проект Мой город. " Тюмень от А до Я"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Глебова Светлана Анатольевна

Данный проект поможет ребятам узнать историю города, его достопримечательности, расширить кругозор и словарный запас. Сформировать позитивное и уважительное отношение к родному городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod.docx501.46 КБ

Предварительный просмотр:

    Проект «Мой город. Тюмень от А до Я»

            для детей старшей группы 

Над Тюменью встает рассвет.
                                                                                               Занимается новый день.
                                                                                              С добрым утром, мой город родной!

С добрым утром, моя Тюмень!

Много разных в стране городов,                                                                                                                  Знаем все их от «А» до «Я».
                                                                                              Только лучше, чем город Тюмень,
                                                                                               Не найдете мои друзья.

http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_7b378abd01d614aae27dfb4d2a9d1b8c.jpg

Автор проекта:

воспитатель  МАОУ СОШ№89(дошкольное отделение) г. Тюмень

 Глебова С.А.

                                                           

Проект: среднесрочный, групповой, познавательный.

Участники проекта: родители, дети старшей группы, воспитатели группы.  

Пояснительная записка: Дети -  это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну, но маленьким детям непонятны слова «страна», Патриотизм», «Родина»… Начинать воспитание любви к своей Родине нужно с малого. С любви к своему городу.          Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где родился и живёт. Задача воспитателей и родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который является вторым домом...

Всё это, пока ребенок маленький, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит своё воображение

     Данный проект - «Мой город» поможет ребятам узнать историю города, его достопримечательности, расширить кругозор и словарный запас.

 

Актуальность проекта:

 Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Цель проекта:

Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу.

Расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.    

Задачи:

Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках;

Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб;

Воспитывать любовь к родному городу, краю, уметь видеть прекрасное, гордиться им;

Формировать духовно- нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

 Предполагаемые результаты:

Дети: имеют представления об истории родного города; могут рассказать о достопримечательностях своей малой родины; заботятся о природных и культурных ценностях города; уважают традиции города.

Воспитатели: разработаны конспекты занятий, практический материал по всем видам детской деятельности. Тематическая выставка детского творчества «Рисую любимый город» Совместно с родителями создание альбома о Тюмени «Тюмень- от А до Я»  

Родители: повышен интерес к работе ДОУ, активно участвуют в конкурсах, выставках, осуществляют помощь в подборке материала, в проведении экскурсий и целевых прогулок. 

Сроки реализации проекта:  краткосрочный (март - май 2018г )

Принципы проекта

В основу проекта заложены четыре принципа:

  • Принцип  гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения
  • Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте
  • Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.
  • Принцип индивидуализации - индивидуальный подход к каждому участнику проекта

                Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный  анализ ситуации. Определение проблемы, цели, задач, содержания, участников проекта.

2 этап – организационный:  планирование и прогнозирование предстоящей работы. Разработка перспективного планирования по работе с детьми, составление плана взаимодействия с родителями. Изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми. формирование  

3 этап – практическая деятельность Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений, экскурсий и других мероприятий.

4 этап – итоговый 

Оформление материалов по проекту, подведение итогов. Представление результатов деятельности родителям

      Формы работы по реализации проекта:

  • наблюдения и экологические экскурсии;
  • создание презентации, слайд шоу;
  • познавательное чтение;
  • продуктивная деятельность
  • Итоговое мероприятие

 Формы и методы работы с родителями:

  • Консультации и сообщения  познавательной направленности для родительского уголка.
  • Участие родителей в подборке материала о городе .
  • Проведение совместных  экскурсий по городу.

                Перспективное планирование

 Образовательная область

Познавательное развитие: 

НОД: «История возникновения родного горда», «Улицы нашего города».

-Презентация «Памятники родного города».

-Знакомство с флагом, гербом города

Социально – коммуникативное развитие: 

-Беседы «Мой город», «Природа родного края», «Мой адрес», «Улица, на которой находится наш детский сад».

-Викторина «Что. Где. Когда?».

-Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу». «Построим улицу города.

Строительство нового дома».

 Дидактические игры:

Лото «Наш город». «Выложи герб из фрагментов». «Где находится памятник?».

«Путешествие по городу».

 

Художественное – эстетическое развитие:

-Выставка рисунков «Мой любимый город». «Мой любимый детский сад»,

 «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?», «Что мы видели в музее?».

- Составление коллажа «Улицы нашего города».

-Аппликация «Наш город».

 -Рисование «Флаг города », «Животные, которые живут рядом со мной».

Речевое развитие:

-Составление творческих рассказов «За что я люблю свой город».

-Чтение художественной литературы о городе.

Физическое развитие:

-Физкультминутка: «Мы по улице идём».

-Подвижное упражнение «Люблю по улицам гулять».

-Подвижная игра «Машины на нашей  улице».

 

Работа с родителями: 

-Оформление стенда «Моя Тюмень».

-Экскурсии  по родному городу.

-Изготовление макета города.

-Создание газеты: «Я люблю свой город».
-Игра – викторина «Знатоки родного города» (совместно с родителями).

 Список использованной литературы.

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.

3. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ Тюмень: Учитель, 2007. – 203с.

4. И. Захаров "Дорогие мои земляки".

5. «Третье рождение Тюмени» (диск) 6. Л.В. Костина, С.В. Горявина «Жемчужинка» парциальная региональная программа.

РЕКЛАМА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня сформированности  знаний о  родном городе

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родном  городе (знать название   своего города, района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности города, названия площадей, скверов)

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2. «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе   родного города.  

Материалы:   Герб и флаг Тюмени.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание   герба и флага города.

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику  герба.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге. Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3. «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего края; о историко-географическом расположении родного города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Оби»

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание  4. «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины

Фамилия имя ребёнка

Контрольные задания

Родной

город

Символика

родного

города

Историко-

географический

и природный

компоненты

родного края

Личностное

отношение к родному городу

Уровни сформированности    знаний о  родном городе

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает название города, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города  Тюмени, может объяснить символику  герба;   называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает название   города, свой домашний  адрес; флаг, герб города  затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого);  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

 

 

 C:\Users\Андрей\Desktop\город.jpgC:\Users\Андрей\Desktop\город1.jpg

C:\Users\Андрей\Desktop\гор4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Александровский сад в городе Тюмени".

Александровский сад – тюменский парк, расположенный в Центральном административном округе города неподалеку от Профсоюзного моста проложенного через речку Тура. Первый Загородный парк был разбит на пу...

Фронтальное занятие в старшей логопедической группе "Наш город - Тюмень".

Подробный конспект проведения фронтального занятия по теме....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы Тема : «Мой город Тюмень»

Описание материала: конспект непосредственной интегрированной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6 -7 лет), по теме «Мой город Тюмень»....

Праздник, посвященный дню города Тюмени «Улыбнемся все вместе»

Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, родному городу; вызвать у детей чувство гордости за свой город, свою страну....

«Огород у нас богатый» Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Рябцевой Татьяны Евгеньевны, воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №73 города Тюмени

Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, обобщать. «Речевое развитие»: способствовать развитию связной, совершенствовать грамматический строй, обогащать...

Конкурс: II Международная Детская Неделя Моды в городе Санья (Китай). Отборочный тур в городе Тюмени.

20 декабря в ДК "Торфяник" воспитанница подготовительной группы "Эрудиты" детского сада №158 города Тюмени Андросова Анастасия (6 лет) приняла участие в конкурсе- II Междунаро...

Конструкт занятия по развитию речи "Работа с картой города Тюмени «Их имена в названьях улиц родного города».

Конструкт занятия по развитию речи  для детей дошкольного возраста "Работа с картой города Тюмени «Их имена в названьях улиц родного города".Цель: формировать знания детей об...