Конспект организационной образовательной деятельности для старшего возраста по окружающему миру «Путешествие капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование представлений обучающихся о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе.
Познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе.
Развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы.
Воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_kapelki.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 6»
Конспект организационной образовательной деятельности
для старшего возраста по окружающему миру
«Путешествие капельки»
Воспитатель Королева Татьяна Сергеевна
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Формирование представлений обучающихся о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе.
Познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе.
Развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы.
Воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей природе.
ХОД:
Стук в дверь. Пришла посылка.
В: Давайте посмотрим, что в посылке. Но прежде чем ее открыть, надо отгадать загадки, а вы должны быть внимательными и отгадать их:
Чтобы лился дождик с неба.
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам ….(без воды)
Достаю из посылки графин с водой, итак вода – чудо природы. Почему? Благодаря ее волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
В: как вы думаете, сколько дней человек может прожить без пищи?
Без пищи мы можем прожить 49 дней.
В: а сколько дней человек может прожить без воды?
Человек может прожить без воды не больше 2-х дней.
В: А где используется вода? (ответы детей), ребята, а вы знаете, что Землю называют «голубой» планетой? Показываю глобус-много воды она занимает большую часть планеты. На нашей Земле 4 океана и 30 морей.
А кто знает какая вода на вкус?(ответы детей )Хотите узнать?
Опыт 1.
У каждого ребенка стаканы с водой и соком. Воспитатель предлагает детям попробовать сок на вкус. Какой он? (сладкий). Затем предлагает попробовать воду. Какая вода? (безвкусная).
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 2.
Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Воспитатель предлагает детям опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем предлагает ребенку опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).
Вывод: вода прозрачная.
В: Вода самое удивительное вещество в природе, потому что она бывает в природе в 3-х состояниях одновременно: в жидком твердом и газообразном
А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки...
"Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже...".
- В каком состоянии находится капелька сейчас? (В жидком.)
Массаж спины «Дождик»
(дети встают «паровозиком»)
Слова | Действия |
Дождик бегает по крыше -Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше -Бом, бом, бом! | Похлопывание ладонями по спине |
Дома, дома посидите -Бом, бом, бом! Никуда не выходите -Бом, бом, бом! | Постукивание пальцами |
Почитайте, поиграйте -Бом, бом, бом! А уйду - тогда гуляйте.. Бом, бом, бом! | Поколачивание кулачками |
Дождик бегает по крыше -Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше -Бом, бом, бом! | Поглаживание ладонями |
Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж.
"...После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться..."
- Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки - на них образуется лед, и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.)
- Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому что зимой есть и снег, и лед.)
- А в каком состоянии находится капелька сейчас? (В твердом.)
Опыт №3 "Лед – твердая вода"
Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?
Вывод: лед, снег это тоже вода.
Дыхательная гимнастика (под музыку)
Диск Л. Яртовой «Дыхательная гимнастика»
"...Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко...".
- В каком состоянии капелька находится теперь? (В газообразном.)
В: Давайте посмотрим как вода превращается в пар.
Опыт №4 «Пар – это тоже вода»
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало ли стекло-пар оседает на стекле, когда поднимают стекло с него стекают капельки воды.
Вывод: пар – это капельки воды.
Физкультминутка
- А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно - они замерзли.
Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты.
"...Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю..."
В: Я вам рассказала сказку про путешествие капельки – это о круговорот воды в природе. (Показываю большой плакат)
-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, Крошечные капельки вода поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако . Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе. содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака , тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя , зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.
А теперь давайте поиграем в игру «Кому нужна вода?»
«Где спряталась вода?»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда?
Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода.
В :Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:
- Вода бывает, в каких 3-х состояниях? (ответы детей)
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает - и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - ВОДА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организационно-образовательной деятельности в старшей группе "Весенний калейдоскоп"
Конспект игрового итогового занятия по теме "Весна" для детей старшей группы...
Конспект организационной образовательной деятельности для старшей группы по познавательному развитию на тему:«Традиции и обычаи белорусского народа».
В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаньями, промыслами, с символикой этой страны: флагом,...
Конспект организационной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: "Растение – живое существо"
Конспект ООД «Растение — живое существо!» для детей старшего дошкольного возраста Подготовила и провела:Воспитатель группы «Вишенка»Урбанова И. Юг. Новосиб...
Конспект организационно-образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Моя семья»
Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Вид: интегрированное. Во...
Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «Государственные символы России»
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям...
Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Мультстудия Светлячок»
Задачи:формировать представления о мультипликации, учить создавать героев сказки, из пластилина, используя пооперационные карты, познакомить с особенностями работы с фотоаппаратом.воспитывать желание ...
Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «В гости в волшебное королевство»
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, ...