Путешествие по заповедным местам калининградской области "Куршская коса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Оксана Васильевна Прохорова

Конспект занятия по познавательному развитию на тему:

«Путешествие по заповедным местам Калининградской области Куршская коса»

в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с заповедниками нашего края, формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 7

Конспект занятия по познавательному

развитию на тему:

 «Путешествие по  заповедным местам Калининградской области

«Национальный парк Куршская коса» 

в подготовительной группе

Воспитатель: Прохорова О. В.

г. Калининград 2021г.

Конспект занятия по познавательному развитию на тему:

 «Путешествие по  заповедным местам Калининградской области

Куршская коса» 

в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с заповедниками нашего края, формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Программные задачи :

Образовательная область – «Познание»

  • Формировать представление о том, что человек – часть природы и он должен беречь, охранять и защищать ее;
  • Формировать потребность познавать природу своей Малой родины.

Образовательная область – «Социализация»

  • Развитие самоконтроля и самооценки в процессе организованной образовательной деятельности
  • Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за природу и бережное отношение к ней

Образовательная область – «Безопасность»

  •  Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе  

Образовательная область – «Коммуникация»

  • Развивать речь, как средство общения
  • Расширять знания детей о растительном и животном мире Калининградской области
  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях
  • Развивать умение поддерживать беседу
  • Совершенствовать диалогическую речь
  • Обогащать словарь: орнитолог, орнитология, миграция

Материал и оборудование: аудиозаписи: «звуки природы»,  мультимедийный проектор, разрезные картинки с изображением птиц, картон, пластилин.

Предварительная работа: Беседа о природе родного края. Рассматривание иллюстраций растений и животных  Калининградской области, чтение художественной литературы, наблюдения. Демонстрационный материал:  картинки животных и деревьев Калининградской области Куршская коса.

Ход:

Воспитатель: (Дети стоят полукругом; мелодекломация)  

(слайд фото Калининграда)

«Калининград — красивый, величавый!»  

Калининград — красивый, величавый!
Ты столько тайн в себе хранишь?!
Историю из книжек твою знаем.
Ты- памятником ей стоишь.
Ты-город настоящих королей,
Хозяин мощных кораблей
И властелин морской пучины,
Куда деревья слезы лили,
А волны превратили их в янтарь.
Так и возник балтийский рай.
Здесь сосны, ели величавы.
Дубы стоят по триста лет,
Песок лежит, как в золотой оправе
И излучает солнца свет.
Здесь воздух ладаном наполнен,
Покой и тишина живут.
И аисты с большой любовью
Надежно гнезда свои вьют.
Здесь лебеди в любовь играют
И рыбки золотые ждут…
И краше нет родного края!
Кто не был в нём, те не поймут.

(Татьяна Нежельская)

Воспитатель: Какое чудесное стихотворение написано о нашем городе Калининграде! Вам понравилось стихотворение? Как в нем волшебно и сказочно описана природа нашего края. А в нашей Калининградской области, природа действительно очень красива и в нашем крае есть заповедные места.

Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю совершить увлекательнейшее путешествие в одно из самых удивительных мест нашей области, Куршская коса. Прошу всех занять свои места. Мы отправляемся в путешествие по заповедным местам нашей Калининградской области.

 И пока мы едем, хочу спросить вас, кто-нибудь знает, что такое заповедные мета? Что такое заповедник? (ответы детей)

Воспитатель: Заповедник, это место в котором живут птицы и звери, они живут на воле. В Заповедниках часто встречаются редкие животные и птицы, занесенные в Красну книгу. В Заповедниках нельзя строить ни дома, ни дороги. Только ученые, могут приходить в Заповедник, чтобы изучать животных и растения. Нам всем необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу. Като из вас знает эти правила? (ответы детей) Ребята, вот мы и приехали. Первая наша остановка:

«Национальный парк «Куршская коса» (слайд «Куршская коса»)

Давайте мы с вами вместе вспомним, какие правила поведения необходимо соблюдать в лесу.

Физминутка «Лесные правила»:

Если в лес пришел гулять, (дети идут друг за другом по кругу)

Свежим воздухом дышать, (поворачиваются лицом в круг, разводят руки в            стороны)

Бегай, прыгай и играй, (бег на месте)

Только чур, не забывай;

Что в лесу нельзя шуметь, (руки к губам «Знак тихо!»)

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки, (руки прижаты к груди, дрожат)

Убегут с лесной пушки. (бег на месте)

Здесь не нужно всех ловить, (при перечислений действий, которые нельзя делать, загибают пальцы на руке)

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость. (руки прижимают к сердцу)

Здесь хозяин- дуб и лось. (руки разводят в стороны)

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги. (низкий земной поклон)

(слайд географический «Куршская коса»)

Воспитатель: КУРШСКАЯ КОСА – песчаная полоска суши длиной 98 км. Отделяет пресноводный Куршский залив от соленого Балтийского моря. Самое узкое место косы – 400 м (п. Лесной). Самое широкое – 4 км (п. Рыбачий). Государственная граница России и Литвы делит ее почти пополам.

(слайд с лесными тропами)

Воспитатель: В парках есть экологические тропы, по которым можно гулять. Ребята, давайте погуляем в парке вместе со мной. 

 Полоса препятствий(музыка шум леса и пение птиц)

Прыжки по «кочкам» (из обруча в обруч);

«Паутина» - пролезание сквозь вертикально натянутую  резинку;

«Узкий мост» - ходьба по гимнастической доске;

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами пришли в «Танцующий лес»

Ветер Балтики гуляет на просторе,
Ветки сосен – как натянутые струны,
Гонит волны растревоженное море,
Тихо дремлют зачарованные дюны.

Здесь природа открывает двери
В царство самых удивительных чудес,
Где гуляют без опаски звери,
И «танцует» искривлённый лес…

(Отрывок стихотворения «Ветер Балтики гуляет на просторе», Н.Балуев)

Ребята, кто знает, что это за «искривленный лес танцует?» Кто-то из вас с семьей был в этом лесу? (ответы детей)

(слайд «Танцующий лес»)

Танцующим этот лес называют из-за причудливо изогнутых стволов деревьев. Посмотрите внимательно, стволы изгибаются волнами, завиваются в спирали, образуют круги, как будто на самом деле участвуют в мистическом танце. Давайте с вами попробуем изобразить танцующие деревья.

Подвижная игра «Танцующий лес» 

(Дети становятся в круг, танцуют произвольно, стоя в общем кругу, на последние слова замирают, изображая изогнутое дерево)

Ветер закружиться раз  

Ветер закружиться два  

Ветер закружиться три

Танцующее дерево замри

Воспитатель: Замечательно, молодцы.

 Ребята, а вы знаете, что на Куршской косе есть много разных и интересных мест? Я приглашаю вас посетить одно из таких мест. Это орнитологическая станция «Фрингилла», о которой нам расскажет один очень интересный человек. Садимся в автобус и отправляемся в путь.

Остановка: «Орнитологическая станция «Фриннгиллаа» 

  Детей встречает орнитолог: Здравствуйте ребята – я, орнитолог. В детстве, мне очень нравились птицы. Я много старался узнать о их жизни. Поэтому и стал орнитологом. Вы знаете кто такой орнитолог? (Ответы детей). Орнитолог – человек занимающийся птицами. Орнитология – наука о птицах. (Слайд «Орнитологическая станция»)

Орнитолог: У косы есть неофициальное название — «Птичий путь». Здесь проходит древний миграционный коридор для перелетных птиц. Местной орнитологической станции более 100 лет. Моя работа – ловить птиц и кольцевать.

Так мы изучаем миграцию пернатых – очень интересное явление. За 100 лет работы станции сведений собрано немало, но и это недостаточно, чтобы знать абсолютно всё об этом явлении.

(слайд с птицами)

Орнитолог: Сухопутные птицы, которые мигрируют днём, боятся лететь над водой. Дело в том, что при ухудшении погодных условии. При усталости они, в отличие от водоплавающих – гусей, лебедей, уток, не могут сесть на воду, поплавать, отдохнуть, поесть. Поэтому они используют Куршскую косу как мост.

 (слайд с  ловушками.) 

На  нашей станции используются две огромные ловушки для мелких певчих птиц. По своей форме они напоминают сачки. Только огромные. 

слайд кольцевание

 Кольцевание - это метод индивидуального мечения птиц, применяемый в орнитологии. Он способен рассказать очень многое об образе жизни, биологии и экологии популяций и видов птиц. Особенно важно, что кольцевание играет большую роль в изучении и сохранении редких видов.

Больше всего птиц ловится в сентябре и октябре. А почему (ответы детей)

 А теперь, я предлагаю вам собрать пазл, и узнать какие же птицы попадают в наши ловушки.

 (Дети  собирают пазлы и называют птиц, которых они собрали)

Воспитатель: Ребята давайте поблагодарим орнитолога, нам пора возвращаться домой в детский сад. Занимаем наши места и отправляемся обратно.

Рефлексия:

Вот мы и вернулись. Что вы сегодня узнали во время нашего путешествия? Какие места мы с вами посетили? (ответы детей)

Кто такой орнитолог и чем он занимается? (ответы детей)

Кто запомнил, что означает слово миграция? (ответы детей)

А теперь я вам предлагаю сделать такой же танцующий лес у нас в группе.

Пластилинография «Танцующий лес»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по ознакомлению с окружающим миром Тема Экскурсия по заповедным местам национального парка Нижняя кама. Гвоздева М.Н

Сформировать у детей представление о растительном и животном мире Республики Татарстан .Познакомить с понятием "Заповедник" и роли человека в жизни его обитателей....

Конспект НОД на тему: «Тянет неспроста в заповедные места»… Игра — путешествие «Парк - «Бажовские места»» (подготовительная группа)

Цель:Дать детям общее представление о заповедном месте родного края. Задачи:Расширять представления детей о природе родного края.Формировать у детей представления о растительном и животном мире р...

Сценарий развлечения "Путешествие по заповедным местам"

Цель. Создать условия для повышения уровня экологической культуры дошкольника. Расширить кругозор в области охраны природы.Задачи:1.Дать знания о заповедных местах ХМАО и о проблемах  сохранения ...

Проект: "Куршская коса - заповедное место"

Проект создан с целью углубить и обобщить знания детей о национальном парке «Куршская коса»....