Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в летний период
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В методической разработке рассматривается содержание работы с детьми дошкольного возраста в летний период на участке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыты и эксперименты летом в детском саду | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в летний период
Дети дошкольного возраста — прирожденные исследователи и экспериментаторы, они очень любопытны и интересуются всем, что их окружает. Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду помогает каждому ребенку активно познавать окружающий мир и совершать свои маленькие открытия. Летом сама природа создает для детей удивительно разнообразную и загадочную развивающую среду. В детском саду, проводя большую часть времени на участке, дошкольники становятся заинтересованными участниками различной поисковой деятельности. Они открывают для себя новый мир, полный тайн и чудес. У детей формируются представления об окружающей природе, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать, делать выводы. Они непосредственно контактируют с различными предметами и материалами, что позволяет понять их свойства, качества и взаимосвязь с окружающей действительностью.
В младшем дошкольном возрасте деятельность носит манипулятивный характер, в это время у детей происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему. Во 2 младшей группе я провела с ребятами опытно-экспериментальную деятельность «Наедине с природой». Целью данной работы являлось развитие у детей познавательного интереса к окружающей природе, наблюдательности и способности к самостоятельной деятельности.
Опыт №1: «Светит — не светит»
Цель: познакомить детей с отражением солнечных лучей от зеркальной поверхности. Ребята наблюдали за отраженным светом при направлении своих зеркал на солнце, затем играли в подвижную игру «Догони солнечного зайчика».
Опыт №2: «Дует — не дует»
Цель: познакомить детей с направлением и силой ветра, с защитой от него. Ребята наблюдали за ветром с помощью ветрячков на открытых и закрытых участках местности, после чего разместили свои ветрячки у веранды и вблизи цветника для ежедневных наблюдений за ветром.
Опыт №3: «Тонет — не тонет»
Цель: познакомить детей со свойствами воды: тяжелые предметы — тонут в ней, а легкие плавают по поверхности воды. Ребята наблюдали за плавающими бумажными корабликами, резиновым мячом; за тонущими в воде камнями у небольшого «пруда» и на веранде.
Опыт №4: «Вянет — не вянет»
Цель: познакомить детей с влиянием влаги на рост и развитие растений. В течение недели ребята наблюдали за двумя петуниями в цветнике, одно растение регулярно поливали (его почва была влажной), а другое - не поливали (почва была сухой). К концу недели первое растение подросло, а второе — стало увядать.
Опыт №5: «Лепим — не лепим»
Цель: познакомить детей со свойствами песка: из мокрого — можно лепить разные фигуры, из сухого — нельзя, он рассыпается. Ребята лепили из мокрого и сухого песка: из мокрого — получались ровные и красивые фигурки животных, рыб, птиц, а из сухого - они рассыпались. Затем, дети, совместно с воспитателем, приняли участие в создании коллективной постройки из песка «Солнышко» с использованием толченого мела и природного материала (шишки, морские камешки).
Данная деятельность «Наедине с природой» носила игровой и непринужденный характер, все ребята были в восторге от участия в ней и получили много радостных эмоций и новых впечатлений.
В среднем дошкольном возрасте наступает период любопытства, когда ребята овладевают более сложными сведениями о процессах и явлениях окружающего мира. В средней группе я провела с ребятами опытно-экспериментальную деятельность «Создай сам...». Целью данной работы являлось развитие у детей познавательной активности, самостоятельности и способности к творческой деятельности.
Опыт №1: «Создай ветер»
Цель: создать условия для искусственного создания ветра с помощью ветрячков. Ребята дули на ветрячки с разной силой, наблюдали за их движением, сравнивали.
Опыт №2: «Создай ручей»
Цель: создать условия для изучения свойств воды и искусственного создания ручья с помощью лейки. Ребята выливали из леек воду на дорожки, находящиеся под уклоном, наблюдали как появляются ручьи, играли.
Опыт №3: «Создай радугу»
Цель: создать условия для искусственного создания радуги с помощью солнца, зеркала и воды. Ребята ставили зеркало в таз с водой под небольшим углом, ловили солнечный зайчик, затем немного поворачивали зеркало, чтобы увидеть радугу.
Опыт №4: «Создай тень»
Цель: создать условия для создания тени человека, учитывая положение солнца на небе. Ребята наблюдали за положением солнца на небе, старались встать так, чтобы от их фигуры падала тень. Затем выполняли разные движения и прикладывали к голове разные фигурки из бумаги, наблюдали за тем, как тень повторяет все движения человека.
Опыт №5: «Создай картинку»
Цель: создать условия для изучения свойств песка и создания из него изображений с помощью картона и клея. Ребята создавали картинки из песка, предварительно изобразив на картоне рисунок и нанеся на него клей, затем сыпали песком на клеевое изображение.
Данная деятельность «Создай сам...» носила поисковый и творческий характер, все ребята старались принять активное участие в ней и поделиться своими впечатлениями с родителями.
Период любознательности характерен для детей старшего дошкольного возраста, когда экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности, инициатором которого является сам ребенок. Я провела с воспитанниками опытно-экспериментальную деятельность «Хочу все знать». Целью данной работы являлось формирование устойчивого интереса детей к поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности, создание условий для проявления инициативы и самостоятельности.
Опыт №1: «Склеим бумагу»
Цель: познакомить детей со свойствами воды, что она может склеивать бумагу. Ребята брали 2 листа бумаги, свободно ими двигали, потом опускали их в воду, после чего листы склеивались друг с другом.
Опыт №2: «Сделаем фонтан»
Цель: познакомить детей с принципом работы фонтана, на примере воды, вытекающей из дырочек в бутылке. Ребята наблюдали за бутылкой, с дырочками, в которые были вставлены гвоздики. Затем наливали воду в бутылку, вода не выливалась, потом вынимали гвоздики и вода начинала выливаться из бутылки маленькими струйками, как в фонтане.
Опыт №3: «Капнем капельки в муку»
Цель: познакомить детей с принципом образования облаков, брызгая на муку капельками воды из распылителя. Ребята брызгали на муку капельками воды из распылителя, после чего образовывались склеенные водой шарики, покрытые мукой. Пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуя одну большую каплю, таким образом происходит образование облаков.
Опыт №4: «Притянем магнитом»
Цель: познакомить детей со свойствами магнита, уточнить какие предметы он может притягивать. Ребята изучили предметы из разных материалов (дерево, бумага, стекло, металл, пластик, ткань и т.д.) подносили их к магнитам, пробовали, какие из них притягиваются. Затем отдельно положили на поднос предметы из металла, которые притягивались магнитом.
Опыт №5: «Сделаем компас»
Цель: познакомить детей с принципом работы компаса, попробовать изготовить самодельный компас. Ребята наблюдали за стрелкой компаса, его работой. Затем изготовили самодельный компас: для этого намагнитили иголку магнитом и положили ее на листик бумаги (с нарисованной красной стрелкой) на воду и начали наблюдать. Красная стрелка показывала на север, сверили ее показания с настоящим компасом.
Данная деятельность «Хочу все знать» носила интеллектуальный и творческий характер, все ребята старались проявлять самостоятельность, инициативу, любознательность.
В ходе проведенной опытно-экспериментальной деятельности каждый воспитанник являлся полноправным участником мероприятий. Ребята активно и с большим энтузиазмом познавали, исследовали, изучали, задавали вопросы, делились впечатлениями. Задачей педагога являлось создание условий и организация экспериментальной деятельности таким образом, чтобы дети могли наблюдать и действовать, повторять показанные опыты, понимать их смысл и значение, а в дальнейшем использовать полученный результат в изменяющихся условиях.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще возвращаться к тому, что он узнал» (В.А. Сухомлинский).
Используемая литература:
1. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005.
2. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.
3. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4.
4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. - №1.
5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
6. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003.- №3
7. Дорохова Т.М. Организация и проведение опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками / Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ» (https://www.pdou.ru/categories/2/articles/2028)
8. Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. - М.: Сфера, 2002.
9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
10. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М: ТЦ Сфера, 2004.
11. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.
Система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развития самостоятельности, индивидуальности, любознательн...
Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в летний период
Детям пяти-шести лет всё интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Сво...
Творческий час «Опытническая деятельность детей дошкольного возраста в летний период»
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пол...
Консультация для воспитателей "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста в летний период"
Лето -особенный период в жизни ребёнка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу уникальную возможность познания, совершения новых открытий в окружающем мире. Лето предоставляет огромные ...
Косультация для педагогов «Организация спортивных игр для детей дошкольного возраста в летний период»
Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого. Сухомлинский В. А....
Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в летний период
Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в летний период...
Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в летний период
материал для воспитателей...