Россия моя мастеровая
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Познакомиться с народными промыслами: Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, Городец, Торжок, Богороцкое. Расширять представления о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_perom.docx | 501.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Наука. Природа. Человек. Общество»
Исследовательский проект по теме:
«Россия моя мастеровая»
Естественно - научное направление
Авторы : Гераськина Александра, Жукова Елизавета, Арипова Елизавета 6 лет
МАДОУ «Детский сад – Гусельки», подготовительная группа №15
Руководитель проекта:
Васильева Т.А., I квалификационная категория,
воспитатели «МАДОУ «Детский сад «Гусельки»,
г. Югорск, 2021 г.
АННОТАЦИЯ
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.
Знакомит с произведениями народного творчества, пробуждает первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т.д.
Данный проект используется педагогами как метод обучения, взаимодействия с родителями воспитанников и активного их включения в педагогический процесс.
Актуальность
Наше поколение всё чаще забывает своё прошлое, традиции, обычаи, обряды.
Чтобы узнать, во что наши предки играли и чем жили, именно на изучение этого направлен наш проект. Богатейшее культурное наследие предков уходит от нас всё дальше, сохранить самобытность русской культуры- наша благородная задача.
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: с сентября 2020г. по май 2021г.
Проект реализовывался через следующие образовательные области:
• Познавательная
• Речевая
• Художественно-эстетическая
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Цель: Познакомиться с народными промыслами: Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, Городец, Торжок, Богороцкое. Расширять представления о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
1. Развивать интерес к изучению русской истории, в том числе к русскому декоративно-прикладному искусству; уважение к труду народных мастеров.
2. Воспитать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.
3. Активизировать речь, расширять словарь.
4. Развивать умение мыслить и выражать свои мысли, воплощать идеи на практике.
Объект исследования: народные промыслы России.
Гипотеза:
Проживая в России, мы мало знакомы с народным искусством. В ходе реализации проекта мы получили знания о народных промыслах России. Узнали, где зарождалась народная игрушка из глины и дерева. Проявляли интерес к народно – прикладному искусству, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Методы исследования:
Наглядный (организация выставки, рассматривание иллюстраций, использование ИКТ)
Словесный (чтение познавательной литературы, рассказы, беседы по ознакомлению с народным творчеством, занятия по художественно -эстетическому развитию)
Практический (составление узора каждого промысла, обучение лепить детали общей фигурки или предмета из отдельных кусков глины и наносить на них узор, рисование линий филимоновской росписи гусиным перо
Теоретическая часть
Работа по данной теме началась с экскурсии в музей - выставка, которая находится у нас в группе. На выставке были представлены игрушки, а также посуда изготовлена мастерами разных промыслов России. Узнали, что игрушки мастерили народные умельцы своими руками из разного материала: - лепили из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток и травы, делали из ткани. Мастерили для того что бы дети играли, когда взрослые были заняты работой.
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. Здесь находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи).Хохлома представляет собой Декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Существуют разнообразные виды орнаментов: «пряник», «травка», «кудрина».
Я вам расскажу о Гжельской посуде. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы. Посуда служила украшением праздничного стола. Кроме посуды в Гжели делают и игрушки.
Городецкий промысел. Зародился промысел в г. Городец Нижегородской области. Мастерами были простые крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, мебель, прялки, игрушки и другие вещи нарядными, яркими узорами. Материалом для изготовления служит древесина лиственных и хвойных пород дерева. Традиционные элементы Городецкой росписи: "розан", "купавка", "ягодка", "листочек".
Филимоновская игрушка самая древняя в нашей стране. Первыми филимоновскими игрушками были свистульки. В них свистели для отпугивания нечистой силы. Изготавливали свистульки в виде птиц, барышень в селе Филимоново из глины темного цвета. Игрушка имеет вытянутую форму, роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. Филимоновкие мастерицы расписывали свои игрушки яркими красками. Узоры у этих игрушек полосочки, елочки, солнышки.
На занятии по рисованию нам Татьяна Алексеевна рассказала, что раньше филимоновские мастерицы рисовали узоры гусиным пером, нам стало интересно попробовать им порисовать . Где же взять перья? Нам помогли родители.
Интересно было узнать, чем удобнее рисовать прямые линии кисточкой или гусиным пером? Еще, какая краска лучше всего подходит для рисование пером.
Эксперимент начался.
- Мы рассмотрели гусиные перья. Татьяна Алексеевна показала, как можно заточить перо для рисования. Мы узнали, что ширина полоски для росписи зависит от ширины заточенного пера.
- Мы приготовили краску гуашь, и цветную тушь.
- Вначале попробовали нарисовать полоску гуашью, краска плохо затекала в перышко ,поэтому необходимо было часто макать перо в краску. Мы поняли, что нужно разбавить гуашь водой , чтобы краска получилась очень жидкой.
- Для рисования полосок мы еще попробовали тушь. Тушью рисовать было лучше, потому что она жидкая и больше попадала в перышко. Можно было реже макать в краску.
Вывод: Рисуя пером полоски получались более ровные, чем кисточкой. Лучше использовать жидкую краску.
Дымковская игрушка. Дымковские игрушки делают в селе Дымково, рядом с русским городом Вятка. Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Потом игрушки высушивают и обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах. Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, поэтому её белили, используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.
«Богороцкая игрушка». Родина промысла - село Богородское, Московской области. Богороцкая игрушка – это фигурки людей, животных и птиц из липы. Символом промысла до сих пор считается «мужик и медведь», которые поочерёдно бьют по наковальне. Резьба по дереву выполнялась при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).
Тверская игрушка. Родина тверской игрушки – г. Торжок Тверской области, Игрушка лепиться из коричневой глины, является фоном росписи, затем украшают налепами. Основные узоры: мазки-капельки, точки, круги, прямые и волнистые линии. Сочетание цветов разное, но главный цвет белый, жемчужинки – белые точки.
Практическая часть
Изучив различные народные промыслы, начали создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах элементы узора. Затем нас обучали лепить детали общей фигурки из отдельных и единых кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания. Упражнялись в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей.
После того когда игрушки и посуда высохли, мы наносили на них соответствующие элементы орнамента и превратили их свистульки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведения комплексной работы по приобщению к народным искусствам у нас появилось желание почувствовать себя народными умельцами, изготавливая фигурки и предметы разных промыслов. Научились различать стили известных видов декоративной живописи, создавать выразительные узоры на бумаге. Познали народную культуру, потому что без неё не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание.
На следующий учебный год мы продолжим свою работу по изучению других народных промыслов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия моя мастеровая.
Презентация о народных промыслах....
Проект "Россия моя мастеровая"
Проект по продуктивной деятельности «Россия моя мастеровая». Группа № 8 Воспитатели Родина С.А , Васильева Т.А Пробле...
Проект "Россия моя мастеровая"
Дать детям знания о декоративно-прикладном искусстве;Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству...
Проект«Россия моя мастеровая»
Знакомство с произведениями народного творчества, пробуждает первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.Народное искусство способствует развитию ...
Исследовательский проект «Россия моя мастеровая»
Наше поколение всё чаще забывает своё прошлое, традиции, обычаи, обряды. Чтобы узнать, во что наши предки играли и чем жили, именно на изучение этого направлен наш проект....
ОД. Патриотическое воспитание "Россия моя мастеровая"
Конспект ОД "Россия моя мастеровая"...
Проект "Россия моя мастеровая"
Приобщение детей к истокам русской народной культуры...