Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием модели «Лес - многоэтажный дом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием модели
«Лес - многоэтажный дом»
Задачи:
Образовательные:
-Сформировать знания детей о лесе как многоярусном, «многоэтажном» доме, где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях
Воспитательные:
-Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес
Развивающие:
- развивать связную речь детей в процессе полных ответов на вопросы
- развивать мышление
Оборудование: модель «многоэтажного леса» (автор А.М. Федотова): на листе ватмана нарисовать высокие дома, высокие деревья (ели,сосны), невысокое дерево, кустарники, траву, корни дерева под землей. На стволе дерева – дупло для крупной птицы, на другом – дупло для белки, гнезда для мелких птиц, в земле – нору для крота или барсука. Фигурки из картона лесных животных (лось, медведь, волк, лиса, заяц, белки, сова, дятел, мелкие птицы, насекомые) в ходе беседы вставляются в прорези «многоэтажного дома» - леса. Этажи следует обозначить пунктирными линиями; фигурки лесных животных; фигурки лесных деревьев.
Ход занятия:
Воспитатель обращается к детям:
- Совсем недавно мы говорили с вами о лесе. Вы знаете, что растет и кто живет в лесу. Люди называют лес «многоэтажный дом». Хотите узнать, почему лес так называют? (да)
-Для этого надо побывать в лесу и посмотреть, есть ли там этажи. Но лес от нашего детского сада очень далеко, поэтому мы отправимся в него не по-настоящему, а как в сказке. Давайте закроем глаза и представим, что мы с вами очутились в лесу.
-Пока дети считают, воспитатель включает музыку со звуком леса и вешает модель «многоэтажного» леса.
-Ребята, откройте глаза. Посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Ты нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
(С.Погореловский).
Воспитатель обращает внимание детей на модель:
-Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали? (Сосна)
-Правильно, дети, это сосна. Сосна-самое высокое дерево в лесу.
-Какие еще высокие деревья растут в лесу? (Ель, пихты, кедр, лиственница)
- А есть ли в лесу невысокие деревья? (Осина, береза, рябина, черемуха)
- А еще, дети, между деревьями растут кустарники.
-Чем же кустарник отличается от дерева?(Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)
- Какие лесные кустарники вы знаете? (Можжевельник, шиповник, малина, смородина)
- Ребята, в лесу еще растут низкорослые кустарнички: такие как черника, брусника, голубика
- Кто ел эти ягоды? Расскажите нам о них
- Кто из вас видел, что растет под кустарниками? (Трава, мох, грибы)
- Ребята, вот как много растений леса мы назвали.Все растения составляют этажи леса. Получился многоэтажный дом- лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох. Рядом с деревьями я нарисовала дом и разделила лес на этажи. Давайте вместе посчитаем сколько этажей в лесу.
Считаем вместе этажи.
- Во всяком лесном доме еще есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
- Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы. А в лесу живет много разных животных. Давайте заселим наш лесной дом.
- Какой лесной зверь в наших лесах самый большой, чтобы узнать, отгадайте про него загадку:
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось встретить,
Знайте, это ... (лось)
- Какой зверь самый сильный? (медведь)
- Какой самый хищный? (волк)
- Какой самый хитрый? (лиса)
- А какой зверь самый быстроногий? (заяц)
- Как вы думаете, на какой этаж заселим этих зверей, где они живут? (на нижнем этаже)
- Почему вы решили, что они живут на нижнем этаже? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, жилье)
- Правильно, дети. Скажите мне, пожалуйста, а какие еще животные живут на нижнем этаже? (лягушки, ежи, муравьи)
- Скажите мне, кто из лесных животных занимает средний этаж? (рысь, куница, филин, сова, дятел)
-Эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жилье. Рысь, филин, сова сверху высматривают свою добычу. Послушайте стихотворение про сову:
Сова желтоглазая в чаще сидит
И, часто мигая, в потемки глядит.
И чутко поводит ушами:
«Пора поживиться мышами!»
- Белка тоже живет на деревьях.
- Как вы думаете, гнездо белки выше или ниже, чем у куницы? (выше)
-Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат. Куница больше и тяжелее белки, поэтому место для жилья ищет пониже.
- Кто знает, где находят места для гнезда маленькие лесные птицы? (на высоких тонких веточках)
- Кто еще живет на верхних этажах леса? (бабочки, жуки, лесные пчелы, комары)
- В лесу живет очень много разных насекомых. Они выбирают себе место для жилья там, где есть для них пища. В густом лесу лучи солнца слабо освещают землю, поэтому в лесу мало травы, земля покрыта опавшими листьями и хвоей. Многие насекомые живут на верхних этажах, где есть листья. Мелкие птицы тоже живут на верхних этажах. А почему? Кто мне скажет? (питаются насекомыми).
- Молодцы, вот мы и расселили лесных животных, но осталось несколько бездомных. Как вы думаете, кто это такие, бездомные животные? Назовите их и найдите для них место в лесу. (Дождевой червь, лесная мышь, крот, барсук)
- Правильно, дети, это все бездомные животные, потому что они живут под землей.
-Как же много разных животных живет в лесу. Лес – это большой многоэтажный дом. Даже в подвале живут животные.
- Ученые говорят, что все они нужны друг другу. Правда ли это?
- Зачем лесу комар? Он ведь такой надоедливый, кусается. Представьте, что в каком-то лесу исчезли все комары. Что же произойдет тогда?
- Многим птицам, жабам, лягушкам, ящерицам нечего будет есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведется очень много гусениц, которые съедят все листья на деревьях. Останутся голодными зайцы, лоси, олени. И лес погибнет.
- А нужен ли человек лесу, как вы думаете? (Нет. Лес может жить без человека)
- А может ли человек прожить без леса? (ответы детей)
- Что дает лес людям? (ответы детей)
- Правильно, человек не может прожитъ без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину для строительства, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Лес – это богатство страны. Надо беречь и охранять его.
- Люди сложили много пословиц о лесе, предлагаю вам вспомнить их и выучить новые:
« Рощи да леса – всему свету краса».
«По лесу ходи – под ноги гляди».
«Лес не школа, а всех учит».
«Лес и вода – брат и сестра».
«Лес – богатство и краса, береги свои леса».
«Люби лес, люби и природу – будешь вечно мил народу».
«Не высок лесок, а от жары защит».
- Ребята, сегодня мы побывали в лесу, расселили лесных жителей по этажам, вспомнили пословицы, отвечали на вопросы. Все молодцы, спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ
Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"
Методическая разработка включает образовательную деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами противопожарной безо...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в город Здоровья».
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в город Здоровья»....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Путешествие в школу Математики»
Цели:Цели:Воспитывать дружеские отношения между детьми, интерес к занятиям по математике, самостоятельность, умение рассуждать.Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, фантазию.Закрепле...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по ФЭМП. Тема: «Путешествие по сказке» (с использованием ИКТ)
К.Д. Ушинский "Детская природа требует наглядности". Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия детей - зрительный, механический, слуховой и эмо...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием метода сторителлинга и конверт – доски в старшей группе Тема: «Необычная поляна»
Организация организованной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в старшей группе по теме "Необычная поляна"...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием программируемого мини - робота «мышь»
Появление новых информационных технологий в нашей жизни – это неизбежность, с которой сталкиваются современные дети. И чем раньше они будут с техникой на «ты», тем проще и легче наши...