Знакомство с избой» В старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Миронова Елена Алексеевна

Познакомить с русской избой с предметами русского быта.Воспитыватьть уважение к истории русского народа и его традициям. Развивать социально-коммукативные умения с помощью народных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Тема: «Знакомство с избой»

В старшей группе

 Автор; Миронова Елена Алексеевна

Возрастная группа: старшей группе.

Образовательная область: познавательное развитие.

Тип деятельности: тематическая, творческое.

Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные, ИКТ.

Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа, подгрупповая (работа малыми подгруппами, индивидуальная).

Форма обучения на занятии: беседа, мастерская.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, люлька сундук, самовар) 

Развивающие: развивать социально-коммукативные умения с помощью народных игр.

Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.

Словарная работа: Активизировать самостоятельные рассуждения речи детей. поддерживать инициативу ответов на вопросы.

Обогащение словаря детей: печь, сундук, самовар.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.

Методы: наглядные (просмотр презентаций, выставка атрибутов русской избы, словесные (вопросы, краткая беседа, чтение загадок, потещек) практические (сотворчество, самостоятельный выбор).

Индивидуальная работа: с детьми группы, поощрять высказывать свое мнение.

Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Баранки. Клубочек, Игрушка кот.

Средства обучения для детей: . Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сундук.

Предшествующая работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.

 

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

Я про эту старину,

 рассказ поведу.

Чтобы гости знать могли

О делах родной земли!

Ребята, сегодня мы с вами расскажем о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно. 

Я вас приглашаю в русскую избу. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Попадают в русскую избу.

Хозяйка :Вот наша изба.

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей она была и кухней, и спальней., в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить

Гость на порог — хозяину радость. Сядем рядком поговорим да поговорим ладком.

Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать

Хозяйка: Посмотрите, какая мебель была в горнице. (показывает на мебель, дети называют, рассказывают предназначение). 

Стол занимал главное место в избе. Угол где он стоял назывался «красным», т. е самым важным и почётным.

Лавка- днём на ней сидели, а ночью спали.

 

 Люлька — это подвесная кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал. 

Посмотрите   мы с вами   в необычном наряде. 

  Это старинная русская одежда. В древние времена Русичи (славяне) одевались совсем не так, как в наши времена

А где же хранили  эти  наряды

 Отгадайте загадку

Прячет бабушка в нем вещи

 сапоги, кафтан, сюртук.  

Вы мне дружно все скажите,  

Этот шкаф зовут 

 Правильно ребятушки, это сундук. Скажите-ка мне, как выглядит сундук? Какой он?

Сундучок секретный, просто так его не открыть, чтобы его открыть, нужно сказать секретные слова.

Тук-тук-тук,  (ударяют кулачком по кулачку).

Чок-чок-чок,  (притопывают ногами),

Открывайся, сундучок! (хлопают в ладоши).

(звучит фонограмма, открывается сундук).

 

- Смотрите, сколько добра в сундуке,   как  много разных интересных вещей. Что может лежать в сундуке?

(показ ) 

Посмотрите, ребята, что внутри сундука. (женский костюм)

Давайте мы с вами его рассмотрим. Из чего состояла женская одежда.

Дети описывают, в случаи затруднения, помогает воспитатель.

Рубаха - главный элемент женского русского костюма, непременно доходила до щиколоток. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. 

Сарафан - длинное платье на бретелях, носившееся поверх рубахи. Его шили из ткани красного, синего, иногда из зеленого цвета ткани, украшали вышивкой, тесьмой и кружевами.  

Хозяйка: Молодцы, ребятки всё правильно и интересно рассказали.

Хозяйка: Не допустимо было ходить без головного убора. Какой головной убор носили женщины?

(Ответы детей: кокошник, платки).

Хозяйка: Ребята, а теперь давайте рассмотрим одежду мужчины. (дети описывают).

Рубаха- основа мужского костюма. Украшали вышивкой. Носили на выпуск, обязательно подпоясывали узким поясом или шнуром.

Штаны (порты). Широкие штаны сужались к низу, заправлялись в обувь.

Хозяйка: Ребята, перед нами головной убор мужчин, как он называется? (грешневики, картуз).

Хозяйка: Какой же была обувь? -  Ребятушки, отгадайте–ка, что у меня тут еще есть. Загадка

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…

лапти).

На ноги в давние времена мужчины и женщины одевали лапти и валенки. 

Хозяйка: Молодцы ребята!

-  Звучит мяуканье  кошки.

Хозяйка:  - Ой, а кто это к нам пришел?  

- Как котик говорит?

 Правильно, это мой котя-коток,

 котя - беленький лобок.

 Этот котик очень любит спать там, где тепло.

Отгадайтеи загадку

- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Вы знаете, что это?  

 -ответы детей( печь. )  

Печь - это сердце дома.

- Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Печь считали главным украшением и достоянием дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Ведь печка- отличная банька, в которой пар исцеляет от множества болезней.

 Мои хорошие, посмотрите, что в печи у нас стоит

загадка

К низу узок, верх широк,

Не кастрюля …

- Как вы думаете, зачем нужен чугунок? Ответы детей

Это чугунок. Посуда, предназначенная для приготовления пищи в печи. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

 С чем его можно сравнить?

(Хозяйка показывает чугунок).

- Какие вы  умники, все знаете, все загадки отгадываете, а возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками?  

- А почему?(ответы детей)

загадка

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что схватил его....

 (Хозяйка: показывает ухват).

Хозяйка: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать  печь

Ребята, как вы думаете чем можно растопить печку? (Ответы детей «дровами».)

Хозяйка: Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете?

Дети: Да!

Хозяйка:

Тогда берите по одному бревнышку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под музыку дети собирают дрова). Но чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем. (звучит звук костра)

Физминутка: 

Дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета.)

Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.)

Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)

Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)

Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)

Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)

Хозяйка: 

Хорошо сидит коток,

Котя маленький роток

Дремлет котик на печи,

Ждет румяны калачи.

Давайте и мы испечём пирожки

Пальчиковая игра

Мы спросили нашу печь –

Что сегодня нам испечь.

Печку мы спросили

.Тесто замесили.

Тесто скалкой раскатали

Раскатали-не устали.

хозяйка: Наигрались мы с вами, самое время выпить чаю. Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (Самовар).

 Хозяйка; За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

А пока мы играли, в печи испеклись вкусные пирожки.

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас пирожки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите еще

- Нам пора возвращаться в детский сад.. Берем клубочек

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Клубочек катиться

Вот, мы с вами и вернулись в детский сад.

- ребята, где мы с вами побывали? (ответы детей).

- с чем познакомились? (ответы детей).

-понравилось вам в гостях у русской избы? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская народная изба" дети старшей группы

Привлечение детей к русской народной культуре....

конспект занятия по познавательному развитию " Русская изба" в старшей группе

Конспект занятия по позавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в старшей группе...

Проект "Русская изба" в старшей группе.

Данный проект актуален потому что в настоящее время жители самых разных регионов нашей страны стали проявлять всѐ больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образо...

Конспект познавательной беседы «Убранство избы» в старшей группе

Цель: Познакомить с бытом в старину.Задачи: Дать детям некоторые знания о быте и убранстве избы в старину. Приобщать детей к русской национальной культуре....

Досуг по ознакомлению дошкольников с историей русского быта «Красна изба углами!» (старшая группа).

Данный материал может быть использован педагогами вне основной учебной деятельности или на занятиях в объединении дополнительного образования....