Конспект наблюдения за рыбками в аквариуме
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
представляю конспект занятия для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nablyudeniya.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект наблюдения за рыбками в аквариуме
Подготовительная к школе группа.
Цель: уточнить представления детей о внешнем виде рыб (тело продолговатое, покрыто чешуей, есть плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают). Уточнить знания о том, что рыбы живут в воде. Установить связь между формой, частями тела и характером движения. Корм берут “на плаву” или собирают на дне. Рыбы живут в реках, озерах, прудах, морях. Дать представление о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбы могли жить в нем, как на воле: на дне песок, камешки, растут растения, налита вода. Сформировать понятие “рыбы” (это животные, тело их покрыто чешуей, есть плавники, живут в воде, дышат жабрами). Учить сравнению по памяти. Оживить интерес к аквариуму.
Организация наблюдения. Дети сидят перед аквариумом. Аквариум расположен так, чтобы свет на него падал со стороны детей. Заранее готовят цветную бумагу и чешую промысловых рыб. Вначале аквариум загорожен ширмочкой.
Ход наблюдения. Детям предлагают назвать рыб, которых они знают (каждый должен назвать ту, которую еще не называли). Воспитатель предлагает вопросы: “Чем покрыто тело рыб? Какое оно по форме? Где живут рыбы? Как передвигаются? Могут ли рыбы жить без воды?” затем раздает листочки с 2-3 чешуйками, предлагает рассмотреть чешуйки и поясняет, что такими чешуйками покрыто тело рыб.
Открывает аквариум, спрашивает, какие рыбки живут в аквариуме. Обращает внимание детей на жаберные крышки у рыб - под ними жабры, которыми рыба дышит. Задает вопросы “На что похож наш аквариум? Что на дне? Что в нем растет? Что налито? Кто еще, кроме рыб, живет в аквариуме?”
В беседе надо подвести детей к выводу, что аквариум как озеро или пруд. В нем все, как в настоящем большом водоеме, в котором рыбы живут на свободе.
Можно спросить, кто еще живет в наших прудах, озерах: какие рыбы или другие животные. Вызвав, таким образом, интерес к новому объекту наблюдения, договориться об экскурсии на пруд или озеро.
Цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме.
Цикл наблюдений за рыбкой, живущей в аквариуме, можно разбить на несколько этапов. В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников).
Наблюдение 1. Что живет в аквариуме?
Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.
Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?
Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух - рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет.
Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?
Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.
Наблюдение 4. Что есть у рыбки?
Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца - голова, с другого - хвост, сверху туловища спина, снизу - брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с золотистым отливом.
Наблюдение 5. Рыбка живая - о ней надо заботиться.
Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть, может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.
Наблюдение 6. Как рыбка плавает?
Цель. Учить наблюдать за поведением рыбки - способом передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству - вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием), быстро, поворачивает всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое вытянутое и обтекаемое тело, плавники, хвост. У нее всегда спинка бывает сверху, а брюшко снизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, она плохо себя чувствует, заболела ее надо лечить, ей надо сочувствовать.
Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает?
Цель. Знакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, учить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, нуждается в отдыхе. Она отдыхает и спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды - возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.
Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой - это красиво.
Цель. Учить, на примере аквариума, замечать красоту природы - любоваться обликом хорошо оформленного, чистого искусственного водоема, красивым расположением водных растений, камней и коряг, крупной и ярко окрашенной рыбкой, которая хорошо себя чувствует, уверенно плавает и красиво шевелит вуалеподобными плавниками. Человеку приятно смотреть на такой аквариум: он радуется, успокаивается, его глаза отдыхают.
Этапов наблюдения может быть больше, если педагог поставит перед собой другие задачи -- обратить внимание детей на то, что можно не просто наблюдать за рыбкой, но и любоваться красотой аквариума; можно отдельно понаблюдать за растениями, за улитками и так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие - беседа «Наблюдение за рыбками в аквариуме»
Цели: Развивать представление детей о рыбах как о живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение- форму тела, плавники, хвост и т.д., развивать наблюдательность при рассматривании живых об...
Конспект занятие в подготовительной к школе группе «Наблюдение за рыбкой в аквариуме»
закрепление представлений у детей об особенностях строения рыб...
Конспект образовательного мероприятия по формированию целостной картины мира «Наблюдение за рыбками в аквариуме» во второй младшей группе
Цель - вызвать радость от наблюдения за живым объектом, способствовать развитию наблюдательности. Задачи: Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках, ее строении, обрат...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за рыбками в аквариуме» (первая младшая группа)
Цели и задачи: 1. Способствовать развитию наблюдательности; 2. Помочь осознать, что рыбки живые и нуждаются в бережном обращении и уходе....
Конспект НОД по развитию речи с детьми 2-3 лет на тему: «Наблюдение за рыбками в аквариуме»
Цель: Развитие речи детей через знакомство с аквариумными рыбками, как с живым существом.Задачи: Обучающие:Развивать речь детей.Обогащать и активизировать словарь за счёт слов (золотая рыбка, туловище...
Конспект занятия по ознакомлению детей с природным окружением «Наблюдение за рыбками в аквариуме»
Цель: Ознакомление детей с аквариумными рыбками.Задачи:Образовательные: Дать детям представление о рыбах, о внешнем виде, их особенностях. Формировать знания о воде, как о среде обитания рыб. Учи...