Тема НОД: «Знакомство с историей простых вещей» (посиделки)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель:
познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 256.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24 «Солнышко» г. Красный Кут Саратовской области»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по теме: «История прикладных вещей»
(старшая группа)
Воспитатель:
Кругликова Елена Николаевна
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Возрастная группа: старшая группа
Тема НОД: «Знакомство с историей простых вещей» (посиделки)
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель:
познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;
- развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
- обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Ход НОД (посиделки в русской избе):
Воспитатель: (на фоне музыки, наигрывает балалайка, ведётся рассказ) Хорошо зимой в деревне. Собрались мы с вами в теплой деревенской избе. А на улице вьюга да снег, мороз такой, что звери забились в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы. А нам вместе уютно и хорошо. Хранит тепло русская печка, горит, потрескивает лучинка. Вот в такие зимние вечера устраивали посиделки, коротали вечера. Вам, наверное, не терпится узнать, о чем пойдёт сейчас разговор? О вещах, которые нас с вами здесь окружают.
Вам они кажутся интересными, странными. Каждая вещь – это наша история.
Воспитатель: Ребята , как вы думаете ,что в избе было самым главным? Отгадайте загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Воспитатель: Печь- это сердце дома. А для чего нужна была печь?
Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Воспитатель: Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен - полки, где разложены вещи хозяев избы. С другой стороны двери, слева, стояла печь, здесь царствовала хозяйка. Дети играли тоже на лавках.
Давайте тоже поиграем в «Жмурки».
Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Загадка: «Сама не ест, а всех кормит» (ложка)
Вот перед вами деревянные ложки. В древности во время еды пищу брали руками. Так продолжалось много столетий. И лишь около 200 лет назад поняли, что без ложки не обойтись. Первые столовые ложки украшали резьбой и драгоценными камнями (показ). Делали их для знати и богачей. А те, кто победнее, ели суп и кашу ложками деревянными (показ).
Мастерили их так. Сначала расщепляли полено на подходящие по размеру заготовки – баклуши. «Бить баклуши» считалось простым занятием: ведь вырезать и раскрашивать ложки гораздо сложнее. Теперь же так говорят о тех, кто отлынивает от трудной работы или делает дело кое-как.
Тарелки называли мисками, чашками. Молоко, квас хранили в глиняных кувшинах – крынках. (показ кувшинов)
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Д/игра: «Что есть в борще»
Вопросы:
- Ребята, назовите те предметы, которыми мы в наше время пользуемся на кухне.
- Что мы используем вместо печи? (газовая поверхность, плита, паровое и газовое отопление).
- Чем пользуемся вместо чугунка? (кастрюля, духовка)
Назовите ещё предметы кухонной посуды. (тарелки, аллюминевая и мельхиоровая ложки, пиалы, сахарница, солоница и т.д.
В старину говорили «Хочешь есть калачи, не сиди на печи!».
Воспитатель: Под малиновым кусточком
Шелкова трава растёт,
Под рябиновым кусточком
Цветик розовый цветёт
Под калиновым кусточком
Наша Катя платье шьёт
Ребёнок: Иголка, иголка,
Ты тонка и колка
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик
Воспитатель: В народе говорили. «Какова пряха, такова на ней рубаха»
А вот перед нами прялки.
Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется,
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится.
Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников), некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.(показ половицы)
Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили. Давайте встанем в круг и поиграем в русскую народную игру
«Бабка Ёжка».
По считалке выбирают Бабку Ёжку. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит: — У меня нога болит.
Пошла она на улицу — Раздавила курицу.
Пошла на базар — Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.
Воспитатель: А вот посмотрите, этот предмет заменял современный утюг. Электрический утюг знаком всем. А пока люди не научились пользоваться электричеством, вот такие были утюги (показ). Эти утюги нагревали на печи.
А вот этот чугунный, угольный. Он тоже гладил. В поддувале находятся горячие угольки, таким образом, нагревается утюг и гладит.
А сейчас я вас познакомлю ещё с одним «утюгом», и покажу, как гладили им крестьяне в старину. Мокрую материю перед сушкой старательно расправляли и растягивали. Грубые ткани наматывали на валёк и водили по нему рифленой доской (показ) – рубелем. Вот так гладили рубелем.
В нашей русской избе находятся и имеются вышитые рушники – полотенца, вязаные подзоры, накидки на подушки и много других старинных вещей. Все эти вещи народ делал и мастерил сам.
Издавна русский народ славился трудолюбием.
(дети читают пословицы о труде)
- «Дело мастера боится»;
- «Без дела жить – только небо коптить»;
- «Маленькое дело лучше большого безделья»;
- «Без труда ,не выловишь и рыбку из пруда»;
- «Кто не работает, тот не ест»;
- «Есть терпенье – будет и уменье».
А сейчас давайте споём русскую народную песню, ведь крестьяне когда трудились, всегда пели. Песня им помогала в труде.
Песня «Ах вы, сени мои, сени».
Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!
Как и мне по вам, по сенечкам,
Не хаживати,
Мне мила друга за рученьку
Не важивати!
Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!
Воспитатель: И так, мы познакомились с историей некоторых простых вещей. А если заглянуть в будущее? Останутся ли эти вещи такими же, когда ты вырастишь? Не обязательно. Люди продолжают изобретать, и в истории вещей появляются новые увлекательные страницы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»
Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....
Презентация к интерактивному спектаклю "Из истории простых вещей"
Презентация для самостоятельного представления детьми. С простым, понятным текстом....
НОД "История простых вещей"
На данном занятии мы расширяем представления детей о знакомых предметах: зубной щётке, расчёске, носовом платке, а именно, знакомим их с историей происхождения предметов личной гигиен...
Доклад для воспитателей на тему: «Развиваем воображение: почему детям нравится играть простыми вещами».
Уважаемые педагоги!Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. И...
Проект-презентация "Истории простых вещей"
Проект-презентация "Истории простых вещей"...
Презентация "Истории простых вещей"
Презентация "Истории простых вещей"...
Презентация по окружающему миру "История простых вещей. Бумага"
В презетации рассказывается об истории появления бумаги....