Социо-игровая технология в педагогической деятельности.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Елена Геннадьевна Румянцева

Социо-игровая технология в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsio-igrovaya_tehnologiya_v.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Социо-игровая технология в педагогической деятельности.

Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть    -     социо - означает малый социум. Вторая часть - игровой - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.

Социо - игровая  технология

- ЭТО РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ИГРОВОМ ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.

- ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТЕЙ В МИКРОКОЛЛЕКТИВАХ, А ТАКЖЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МИКРОГРУПП МЕЖДУ СОБОЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.  

- ЭТО РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ИГРОВОМ ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ СОЦИОИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ИНТЕГРАЦИЮ ВСЕХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ НАИБОЛЕЕ ИНТЕНСИВНО РАЗВИВАЕТ КОММУНИКАТИВНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМИ  МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ СПОСОБСТВУЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ, СОЦИАЛЬНОМУ, ХУДОЖЕСТВЕННОМУ, ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ, ДАЁТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ОБЛАСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ.

 - ОРИЕНТИРУЕТ  ВОСПИТАТЕЛЯ НА ПОИСК СПОСОБОВ ТАКОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ПРИ КОТОРОМ  ПРИНУДИЛОВКА УСТУПАЕТ МЕСТО УВЛЕЧЕННОСТИ.

Основные правила использования социо-игровой технологии:

1 правило: используется работа малыми группами;

2 правило«смена лидерства»;

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен;

 4 правило: смена темпа и ритма;

5 правило –  интеграция видов деятельности;

6 правило: использование принципа полифонии«За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток»;

Первое правило: используется работа малыми группами или как их еще  называют «группы ровесников». 

Микрогруппа – уникальные условия для детской самостоятельности. Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Основ деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации. Деятельность дошкольников в малых группах -самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся взаимодействовать, договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности.

Объединение детей в группы может происходить :

 по желанию, кто с кем дружит;

 сходству (голубые глаза, светлые волосы, цвет одежды, носочки и др.);

 жизненным ситуациям (живут на одном этаже, есть братья, сестры, домашние питомцы, сидят за одним столом, по количеству стульев, материала на столах, любимой игрушке, книжке);

 по разрезному материалу (фишки, разрезная картинка);

 по слову, движению, действию (дни недели, счет,  по пальцам, хлопки и др.)

Второе правило: «Смена лидерства». Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.

Выбор лидера может происходить

 с помощью считалки,

 выбор на кулачках,

 выбор на палке (мериться на палке)

 кто быстрей ответит

 метка (спичка короткая, остальные длинные)

 

Третье правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой  мизансцен Это способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

Четвертое правило: Смена темпа и ритма

Ограничение по времени предполагает смену темпа и ритма.

Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов.

У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и
требует определенной сосредоточенности

Пятое правило -  социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Неотъемлемая часть социо-игровой технологии - интеграция видов деятельности. Это способствует речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

Шестое правило: ориентация на принцип полифонии:
«За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток»

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Применение  технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.

Игры для рабочего настроя                        

Главная задача – пробудить интерес детей друг к другу, поставить  участников в зависимости  друг от друга

Игры- разминки  

Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования, смешного, несерьезного выигрыша .

Игры творческого самоутверждения

При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.

Игры социо- игрового приобщения к делу              

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала: если дети учатся различать, запоминать, систематизировать, выполняя игровые задания

Игры вольные ( на воле )

 Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с элементами социо-игровых подходов в организации коррекционной деятельности.

Знакомство с буквой И.Четкое произнесение звука. Анализ звукового ряда из трех гласных. Воспроизведение звуко­вых рядов из трех гласных. Развитие внимания, памяти, графомоторных навыковРазвитие со...

Использование информационных технологий в педагогической деятельности в дошкольном образовании.

Данная работа предназначена для использования в непосредственно образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте по патриотическому воспитанию. Организованная образовательная деятельность о...

Использование социо-игровой стилистики в воспитательно-образовательной деятельности с детьми.

Познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии....

«Использование социо-игрового стиля в организации музыкальной деятельности со старшими дошкольниками»

Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры – жизни между микрогруппами  детей (малыми социумами)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, образовательная область «Познавательное развитие» с применением информационно-коммуникативных, социо-игровых, экспериментальных технологий

Конспект непосредственно образовательной деятельности   в старшей группе, образовательная область «Познавательное развитие» с применением информационно-коммуникативных, социоигро...

консультация для воспитателей "Социо-игровые развивающие технологии"

laquo;Главная забота воспитателей –не обучение, не развлечение,даже не развитие,а столь недидактическая вещькак дружба"...

«Современные технологии дошкольного образования» на тему: Марафон игр для педагогов с использованием приёмов ТРИЗ – технологий в педагогической деятельности

В основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается идеал системы образования. Технология ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, ...