь обойдем клумбу и скажем: сколько осталось цветущих роз?

Очень мало роз цветет, а почему? (ответы детей)

Выводы: розы- теплолюбивые цветы, для цветения им нужен свет и тепло, поэтому осенью завядают цветы, не появляется новых бутонов, готовятся к зимовке.

3.Наблюдение на розарии. Сравнение роз с лилией.

Цель:

 продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску;  воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

 На прогулке подвести детей к клумбе, где растут розы и лилейник. Познакомить детей с растениями, рассказать о них. Розы бывают высокими, разных оттенков. Цветки крупные, листья гладкие, соцветия с множеством лепестков, с приятным запахом. Теплолюбивы, капризны в возделывании, цветут летом, многолетний цветок.  Лилейник- цветок высокий. Может расти как отдельным цветком, так и целым кустом. Стебли  прямые, крепкие с удлиненными  листьями. Лепестки  оранжевого цвета. В самом центре цветка расположены коричневые тычинки. Многолетник. Неприхотлив. Цветет  до поздней осени, сохраняясь даже при небольших заморозках.

-Чем похожи цветы?

-Чем отличаются эти цветы?

-В каких сказках встречаем эти цветы? («Снежная королева», «Белоснежка и семь гномов», «Дюймовочка» и другие.)

-Легко ли вырастить розу- королеву цветов? Почему?

4. Наблюдение «Розарий поздней осенью».

Цель: Расширять и закреплять знания детей о сезонных изменениях с цветами-розами; формировать элементарные понятия об условиях роста растений: развивать творческое воображение.

Ход наблюдения:

На прогулке подвести детей к розарию  обратить внимание на изменения  произошедшие на ним и с чем они связаны. Воспитатель предлагает  понаблюдать за растительностью, которая осталась на розарии, под снежным покровом спряталась трава под снегом ей теплее. Ребята обратите внимание, какого цвета она (светло-зеленого) ей не хватает света и тепла почему? Какие еще изменения произошли с клумбой? (Ответы детей) Розарий опустел, для роз недостаточно тепла, но мы можем её украсить акварельными красками, изобразить розы по памяти.

Творческая деятельность:

 С помощью малярной кисти и акварели в технике «набрызг», дети рисуют узоры в виде цветов.

5.Наблюдение «Цветение роз»

Цели: научить любоваться растущими цветами -розами, видеть и вос­принимать их красоту; воспитать у детей бережное отношение к прекрасным творениям природы; закрепить знание названий садовых растений.

Ход наблюдения:

- Посмотрите на клумбу. Полюбуйтесь цветами на ней. На­зовите их и опишите. Почему нельзя рвать цветы? Для букетов цветы специально выращивают на дачах.

- Рассмотрите сначала каждое растение отдельно. (рассмотреть с детьми в большую лупу). Соцветия их очень яркие и привлекают детей. Какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков? Понюхайте, поищите цветки, похо­жие друг на друга.

Поговорки и пословицы: весна красная, а лето страдное; красное лето никому не наскучит.

Загадки.

Меня назвали царицей цветов

За запах, за цвет моих лепестков,

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто не простит мне колючих шипов! (Роза.)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

Дидактические игры «Найдите, что опишу», «Отгадайте, что за растение».

Подвижные игры «Улиточка», «Лягушки».

Труд на участке: уборка территории.

6.Наблюдение «Какой уход за розами летом?»

Цель: знакомить с методами ухода и выращивания роз (рыхление, полив, подкормка, подсыпка почвы (или окучивание), обрезка увядающих соцветий, а также защита от вредителей и болезней).

Ход наблюдения:

В течение лета розам необходим самый тщательный уход: рыхление, полив, подкормка, подсыпка почвы (или окучивание), обрезка увядающих соцветий, а также защита от вредителей и болезней.

В случае уплотнения почвы, после сильных дождей или обильного полива и в засушливое лето проводят рыхление на глубину 5-8 см на расстоянии 15-20 см от куста, а основание куста присыпают перегноем или хорошо выветрившимся известкованным торфом на высоту 10-12 см.

В городских цветниках можно иногда встретить слаборазвитые кусты роз с единичными цветками. Происходит это оттого, что несведущие садовники весной при освобождении растений от земля сильно обнажают корневую шейку, а в дальнейшем при поливе из шланга бьющей струей смывают часть почвы и еще больше обнажают основание куста.

Корневая система иссушается, а спящие почки у основания побегов не пробуждаются и не дают новых сильных цветоносных побегов. В результате растения плохо развиваются и скудно цветут.

В городских цветниках, где слой насыпной почвы невелик (в лучшем случае 30-40 см), а устройство глубоких котлованов затруднительно, привитым розам необходимо создать условия для развития корней в верхнем горизонте почвы.

Этого можно добиться, подсыпая (или окучивая) питательную землю к основанию куста не менее одного-двух раз в течение лета.

Наблюдения за розами в естественных грунтах показали, что при сильном окучивании в течение всего лета у привитых чайно-гибридных, полиантовых. гибридно-полиантовых и плетистых роз образуются придаточные корни на стеблевой части привоя.

Они имеют густую мочку и располагаются на глубине 10-20 см. Окучивание из года в год приводит к образованию ярусной корневой системы. Растение постепенно переходит на собственные корни, хорошо растет и обильно цветет, интенсивно используя верхние слои почвы.

При этом корни подвоя все еще продолжают функционировать. Подсыпка разрешает сразу несколько вопросов ухода за розами, особенно в условиях города: стимулирует образование придаточной корневой системы, предохраняет корневую шейку от высыхания, способствует пробуждению нижних спящих почек, из которых развиваются цветоносы (у ремонтантных и плетистых роз от побегов замещения зависит цветение следующего года).

Землю для подсыпки необходимо брать со стороны. Заменять подсылку окучиванием нельзя, так как при этом уменьшается слой земли в междурядьях и это ведет к иссушению корневой системы, отходящей в стороны от куста как окученного, так и соседнего растения.

Обильный ежедекадный полив (в жаркое лето еженедельно) способствует непрерывному росту и цветению роз. Поливать следует в борозды вокруг куста так, чтобы почва увлажнялась на глубину не менее 50 см. После впитывания воды борозды заравнивают и мульчируют (перегноем или торфом).

С поливом можно совместить подкормки органическими и минеральными удобрениями. После первого цветения, когда закладываются бутоны второго цветения, следует еще подкормить розы. Третью подкормку дают не позднее начала августа.

Увядшие цветки необходимо удалять, чтобы стимулировать развитие новых бутонов из пазух верхних листьев цветочных побегов.

7. Наблюдение за розой. Родина розы.

Цель: знакомить детей с происхождением роз, родными местами произрастания, рассказать о разновидностях роз, познакомить с художественным словом о розах.

Ход наблюдения:

Розы распространены в умеренных и субтропических зонах Северного полушария и в горных районах тропиков. [preview] Розы выращиваются преимущественно в открытом грунте или оранжереях, и лишь некоторые пригодны для комнатной культуры. Земельная смесь ... составляется из равных частей дерновой и перегнойной земли с добавлением песка. Горшечные розы - невысокие кустарники с одревесневшими стеблями, на которых сидят редкие шипы. Приобретенное растение тщательно готовят к посадке, так как розы довольно капризны.

Роза чайная

Красота необычайная

Формы её и строение

Увидев поднимается настроение

Аромат её вдыхая

Подумаешь жизнь прекрасная такая

Зацвела роза красная

В старом нашем саду!

Ты, любовь моя ясная,

Я тебя сберегу!

Роза алая, роза белая, собрала ты большой букет

Я слова-цветы, заплету в стихи, напишу для тебя куплет.

Розой белою, королевою, буду ласково звать тебя

Красотой своей королевскою роз букет покорил меня.

8. Наблюдение «Чем полезна роза?»

Цель: дать представление о свойствах розы, ее применении, изготовлении из лепестков роз ароматного масла, косметики, духов, варенья, чая и пр.

   Ход наблюдения:        

РОЗА-ЭТО КУСТАРНИКИ КОТОРЫЕ БЫВАЮТ ВЫСОТОЙ ОТ15СМ ДО 2М И БОЛЕЕ, С ПРЯМЫМИ И ДУГОВИДНЫМИ ПОБЕГАМИ. ПОБЕГИ ПОКРЫТЫ ШИПАМИ, РАСТЕНИЕ ИМЕЕТ КРУПНЫЕ БУТОНЫ, ОНИ БЫВАЮТ РАЗНОГО ЦВЕТА. 

 РОЗА НЕ ТОЛЬКО КРАСИВОЕ И ЕЩЁ И ОЧЕНЬ ЦЕННОЕ РАСТЕНИЕ. И НЕ ТОЛЬКО ЗА КРАСОТУ ЛЮБЯТ И ЦЕНЯТ РОЗЫ.

ИЗ РОЗ ДЕЛАЮТ АРОМАТНОЕ РОЗОВОЕ МАСЛО, ИЗ КОТОРОГО ДЕЛАЮТ ДУХИ, ВАРЯТ ВАРЕНЬЕ, ДЕЛАЮТ МОРОЖЕНИЕ. ИЗ ЛЕПЕСТКОВ ЗАВАРИВАЮТ ЧАЙ.

.Какого цвета цветы у кустов роз?

(красные, белые, желтые)

Сколько цветов на одном кусте?

(три, два, один)

Как выглядит клумба? (нарядная, цветущая, красивая, разноцветная)

Какой куст розы?

(длинные ветки, появились новые листья, шипы, больше веток появилось)

Какого цвета стебель, ветки куста роз?

Исследовательская деятельность:

Предложить понюхать розу, срезать розу, собрать лепестки. Рассмотреть уже высохшие лепестки, сравнить во свежими. Предложить понюхать розовое масло, попробовать чай с лепестками роз.

Трудовая деятельность:

Помощь воспитателю в уходе за розами (внести удобрение, рыхление, подсыпка грунта).

9. Наблюдение «Розы поздней осенью. Иней на розах»

Цель: формирование представления о понятие иней, от чего он возникает,

формирование об особенностях жизни кустов роз а осенний период.

Ход наблюдения:

Сегодня ночью был первый морозец, давайте подойдем к розарию и посмотрим как пережили это наши розы. Сегодня есть еще бутоны и соцветия, но чем же они покрыты?

(инеем)

Как выглядит иней на листьях роз?

(белый, холодный, морозный, мохнатый, пушистый, серебристый, колючий)

Все ли листья покрыты инеем?

(снизу или сверху)

Экспериментирование:

Сейчас мы положим розу с инеем в тень, а другую такую же розу на солнце. Понаблюдаем, что происходит с каждой из них.

Что мы видим?

Какой вывод мы сделаем?

Вывод: в тени иней сохраняется, на солнце иней тает, превращаясь в капли воды, значит солнце не только светит, но и греет, поэтому иней тает.

10. Наблюдение за обрезкой замерших и сгнивших веток роз.

Цель: Формирование представление о подготовке кустов к весне.

Ход наблюдения:

Ребятки, наступила весна. Сегодня мы пришли понаблюдать за кустами роз.

Мы видим, что не все кустики роз благоприятно перезимовали, им нужен уход, некоторые из них нужно обрезать.

Как определить какие ветки необходимо обрезать? (Замершие, засохшие, ломкие)

 Зачем необходимо обрезать кусты роз?(Для формирование красивого здорового, густого  куста роз)

Как выглядят новые почки? (маленькие, бордовые, они увеличиваются в размере)

Экспериментирование: «Чем отличаются сгнившие, сухие ветки от здоровых веток роз?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг по экологическому воспитанию. «Экологическая тропа».

Расширять знание детей о растениях, формировать бережное отношение к ним, дать представление о пасадке деревьев....

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Наблюдение за грибами на экологической тропе(старшая группа)

Наблюдение за грибами на экологической тропеЦель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе.Задачи: - развивать наблюдательн...