« Съедобные и ядовитые грибы, ягоды» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: Подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, в условиях детского сада и семьи;  закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:  дать представление о грибнице; закрепить умение различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; расширить и активизировать словарный запас по теме.

Развивающие: - развивать познавательный интерес; - развивать внимание при решении игровых заданий; - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; - развивать координацию слов и движений; - развивать мелкую и общую моторику;

Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций "грибы", лепка, рисование, конструирование из бросового материала, аппликация на тему: "Грибы".

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Оборудование и материалы: Силуэтное изображение съедобных и несъедобных грибов, картинки.

 

Структура НООД

1.Вводная часть – 3 минуты.

а) организационный момент;

б) звонок старичка-лесовичка;

2. Основная часть – 25 минут

а) загадывание загадок о грибах;

б) беседа о грибах, грибнице;

в) опыт «Грязный воздух»;

г) игра «Знатоки»;

д) физкультурная минутка;

е) загадывание загадок про ягоды

ё) рассказ стихотворения Арина Н.;

е) Игра «Съедобное – несъедобное»;

3. Заключительная часть – 3 минуты.

а) итог;

б) анализ НООД.

 

 

Ход НООД:

 

Воспитатель: Я рада сегодня видеть всех детей нашей группы здоровыми, весёлыми, в хорошем настроение. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, радоваться друг другу. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. От улыбки станет всем светлей!

Ребята мне кто-то звонит, давайте ответим, это старичок-лесовичок. Сейчас, я включу телефон на громкую связь и мы все вместе послушаем.

 

- Я весёлый старичок.

- Старичок-лесовичок!

- Я люблю гулять в лесу,

- И все о грибочках знать хочу!

 

Воспитатель: Давайте ребята расскажем старичку- лесовичку,  что мы знаем про грибы. Скажите, как называется человек, который собирает грибы? (грибник) А сейчас проверим, как вы знаете грибы.

Отгадайте-ка, ребятки, вы мои загадки:

Шляпка вогнута воронкой,

Вкус приятный, запах тонкий,

Рыже-золотой, янтарный цвет

И вкусней грибочков нет! (рыжики)

 

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных:

Жёлтых, розовых, зелёных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай

Это. (сыроежки).

 

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня увидишь за версту-

Зовусь я - (подосиновик)

Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще,

Расту я обычно

В берёзовой роще (подберёзовик).

 

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

 

Бледная она стоит,

У неё съедобный вид.

Принесёшь домой - беда,

Будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб - обманка,

Враг наш - бледная. (поганка).

 

А вот кто-то важный,

На беленькой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки! (мухомор)

 

Воспитатель: А какие еще ядовитые  грибы вы знаете( ложная лисичка,  ложные опята).

Воспитатель: Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя. Они служат кормом, а иногда и лекарством для лесных обитателей – зайцев, лосей; украшают лес. И так, запомните ребята,  съедобными называются грибы, которые можно употреблять в пищу.

Несъедобные (ядовитые) это грибы, которые не только нельзя есть, но даже нельзя брать в руки, потому что на руках могут остаться ядовитые вещества, и если вы забудете вымыть руки, и возьмете какую-нибудь еду, то яд с рук может попасть к вам в организм, и вы можете отравиться. Настоящие грибники знают, какие грибы можно собирать.  Давайте вспомним, из каких частей состоит гриб? ( шляпка, ножка.)

Воспитатель:  Правильно, а еще у гриба есть часть, которую не видно, потому что она находится в земле, она называется грибница.  Гриб живет 3-4 дня, а грибница больше 10 лет. (показывает иллюстрацию). Грибница – это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба. Грибы нельзя выдергивать с корнями из земли. Нужно срезать их ножом, осторожно выкручивать, не наносить вред грибницы. Машины, автобусы  - враги грибов. Они выбрасывают в воздух выхлопные газы и могут загрязнить грибы. Как это происходит? Давайте проведем опыт.

 

Проводится опыт.

 

Воспитатель: Возьмем губку и соберем грязную воду из блюдца. Губка впитывает всю грязную воду. Вот так и грибы всасывают загазованный, загрязненный воздух. И даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасны. Как думаете можно употреблять такие грибы в пищу? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю Вам поучаствовать в игре "Знатоки" и выполнить следующие задания.

 «Ответь правильно на вопрос»

1.- Скажите, пожалуйста, где растут грибы?

(грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве, на старых пнях);

2.- Какие бывают грибы?

(грибы бывают съедобные и несъедобные);

3.- Какие грибы называются съедобными?

(которые можно кушать, употреблять в пищу).

4.- Какие грибы называются несъедобными?

(те, которые нельзя кушать).

5.- Можно ли есть грибы сырыми?

(Нельзя, грибы можно есть после обработки).

6.- Почему нельзя уничтожать старые грибы?

(старые грибы рассеивают споры, чтобы выросли новые на будущий год).

7.- Почему нельзя уничтожать несъедобные грибы?

(лесные обитатели лечатся этими грибами).

 

Физ. минутка:

Руки подняли  и покачали –
Это деревья в лесу.  (плавное покачивание  поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  (горизонтальные, одновременные движения руками  вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад

Воспитатель: Молодцы!!! А теперь подумайте, что еще собирают в лесу? (ягоды)

Воспитатель: Правильно,  лес богат не только грибами, но и ягодами. Давайте посмотрим на эти картинки и отгадаем загадки:

На поляне у дорожки

Красные горошки

Кто мимо не пройдет

Всяк в рот себе кладет (земляника)

 

Черненькая, маленькая, сладенькая

Ребятам миленькая….(черника)

Я красна и кисла, На болоте росла.

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

 

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи. (Малина) .

Воспитатель: А лесные ягоды какие вы еще знаете? (лесная малина, ежевика, голубика, костяника) Запомните, собирая лесные ягоды: не рвите ветки и кусты, не топчите траву. Почему этого нельзя делать? (Кусты погибнут и на них месте больше не будет ягод. )

Воспитатель: Правильно, а сейчас нам Арина Н. расскажет стих.

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет

И костер не разведет,

Кто всегда всегда в лесу

Уважает тишину.

Воспитатель: А теперь давайте закроем глазки и представим, что мы оказались на лесной полянке, где много ягод и грибов. Беда в том, что одни -  съедобные, другие – нет. Вот две корзины, в одну надо сложить съедобные, в другую – не съедобные.

Карточки с изображениями ягод разбросаны по ковру не спеша под звуки пеня птиц ходят и собирают грибы и ягоды. В конце проверяются обе корзинки и определяют все ли правильно.

Воспитатель: Ну вот, ребята, наше занятие подошло к концу. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями!  Понравилось вам занятие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? (Ответы детей)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_sedobnye_griby_i_yagody_yadovitye_griby_i_rasteniya.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

Городского округа Саранск

«Детский сад №66»

Конспект

итоговой непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему: « Съедобные и ядовитые грибы, ягоды»    

  для детей старшего дошкольного возраста.

        

Кандрина Екатерина Владимировна

Воспитатель 5 группы

        

Саранск 2018


Цель: Подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, в условиях детского сада и семьи;  закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:  дать представление о грибнице; закрепить умение различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; расширить и активизировать словарный запас по теме.

Развивающие: - развивать познавательный интерес; - развивать внимание при решении игровых заданий; - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; - развивать координацию слов и движений; - развивать мелкую и общую моторику;

Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций "грибы", лепка, рисование, конструирование из бросового материала, аппликация на тему: "Грибы".

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Оборудование и материалы: Силуэтное изображение съедобных и несъедобных грибов, картинки.

Структура НООД

1.Вводная часть – 3 минуты.

а) организационный момент;

б) звонок старичка-лесовичка;

2. Основная часть – 25 минут

а) загадывание загадок о грибах;

б) беседа о грибах, грибнице;

в) опыт «Грязный воздух»;

г) игра «Знатоки»;

д) физкультурная минутка;

е) загадывание загадок про ягоды

ё) рассказ стихотворения Арина Н.;

е) Игра «Съедобное – несъедобное»;

3. Заключительная часть – 3 минуты.

а) итог;

б) анализ НООД.

Ход НООД:

Воспитатель: Я рада сегодня видеть всех детей нашей группы здоровыми, весёлыми, в хорошем настроение. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, радоваться друг другу. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. От улыбки станет всем светлей!

Ребята мне кто-то звонит, давайте ответим, это старичок-лесовичок. Сейчас, я включу телефон на громкую связь и мы все вместе послушаем.

- Я весёлый старичок.

- Старичок-лесовичок!

- Я люблю гулять в лесу,

- И все о грибочках знать хочу!

Воспитатель: Давайте ребята расскажем старичку- лесовичку,  что мы знаем про грибы. Скажите, как называется человек, который собирает грибы? (грибник) А сейчас проверим, как вы знаете грибы.

Отгадайте-ка, ребятки, вы мои загадки:

Шляпка вогнута воронкой,

Вкус приятный, запах тонкий,

Рыже-золотой, янтарный цвет

И вкусней грибочков нет! (рыжики)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных:

Жёлтых, розовых, зелёных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай

Это. (сыроежки).

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня увидишь за версту-

Зовусь я - (подосиновик)

Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще,

Расту я обычно

В берёзовой роще (подберёзовик).

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

Бледная она стоит,

У неё съедобный вид.

Принесёшь домой - беда,

Будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб - обманка,

Враг наш - бледная. (поганка).

А вот кто-то важный,

На беленькой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки! (мухомор)

Воспитатель: А какие еще ядовитые  грибы вы знаете( ложная лисичка,  ложные опята).

Воспитатель: Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя. Они служат кормом, а иногда и лекарством для лесных обитателей – зайцев, лосей; украшают лес. И так, запомните ребята,  съедобными называются грибы, которые можно употреблять в пищу.

Несъедобные (ядовитые) это грибы, которые не только нельзя есть, но даже нельзя брать в руки, потому что на руках могут остаться ядовитые вещества, и если вы забудете вымыть руки, и возьмете какую-нибудь еду, то яд с рук может попасть к вам в организм, и вы можете отравиться. Настоящие грибники знают, какие грибы можно собирать.  Давайте вспомним, из каких частей состоит гриб? ( шляпка, ножка.)

Воспитатель:  Правильно, а еще у гриба есть часть, которую не видно, потому что она находится в земле, она называется грибница.  Гриб живет 3-4 дня, а грибница больше 10 лет. (показывает иллюстрацию). Грибница – это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба. Грибы нельзя выдергивать с корнями из земли. Нужно срезать их ножом, осторожно выкручивать, не наносить вред грибницы. Машины, автобусы  - враги грибов. Они выбрасывают в воздух выхлопные газы и могут загрязнить грибы. Как это происходит? Давайте проведем опыт.

Проводится опыт.

Воспитатель: Возьмем губку и соберем грязную воду из блюдца. Губка впитывает всю грязную воду. Вот так и грибы всасывают загазованный, загрязненный воздух. И даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасны. Как думаете можно употреблять такие грибы в пищу? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю Вам поучаствовать в игре "Знатоки" и выполнить следующие задания.

 «Ответь правильно на вопрос»

1.- Скажите, пожалуйста, где растут грибы?

(грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве, на старых пнях);

2.- Какие бывают грибы?

(грибы бывают съедобные и несъедобные);

3.- Какие грибы называются съедобными?

(которые можно кушать, употреблять в пищу).

4.- Какие грибы называются несъедобными?

(те, которые нельзя кушать).

5.- Можно ли есть грибы сырыми?

(Нельзя, грибы можно есть после обработки).

6.- Почему нельзя уничтожать старые грибы?

(старые грибы рассеивают споры, чтобы выросли новые на будущий год).

7.- Почему нельзя уничтожать несъедобные грибы?

(лесные обитатели лечатся этими грибами). 

Физ. минутка:

Руки подняли  и покачали –
Это деревья в лесу.  (плавное покачивание  поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  (горизонтальные, одновременные движения руками  вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад

Воспитатель: Молодцы!!! А теперь подумайте, что еще собирают в лесу? (ягоды)

Воспитатель: Правильно,  лес богат не только грибами, но и ягодами. Давайте посмотрим на эти картинки и отгадаем загадки:

На поляне у дорожки

Красные горошки

Кто мимо не пройдет

Всяк в рот себе кладет (земляника)

Черненькая, маленькая, сладенькая

Ребятам миленькая….(черника)

Я красна и кисла, На болоте росла.

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи. (Малина) .

Воспитатель: А лесные ягоды какие вы еще знаете? (лесная малина, ежевика, голубика, костяника) Запомните, собирая лесные ягоды: не рвите ветки и кусты, не топчите траву. Почему этого нельзя делать? (Кусты погибнут и на них месте больше не будет ягод. )

Воспитатель: Правильно, а сейчас нам Арина Н. расскажет стих.

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет

И костер не разведет,

Кто всегда всегда в лесу

Уважает тишину.

Воспитатель: А теперь давайте закроем глазки и представим, что мы оказались на лесной полянке, где много ягод и грибов. Беда в том, что одни -  съедобные, другие – нет. Вот две корзины, в одну надо сложить съедобные, в другую – не съедобные.

Карточки с изображениями ягод разбросаны по ковру не спеша под звуки пеня птиц ходят и собирают грибы и ягоды. В конце проверяются обе корзинки и определяют все ли правильно.

Воспитатель: Ну вот, ребята, наше занятие подошло к концу. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями!  Понравилось вам занятие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Съедобные и несъедобные грибы».

Конспект  организованной   образовательной   деятельности   детей   старшего дошкольного   возраста  Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»....

«Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, в условиях детского сада и семьи; закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу; воспит...

Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Ягоды и грибы»

Лексический материал для родителей, игры, упражнения по теме "Ягоды и грибы"...

Конспект ООД по окружающему миру "Съедобные и ядовитые грибы, ягоды"

Конспект ООД в подготовительной группе по окружающему миру "Съедобные и я довитые грибы, ягоды"...

Презентация "Садовые ягоды" для детей старшего дошкольного возраста

ВИНОГРАДЛюди выращивают виноград уже несколько тысячелетий. Еще в V тысячелетии до нашей эры он был известен в Малой Азии, Сирии и Палестине. Затем его стали возделывать в государствах Двуречья, Ассир...

Картотека загадок по теме "Ягоды. Грибы" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: продолжать обучать детей отгадыванию загадок по теме "Ягоды, грибы"...