Перелетные и зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по экологии в старшей группе по теме "Перелетные и зимующие птицы"
Цели:
- Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
- Активизировать словарь: зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные. Учить детей узнавать голоса птиц.
- Воспитывать у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них.
Материал: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, кормушки, корма; записи «Голоса птиц»; шапочки птиц; картинки для наборного полотна с изображением птиц и корма для них, кормушка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pereletnye_i_zimuyushchie_ptitsy.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по экологии в старшей группе по теме "Перелетные и зимующие птицы"
Цели:
- Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
- Активизировать словарь: зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные. Учить детей узнавать голоса птиц.
- Воспитывать у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них.
Материал: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, кормушки, корма; записи «Голоса птиц»; шапочки птиц; картинки для наборного полотна с изображением птиц и корма для них, кормушка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Беседа с детьми
– Кто живет в воздухе? – Чем отличаются птицы от животных? – Как птиц можно назвать по-другому? (Пернатые) – Как называют птиц, которые улетают на зиму? (Перелетные) Назовите их. – Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие) Назовите их. – Почему птицы улетают? – Чем питаются птицы?
Воспитатель: Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Сейчас к нам в гости прилетят птицы и расскажут о себе. (Звучит музыка, входят дети в шапочках птиц.) Первая птица, которая к нам прилетела: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый.
Мальчик в шапочке дятла встает и проходит перед ребятами и загадывает загадку:
Хоть я не молоток – По дереву стучу; в нем каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
Воспитатель: Кто же это, ребята? Вы догадались?
Дети. Это дятел.
Дятел. Правильно, ребята! Я – дятел.
Воспитатель: Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: "Дятел – лучший друг леса", вас ласково зовут Тук Тукич, о вас складывают загадки.
Дятел. Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют когти и расположены не так, как у других птиц: два пальца направлены вперед, а два – назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.
Воспитатель: Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие птицы. А что вы еще знаете о дятлах?
Дети. У дятлов есть кузницы. Они расположены на пнях. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает ее клювом.
Дятел. А как можно найти эти "кузницы" в лесу?
Дети. Вокруг пня, где расположена кузница, очень много пустых шишек.
Дятел. Молодцы, ребята! Я вас награждаю своими памятными медалями.
Воспитатель: А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой?
Звучит запись голоса синицы.
Воспитатель: Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: "Синь-синь-синь"?
Девочка в шапочке синички встает и проходит перед ребятами.
Воспитатель: Ребята, вы ее узнали?
Дети. Это – синица.
Синица. Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.
Воспитатель: Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала.
Синица. Ребята! Посмотрите, что за маленькая птичка сидит рядом со мной.
Звучит запись голоса снегиря.
Воспитатель:
На ветвях, украшенных снежной бахромой, яблоки румяные выросли зимой. Яблоки по яблоне весело снуют, гусениц мороженых яблоки клюют.
Кто это?
Ребенок в шапочке снегиря проходит перед детьми.
Снегирь. Я – снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красивой грудке. Я частый гость в ваших лесах зимой. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Прилетаю я из более холодных мест. Там зима наступила раньше, и большая часть корма уже съедена птицами. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий: "жи-жи", вместе с тем я издаю и мягкие звуки: "фю-фю" ("фьи-фьи").
Воспитатель: Ребята, эта птица тоже прилетает к нам зимой.
Звучит запись с голосом свиристели. Выходит ребенок в шапочке свиристели.
Свиристель: Я тоже ваш зимний гость. И по красоте оперения не уступаю снегирю: розовато-серые перья, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса, на шее – чёрный шарф, на голове – большой хохол. Красавица, да и только! Смотрите (показывает иллюстрацию): птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красными ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком.
Воспитатель: А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: "чуть-жив, чуть-жив?"
Звучит запись с голосом воробьев. Несколько детей в шапочках воробьев пробегают по группе.
Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи – не очень нужные птицы? Нет, мы главные защитники – сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку. Воспитатель: хотите, верьте, или нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Эта птичка – клест.
Мальчик в шапочке клеста встает. Клест. Конечно, выводим мы птенцов и весной. Вообще зимнее гнездование у нас бывает там, где на хвойных деревьях большой урожай шишек. У нас необычный клюв – с загнутыми перекрещенными концами. Клюв этот – отличное оружие для обработки шишек. Раздвигая чешуйки, а часто и обрывая их, мы извлекаем семена. Но у молодых клестов клюв обычный, прямой. Только недели через три после вылета птенцов из гнезда он у них искривляется.
Воспитатель: Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой.
Физкультминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Проводится игра «Птички на кормушках».
Воспитатель (загадывает загадку): «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили.
На наборном полотне находятся изображения кормушки, птиц и корма.
1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.
2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на кормушке.
3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.
4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.
5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?
1) Зимой на ветках яблоки, скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это... (Снегири).
2) Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют. Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
Свои ответы дети сопровождают показом картинки.
3) Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.)
4) Уличный мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крошки собирает, по полям кочует, коноплю ворует. (Воробей.)
5) Гладенький, аккуратненький. Урчит, воркует, дружка целует. (Голубь.)
Воспитатель: Ребята, а какие стихотворения о птицах вы знаете?
Дети читают стихи.
1. Прилетели свиристели, на свистульках засвистели, красну ягоду поели и за речку улетели.
2.Я особа всем известная, я – крикунья наша местная. Лишь увижу тучку темную, я взлечу на ель зеленую. И смотрю я словно с трона чернокрылая ворона.
3.Не люблю сидеть на месте, на хвосте несу я вести. Может в них и мало прока, но горда собой сорока.
4.Я без молотка, без рук по стволу стучу: тук-тук, вылечу деревья-ели, чтоб росли и не болели! Вытащу за спинку всякую личинку.
Воспитатель: А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется "Перелетные и зимующие птицы”. Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть. Ворона, снегирь, воробей, сорока, свиристель, голубь, клест, галка, синица. Молодцы! А теперь расскажите правила кормления птиц.
Дети: Во время подкормки птиц нельзя сорить в лесу, парке, саду: не оставлять там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки. Кормушки для птиц должны быть очень скромными. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки свежего сала. Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им нужна наша поддержка потому, что в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Воспитатель: ответьте на мои вопросы. Кто зимой гнездо вьет?
Дети. Клест. Он и зимой отыскивает для своих птенцов корм – еловые, сосновые семена.
Воспитатель: У какой птицы снежное имя?
Дети. У снегиря. Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной, когда снег стает, улетают на родину, в северные леса.
Воспитатель: Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят?
Дети. Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и трещинках коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и многие из них поедают. Воспитатель: Чем страшна птицам зима?
Дети. Голодом.
Воспитатель: В конце нашего занятия мне бы хотелось прочитать стихотворение Александра Яшина: «Покормите птиц».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перелетные и зимующие птицы
презентация на тему "Экологическая тропа. Птицы."...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Перелетные и зимующие птицы» в подготовительной группе.
Муниципальное бюджетное МБДОУ №12 (Детский сад №12 г.Калининска Саратовской области) Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Перелетные...
Презентация "Перелетные и зимующие птицы"
Загадки для детей дошкольного возраста....
тематическое занятие в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"
Тематическое занятие по ознакомлению с природой в средней группе.Тема «Зимующие и перелетные птицы».1.Беседа о зимующих и перелётных птицах.Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и пере...
Дидактическая игра "Перелетные и зимующие птицы"
Игра предназначена для детей в возрасте от 4 лет. Игра можетбыть использована как в НОД , так и в свободное время для общего кругозора детей. В процессе игры развивается интерес, внимание,...
Конспект НОД по теме «Перелетные и зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: - Познакомить детей с прилетающими зимующими птицами (клест, свиристель, снегирь).- Продолжать знакомить с зимующими...
Конспект ООД по рисованию с использованием интерактивной презентации "Перелетные и зимующие птицы" по теме недели «До свиданья, птицы, до весны!»
- познакомить детей с перелетными птицами (лебедь, утка, ласточка).- познакомить с зимующими птицами нашего города (синица, воробей, ворона, голубь, снегирь)....