Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе с использованием ИКТ «Хлеб — всему голова»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе с использованием ИКТ «Хлеб — всему голова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия
Организационный момент
«Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам хлебом.»
- Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы детей.)
-Правильно, о хлебе (Дети рассматривают хлеб на тарелке, колоски.)
-А кто знает, из чего делают хлеб? (Ответы детей.)
- Правильно. А что такое мука, из чего её получают? (Ответы детей.)
-Из зерен пшеницы получают пшеничную муку и делают пшеничный хлеб, а из зерен ржи получают ржаную муку и делают ржаной хлеб. Чтобы получить муку, нужно сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа? (Ответы детей.)
Включаем презентацию
Слайд№ 1, 2
- На Руси всегда хлеб считался настоящим народным сокровищем, в котором заложен труд целого народа. Именно поэтому в России к хлебу всегда испытывали огромное уважение и почитание. В старину это была очень тяжелая работа. Подготовка земли под посев- крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней.
Пахали в те давние времена сохой или плугом. После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи бороны. Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.
Раньше говорили:
«НЕ ТОТ ХОЗЯИН ЗЕМЛИ, КТО ПО НЕЙ БРОДИТ, А ТОТ, КТО С СОХОЙ ХОДИТ.»
"ЛОМОТА В СПИНЕ, ДА ЗАТО ХЛЕБ НА СТОЛЕ. "
От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами.
"ПОСЕЕШЬ В ПОРУ – СОБЕРЕШЬ ЗЕРНА ГОРУ. "
"ЛУЧШЕ ГОЛОДАЙ, А ДОБРЫМ СЕМЕНЕМ ЗАСЕВАЙ.
С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать.
ЗАГАДКА
ОДИН ЛЬЕТ,
ДРУГОЙ ПЬЕТ,
ТРЕТИЙ ЗЕЛЕНЕЕТ
ДА РАСТЕТ. (ДОЖДЬ, ЗЕМЛЯ, ХЛЕБ (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
"ЗИМОЙ НА ДЕРЕВЬЯХ МНОГО ИНЕЯ – ХЛЕБ УРОДИТСЯ. "
"ЗИМОЙ СНЕГ РЫХЛЫЙ – УРОЖАЙ ОБИЛЬНЫЙ. "
Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали –и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели. За жатву брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу. Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.
Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда.
Слайд № 3
Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.
ЗАГАДКА
ВЕСЬ МИР КОРМИТ, САМА НЕ ЕСТ.
ВСЮ ЖИЗНЬ КРЫЛЬЯМИ МАШЕТ,
А УЛЕТЕТЬ НЕ МОЖЕТ. (МЕЛЬНИЦА (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.
Готовое тесто отправляли в печь. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.
Физминутка
«Мы маленькие зерна, сидим пока в земле (дети сидят на корточках, руки опущены)
Вот солнце пригревает (потихоньку поднимаются, руки тянут вверх)
И мы растем в тепле. (встают на носочки, тянутся еще выше)
Боимся непогоды (наклоны в стороны)
Грозы, дождя и вьюг. (рывки руками, раскачивание из стороны в сторону)
Из зерен вырастают колосья там и тут. (прыжки на двух ногах)
Слайд № 4
А сейчас выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, как только растает снег и земля просохнет в поле выходит трактор. Кто ведет его ….
Ответ детей. (Тракторист)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Затем
боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.
Теперь можно начинать сеять!
Слайд №5
К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
Слайд №6
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. И вот зерна созрели. Начинается жатва. На поле выходят другие машины – комбайны.
-Кто работает на комбайне?
Ответы детей. (комбайнер).
-Что делает комбайн?
Ответы детей.
-Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна и ссыпает их в грузовые машины, которые подъезжают по сигналу комбайнера. Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем.
Слайд №8
Потом часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
Слайд № 9
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
-Куда же потом везут муку?
Ответы детей (на хлебозавод).
Слайд № 10
-Правильно муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба.
Слайд № 11
Другие машины режут тесто на одинаковые части, придают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
Слайд № 12
А еще из теста делают…
Слайд № 13
Слайд № 14
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский
народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
(Дети повторяют пословицу)
Рефлексия
-Ребята, скажите,пожалуйста:
Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, жнут).
-Какие машины помогают хлеборобам?
Ответ детей (трактора, комбайны, грузовые машины)
-Как нужно относиться к хлебу?
Ответы детей.
-Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
А сейчас угощайтесь, печеньем и поблагодарите тех, кто их сделал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова»
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС«Хлеб – всему голова»...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова»
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС«Хлеб – всему голова»...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова»
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова»....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе общеразвивающей направленности. Тема: «Хлеб – всему голова».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе общеразвивающей направленности. Тема: «Хлеб – всему голова»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ «Хлеб всему голова»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развит...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ «Хлеб всему голова»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Хлеб всему голова»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему "Откуда хлеб пришел"
Дети знакомят сою китайскую подругу с последовательностью выращивания пшеницы, а так же ее дальнейшей переработки. Отвечают на вопрос "Откуда же хлеб пришел на наш стол?", как сложно ему был...