исследовательская работа "Чудо-радуга"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

цель исследования: определить, что такое радуга, как она появляется, можно ли увидеть радугу в домашних условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_raduga.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «САЛЕМАЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

ул. Гагарина, 12, с.Салемал, 629709 Ямало-Ненецкий автономный округ,

тел(34996)тел./факс:2-32-43,р/с 40701810200001000008, БИК 047182000, РКЦ г.Салехард,

ИНН/КПП 8909001581/890901001, E-mail: SALEMAL-DETSAD@уаndex.ru

IV районный заочный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Почемучка»

Исследовательский

проект  на тему 

«Чудо - радуга»

Выполнила: Хамукова Рабия, воспитанница подготовительной к школе группы МБДОУ «Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

Руководитель исследовательского проекта: Казанцева Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ «Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

                                       

Салемал, 2018

         

           Цель исследования: определить, что такое радуга, как она образуется, и можно ли получить радугу в домашних условиях.

Задачи исследования:

1. Узнать, откуда появляется радуга.

2. Определить, какие бывают радуги.

3. Попробовать получить радугу в домашних условиях.

Объект исследования: природное явление - радуга.

Предмет исследования: происхождение радуги.

           Гипотеза:  я предполагаю, что радугу можно создать дома. 

         Методы исследования: 

  1. Подумать самостоятельно.
  2. Посмотреть учебно-познавательные мультфильмы.
  3. Спросить у  воспитателя.
  4. Наблюдение и эксперименты.

           Постановка проблемы:   Этим летом,  после дождя я вышла на улицу и увидела на небе радугу. Я много раз видела радугу, и всегда это явление приводило меня в восторг. Мне захотелось узнать – что же такое радуга и как она появляется. Я спросила у мамы: как получается радуга, и почему мы так редко её видим?  И мы решили с моей мамой узнать эту тайну.

Подумала самостоятельно и выяснила, что я знаю по данному вопросу:

  • Радуга появляется после дождя.
  • Радуга имеет 7 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
  • Радуга имеет форму дуги.

Посмотреть учебно-познавательные телефильмы.         

Вечером, когда мы пришли с прогулки, мама включила учебно-познавательный мультфильм, и я узнала:

Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся в результате преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

                             

Солнечный свет кажется нам белым. Но на самом деле он состоит из нескольких цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет проходит через капельки воды и «распадается» на несколько цветов.

Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгом порядке. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так получается разноцветная радуга.  

Образуемые цвета создают полоску из цветных линий, которая называется «спектр». Радуга и есть большой спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате распада луча света, проходящего через капельки дождя.

А так же я узнала, что радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов, поливая растения в саду в яркий солнечный день, в брызгах воды тоже можно увидеть маленькую радугу.

Радуга – очень загадочное явление природы.  Мне стало интересно, а можно ли получить  радугу в домашних условиях?

За ответом я обратилась к воспитателю и узнала, что получить радугу в домашних условиях можно разными способами. И мы решили вместе с воспитателем провести эти опыты.

Опыт 1. Нам потребуется: фонарик, прозрачный  стакан, вода, белый картон.

Ход работы: Этот опыт мы с  воспитателем проводили в вечернее время, так как нам нужно было затемненное место. В темной комнате через стакан наполненный водой мы направили свет фонарика и на белом картоне увидели радугу.

Опыт 2. Нам потребуется: мыльная вода, кольцо из проволоки, таз, настольная лампа.

Ход работы: В таз с мыльной водой мы опустили кольцо из проволоки. Подержав его немного в тазу, аккуратно вынули – внутри кольца образовалась пленка. Посмотрев под ярким светом на обратную сторону пленки, мы увидели радугу.

Опыт 3. Нам потребуется: CD-диск, окно, солнечный свет.

Ход работы: Мы взяли  компьютерный диск и повернули его так, чтобы на него попадали солнечные лучи. Меняли положение диска до тех пор, пока радуга не станет видна.

Выводы: проведенные эксперименты доказали, что радугу действительно можно сделать самому в домашних условиях, даже с помощью искусственного света.

Заключение: в ходе исследования мы узнали: радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.

Радугу можно сделать самому в домашних условиях с помощью солнечного и искусственного света.

Радуга – это удивительное явление природы, которое никогда не перестанет нас восхищать. Теперь мы знаем, что радугу можно получить и дома в любое время. «Домашняя радуга» ничуть не хуже природной и от неё тоже становится радостнее на душе.

Источники информации:

1. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2008.

2. Зубкова Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5-9 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.

3. Фотографии из домашнего архива сделанные во время исследования - 2016 год;

4. DWD диск

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  1. http://ru.wikibooks.org/wiki/Свет_и_цвет/Радуга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)

Данный  исследовательский проект  представлен  на  VII городской  НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира".  По направлению: Живая природа (зоология и экол...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...