Знакомство с избой» В старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить с русской избой с предметами русского быта.Воспитыватьть уважение к истории русского народа и его традициям. Развивать социально-коммукативные умения с помощью народных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Тема: «Знакомство с избой»
В старшей группе
Автор; Миронова Елена Алексеевна
Возрастная группа: старшей группе.
Образовательная область: познавательное развитие.
Тип деятельности: тематическая, творческое.
Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные, ИКТ.
Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа, подгрупповая (работа малыми подгруппами, индивидуальная).
Форма обучения на занятии: беседа, мастерская.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, люлька сундук, самовар).
Развивающие: развивать социально-коммукативные умения с помощью народных игр.
Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.
Словарная работа: Активизировать самостоятельные рассуждения речи детей. поддерживать инициативу ответов на вопросы.
Обогащение словаря детей: печь, сундук, самовар.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.
Методы: наглядные (просмотр презентаций, выставка атрибутов русской избы, словесные (вопросы, краткая беседа, чтение загадок, потещек) практические (сотворчество, самостоятельный выбор).
Индивидуальная работа: с детьми группы, поощрять высказывать свое мнение.
Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Баранки. Клубочек, Игрушка кот.
Средства обучения для детей: . Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сундук.
Предшествующая работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.
Слава нашей стороне, Слава русской старине! Я про эту старину, рассказ поведу. Чтобы гости знать могли О делах родной земли! Ребята, сегодня мы с вами расскажем о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно. Я вас приглашаю в русскую избу. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова: Ты катись, катись, клубок, С овражка на мосток. Только сильно не спеши, Путь-дорожку укажи. Попадают в русскую избу. Хозяйка :Вот наша изба. Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей она была и кухней, и спальней., в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей). Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить Гость на порог — хозяину радость. Сядем рядком поговорим да поговорим ладком. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать Хозяйка: Посмотрите, какая мебель была в горнице. (показывает на мебель, дети называют, рассказывают предназначение). Стол занимал главное место в избе. Угол где он стоял назывался «красным», т. е самым важным и почётным. Лавка- днём на ней сидели, а ночью спали.
Люлька — это подвесная кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал. Посмотрите мы с вами в необычном наряде. Это старинная русская одежда. В древние времена Русичи (славяне) одевались совсем не так, как в наши времена А где же хранили эти наряды Отгадайте загадку Прячет бабушка в нем вещи сапоги, кафтан, сюртук. Вы мне дружно все скажите, Этот шкаф зовут Правильно ребятушки, это сундук. Скажите-ка мне, как выглядит сундук? Какой он? Сундучок секретный, просто так его не открыть, чтобы его открыть, нужно сказать секретные слова. Тук-тук-тук, (ударяют кулачком по кулачку). Чок-чок-чок, (притопывают ногами), Открывайся, сундучок! (хлопают в ладоши). (звучит фонограмма, открывается сундук).
- Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных интересных вещей. Что может лежать в сундуке? (показ ) Посмотрите, ребята, что внутри сундука. (женский костюм) Давайте мы с вами его рассмотрим. Из чего состояла женская одежда. Дети описывают, в случаи затруднения, помогает воспитатель. Рубаха - главный элемент женского русского костюма, непременно доходила до щиколоток. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. Сарафан - длинное платье на бретелях, носившееся поверх рубахи. Его шили из ткани красного, синего, иногда из зеленого цвета ткани, украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Хозяйка: Молодцы, ребятки всё правильно и интересно рассказали. Хозяйка: Не допустимо было ходить без головного убора. Какой головной убор носили женщины? (Ответы детей: кокошник, платки). Хозяйка: Ребята, а теперь давайте рассмотрим одежду мужчины. (дети описывают). Рубаха- основа мужского костюма. Украшали вышивкой. Носили на выпуск, обязательно подпоясывали узким поясом или шнуром. Штаны (порты). Широкие штаны сужались к низу, заправлялись в обувь. Хозяйка: Ребята, перед нами головной убор мужчин, как он называется? (грешневики, картуз). Хозяйка: Какой же была обувь? - Ребятушки, отгадайте–ка, что у меня тут еще есть. Загадка Эту обувь не забыли, Хоть давным-давно носили. Влезут дети на полати, У печи оставят… лапти). На ноги в давние времена мужчины и женщины одевали лапти и валенки. Хозяйка: Молодцы ребята! - Звучит мяуканье кошки. Хозяйка: - Ой, а кто это к нам пришел? - Как котик говорит? Правильно, это мой котя-коток, котя - беленький лобок. Этот котик очень любит спать там, где тепло. Отгадайтеи загадку - Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. Вы знаете, что это? -ответы детей( печь. ) Печь - это сердце дома. - Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Печь считали главным украшением и достоянием дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Ведь печка- отличная банька, в которой пар исцеляет от множества болезней. Мои хорошие, посмотрите, что в печи у нас стоит загадка К низу узок, верх широк, Не кастрюля … - Как вы думаете, зачем нужен чугунок? Ответы детей Это чугунок. Посуда, предназначенная для приготовления пищи в печи. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. С чем его можно сравнить? (Хозяйка показывает чугунок). - Какие вы умники, все знаете, все загадки отгадываете, а возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками? - А почему?(ответы детей) загадка Из русской печи Кашу тащи. Чугунок очень рад, Что схватил его.... (Хозяйка: показывает ухват). Хозяйка: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печь Ребята, как вы думаете чем можно растопить печку? (Ответы детей «дровами».) Хозяйка: Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете? Дети: Да! Хозяйка: Тогда берите по одному бревнышку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под музыку дети собирают дрова). Но чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем. (звучит звук костра) Физминутка: Дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета.) Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.) Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.) Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.) Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.) Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.) Хозяйка: Хорошо сидит коток, Котя маленький роток Дремлет котик на печи, Ждет румяны калачи. Давайте и мы испечём пирожки Пальчиковая игра Мы спросили нашу печь – Что сегодня нам испечь. Печку мы спросили .Тесто замесили. Тесто скалкой раскатали Раскатали-не устали. хозяйка: Наигрались мы с вами, самое время выпить чаю. Послушайте ещё одну загадку: Выпускает жаркий пар Древний чайник… (Самовар). Хозяйка; За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. А пока мы играли, в печи испеклись вкусные пирожки. Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас пирожки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите. - Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите еще - Нам пора возвращаться в детский сад.. Берем клубочек Ты катись, катись, клубок, С овражка на мосток. Только сильно не спеши, Путь-дорожку укажи. Клубочек катиться |
Вот, мы с вами и вернулись в детский сад. - ребята, где мы с вами побывали? (ответы детей). - с чем познакомились? (ответы детей). -понравилось вам в гостях у русской избы? (ответы детей). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русская народная изба" дети старшей группы
Привлечение детей к русской народной культуре....
конспект ООД "Экскурсия в мини-музей "Русская изба" в старшей группе
о предметах быта русской зиме...
конспект занятия по познавательному развитию " Русская изба" в старшей группе
Конспект занятия по позавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в старшей группе...
Проект "Русская изба" в старшей группе.
Данный проект актуален потому что в настоящее время жители самых разных регионов нашей страны стали проявлять всѐ больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образо...
Конспект познавательной беседы «Убранство избы» в старшей группе
Цель: Познакомить с бытом в старину.Задачи: Дать детям некоторые знания о быте и убранстве избы в старину. Приобщать детей к русской национальной культуре....
Досуг по ознакомлению дошкольников с историей русского быта «Красна изба углами!» (старшая группа).
Данный материал может быть использован педагогами вне основной учебной деятельности или на занятиях в объединении дополнительного образования....
Игровая обучающаяся ситуация «У русской избы» для старшей группы
Русская изба...