Классификация растительного мира» по ТРИЗ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Михайловна Киселева

занятие на экологическую тематику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_rastitelnogo_mira_po_triz.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 2

К О Н С П Е К Т  З А Н Я Т И Я

   Тема: «Классификация растительного мира» по ТРИЗ

Задачи:

Образовательные.

  • систематизировать знания детей о растениях;
  • формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

развивающие

  •  развивать умение переключать внимание;
  • развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Воспитательные.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки с рисунками, «пятиэкранка».

Предварительная работа.

Действие педагога

Действия детей

Вступительная часть.

Приходит Игрушка

Сейчас весна, так хорошо на улице. Все вокруг зеленое, все растет... И день уже такой длинный стал, не такой, как зимой; и я, и вы тоже за зиму выросли. Значит, мы все — растения...

Ты, наверное, что-то путаешь...

А вот и нет. Растения это то, что растет. Значит, и день, и я, и вы (и волосы на голове, и ногти на руках) — тоже растения, ведь мы все растем. Правда, ребята?

И что же, все-все растения имеют такие признаки?

Нет. Мы не растение.

В конце делается вывод: существенный признак для растения — не рост (увеличение в размере), а то, что оно растет в земле (т. е. постоянно находится в одном месте, не передвигается), имеет корни, стебель, листья; питается водой, «воздухом» и «землей»; появляется из семян.

Да.

Основная часть.

Давайте проверим.

На наборном полотне — «пятиэкранке» — воспитатель поочередно выставляет по одной карточке растений из разных классов — груша, каштан, одуванчик, подсолнух и др. На карточке может быть изображена часть растения: лист, цветок, плод и т. д.

Вначале следует кратко «прокатить» по «пятиэкранке» каждое растение, а затем обсудить, что у них было общего («главные» подсистемы, происхождение, питание, размножение) и чем они отличаются (надсистемой, практическим применением).

  1. Игра «Назови растения».

Проходит в виде игры с мячом или по «цепочке».

Воспитатель показывает много различных карточек с растениями и предлагает придумать, на какие группы их можно разложить.

Вариант проведения упражнения.

Здесь нарисован круг, который разделен на пять частей, а у меня есть карточки: береза, ромашка, мухомор, капуста, малина...

Давайте придумаем название каждой части круга. (Дети называют «деревья», «цветы», «грибы», «овощи», «ягоды», и воспитатель соответственно раскладывает карточки.)

Игра на переключение внимания.

Когда воспитатель называет слово «фрукты

Когда звучит слово «овощи

Когда произносится слово «ягоды», нужно показать, как собирают ягоды, наклоняясь за каждой ягодкой.

А сейчас посмотрите внимательно на круг и попробуйте внутри каждой из пяти частей разделить еще на какие-нибудь группы:

- деревья

- цветы

- грибы

- овощи

-ягоды

Игра «Да-нетка».

 Воспитатель направляет игру, наглядно показывая, как сужается круг поиска при использовании правильных вопросов. Можно организовать соревнование: кто задаст меньше всего вопросов, чтобы отгадать карточку.

Дети называют как можно больше различных растений, не повторяясь.

Дети называют «деревья», «цветы», «грибы», «овощи», «ягоды», и воспитатель соответственно раскладывает карточки.)

дети поднимают руки вверх и становятся на носочки («фрукты растут на деревьях»).

Дети садятся на корточки и руками опереться о пол («овощи «сидят» в земле»).

Дети  показывают, как собирают ягоды, наклоняясь за каждой ягодкой.

«с иголками», «с листьями», «со съедобными плодами -фруктами»

«выращивает человек», «растут сами» (в лесу, поле, на лугу);

съедобные, несъедобные;

«подземные» и «наземные»;

«лесные» и «садовые».

Дети по очереди загадывают любое растение из числа карточек, лежащих в кругу.

Заключительная часть.

«Вопрошайка»

Давайте придумаем различные вопросы о растениях.

Наиболее интересные вопросы желательно записывать и использовать при проведении викторины для родителей на родительском собрании.

Дети называют свои вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения, беседы в младшей группе по теме «Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром»

Рассматривание листьев на прогулке. Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцвет-ную окраску). Приемы: Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над голо¬вой, начи...

Загадки о растительном мире

О деревьяхЗелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а без волос. Ответ: Береза    * * *Стоит Алена, Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан.Ответ: Береза    * * * С...

Статья "Развитие интеллектуальных способностей в процессе ознакомления с растительным миром"

В статье раскрываются методы и приемы, позволяющие пробудить у детей чуткое и бережное отношение к живой природе, основанное на знаниях о растительном мире. Даны примеры игр, вопросов для интеллектуал...

Конспект НООД по ознакомлению детей раннего возраста с миром растений «Малыш знакомится с растительным миром»».

Цель:- Учить узнавать овощи: огурец, помидор, репа, капуста, морковь, картошка. Знать обобщающее слово овощи....

Конспект НОД по окружающему миру "Зима, изменения в растительном мире"

Задачи:Образовательная область «Познавательное развитие»:- формировать представление о снеге и его свойствах;- учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в ...

Конспект занятия во второй младшей группе по сенсорному развитию «Цвет и форма, классификация по двум признакам» (ТРИЗ).

Конспект занятия во второй младшей группе  по сенсорному развитию«Цвет и форма, классификация по двум признакам» (ТРИЗ)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Классификация животного мира» в старшей группе (технология ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Классификация животного мира» в старшей группе (технология ТРИЗ)...