Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе с использованием ИКТ «Хлеб — всему голова»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Вагнер Наталья Александровна

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе с использованием ИКТ «Хлеб — всему голова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия

Организационный момент

«Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом

- Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы детей.)

-Правильно, о хлебе (Дети рассматривают хлеб на тарелке, колоски.)

-А кто знает, из чего делают хлеб(Ответы детей.)

- Правильно. А что такое мука, из чего её получают? (Ответы детей.)

-Из зерен пшеницы получают пшеничную муку и делают пшеничный хлеб, а из зерен ржи получают ржаную муку и делают ржаной хлеб. Чтобы получить муку, нужно сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа? (Ответы детей.)

Включаем презентацию

Слайд№ 1, 2

- На Руси всегда хлеб считался настоящим народным сокровищем, в котором заложен труд целого народа. Именно поэтому в России к хлебу всегда испытывали огромное уважение и почитание. В старину это была очень тяжелая работа. Подготовка земли под посев- крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней.

Пахали в те давние времена сохой или плугом. После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи бороны. Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.

Раньше говорили:

«НЕ ТОТ ХОЗЯИН ЗЕМЛИ, КТО ПО НЕЙ БРОДИТ, А ТОТ, КТО С СОХОЙ ХОДИТ.»

"ЛОМОТА В СПИНЕ, ДА ЗАТО ХЛЕБ НА СТОЛЕ. "

От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами.

"ПОСЕЕШЬ В ПОРУ – СОБЕРЕШЬ ЗЕРНА ГОРУ. "

"ЛУЧШЕ ГОЛОДАЙ, А ДОБРЫМ СЕМЕНЕМ ЗАСЕВАЙ.

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать.

ЗАГАДКА

ОДИН ЛЬЕТ,

ДРУГОЙ ПЬЕТ,

ТРЕТИЙ ЗЕЛЕНЕЕТ

ДА РАСТЕТ. (ДОЖДЬ, ЗЕМЛЯ, ХЛЕБ (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

"ЗИМОЙ НА ДЕРЕВЬЯХ МНОГО ИНЕЯ – ХЛЕБ УРОДИТСЯ. "

"ЗИМОЙ СНЕГ РЫХЛЫЙ – УРОЖАЙ ОБИЛЬНЫЙ. "

Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали –и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели. За жатву брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу. Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда.

Слайд № 3

Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.

ЗАГАДКА

ВЕСЬ МИР КОРМИТ, САМА НЕ ЕСТ.

ВСЮ ЖИЗНЬ КРЫЛЬЯМИ МАШЕТ,

А УЛЕТЕТЬ НЕ МОЖЕТ. (МЕЛЬНИЦА (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

Готовое тесто отправляли в печь. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

Физминутка

«Мы маленькие зерна, сидим пока в земле (дети сидят на корточках, руки опущены)

Вот солнце пригревает (потихоньку поднимаются, руки тянут вверх)

И мы растем в тепле. (встают на носочки, тянутся еще выше)

Боимся непогоды (наклоны в стороны)

Грозы, дождя и вьюг. (рывки руками, раскачивание из стороны в сторону)

Из зерен вырастают колосья там и тут. (прыжки на двух ногах)

Слайд № 4

А сейчас выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

Весной, как только растает снег и земля просохнет в поле выходит трактор. Кто ведет его ….

Ответ детей. (Тракторист)

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Затем

боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.

Теперь можно начинать сеять!

Слайд №5

К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

Слайд №6

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. И вот зерна созрели. Начинается жатва. На поле выходят другие машины – комбайны.

-Кто работает на комбайне?

Ответы детей. (комбайнер).

-Что делает комбайн?

Ответы детей.

-Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна и ссыпает их в грузовые машины, которые подъезжают по сигналу комбайнера. Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем.

Слайд №8

Потом часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.

Слайд № 9

Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

-Куда же потом везут муку?

Ответы детей (на хлебозавод).

Слайд № 10

-Правильно муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба.

Слайд № 11

Другие машины режут тесто на одинаковые части, придают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.

Слайд № 12

А еще из теста делают…

Слайд № 13

Слайд № 14

Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский

народ всегда очень бережно относится к хлебу.

Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

(Дети повторяют пословицу)

Рефлексия

-Ребята, скажите,пожалуйста:

Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, жнут).

-Какие машины помогают хлеборобам?

Ответ детей (трактора, комбайны, грузовые машины)

-Как нужно относиться к хлебу?

Ответы детей.

-Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

А сейчас угощайтесь, печеньем и поблагодарите тех, кто их сделал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС«Хлеб – всему голова»...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС«Хлеб – всему голова»...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе общеразвивающей направленности. Тема: «Хлеб – всему голова».

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  по познавательному  развитию в старшей группе общеразвивающей направленности. Тема: «Хлеб – всему голова»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ «Хлеб всему голова»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развит...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ «Хлеб всему голова»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Хлеб всему голова»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему "Откуда хлеб пришел"

Дети знакомят сою китайскую подругу с последовательностью выращивания пшеницы, а так же ее дальнейшей переработки. Отвечают на вопрос "Откуда же хлеб пришел на наш стол?", как сложно ему был...