Экскурсия в Харитоновский парк
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 288
_____________________________________________________________________________
620027 г. Екатеринбург, ул. Восточная 18.
тел. 237-82-80; 237-82-81 почта: ekb_mdou288@mail.ru сайт: 288rzd.tvoysadik.ru
Методическая разработка
Образовательная область
Социально – коммуникативное развитие
Тема
«Экскурсия в Харитоновский парк»
ФИО педагога
Коновалова Диана Владимировна
Должность
воспитатель
Период (учебный год /месяц) 2021-2022 учебный год
В соответствии с годовым планом образовательной деятельности МБДОУ
Возрастная категория детей дошкольного возраста дети старших групп
Экскурсия в Харитоновский парк
Педагоги: Коновалова Д.В.
Сопровождающие в количестве 4 человек.
Время года: осень
Срок проведения: сентябрь
Место проведения: Харитоновский парк
Время проведения: первая половина дня, выход из детского сада в 10:00
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель: Познакомить детей с историческим парком г.Екатеринбурга, а также продолжить повторение изучение правил безопасности (в рамках недели): «Неделя безопасности…»
Задачи:
Образовательные: Расширять и закреплять знания детей о парке в целом, экскурсии, поведении в общественных местах. Познакомить с Харитоновским парком, с его особенностями и достопримечательностями. Продолжать расширять знания о природе. Прививать интерес к природе. Закрепить интерес и любовь к природе родного края.
Воспитательные: Воспитывать доброе и внимательное отношение друг к другу, прохожим – от маленьких детей до бабушек и дедушек; заботливое отношение к животным и птицам. Обеспечить гордость за наш парк. Воспитывать культуру поведения в парке. Закладывать основы экологической культуры личности.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать умение передавать свои эмоции. Стимулировать любознательность, память, мышление при общении и поведении парке. Развивать речь детей.
План экскурсии
- обсуждение правил поведения на улице и в общественных местах
- повторение правил безопасности
- построение по парам
- выход из детского сада
- обращаем особое внимание на поведение на дороге, а также поведение при переходе через пешеходный переход и в местах, оснащенных светофорами.
- вход в парк: обращаем внимание, что вокруг нас, обсуждаем время года, месяц и день
- инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на пересеченной местности городского парка
- рассматриваем растения, встречавшиеся на пути
- Знакомство с парковым прудом и старинной ротондой на островке, соединенном с берегом мостиком
- переход по мостику на островок, соблюдая правила безопасности
- обращаем внимание на красоту природы, кормим уточек, делимся своими эмоциями
- Рассказ о природе и истории создания этого места
- Игры на свежем воздухе
- Выход обратно по мостику
- прогулка по парку, с целью увидеть скворечники и повесить скворечник для птиц от группы «Пчелки». Обсуждение как много людей заботятся о птицах и мы тоже оставили свой вклад.
- Общая фотография
- Выход из парка
- Возвращение в детский сад
Конспект экскурсии
Предварительная работа с детьми:
- побеседовать о типичных изменениях в природе в разные периоды весны;
- закрепить названия деревьев, насекомых, птиц, цветов и их предназначение в природе;
- повторить правила поведения в природе;
- разучить подвижные игры и дыхательные упражнения
В: Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в парк.
Что нам нужно с собой взять? (Ответы)
А правильное поведение с собой возьмем? (Да) Зачем? (Ответы)
Внимательные глазки возьмем? (Да). Для чего нам нужны внимательные глазки? (Ответы) Чтобы увидеть увидеть много интересного и удивительного в природе, чтобы запомнить все новое что мы узнаем. Для чего нам нужны внимательные ушки? (Ответы) Чтобы послушать тишину парка, пение птиц, весеннее пробуждение природы. А чуткий носик? (Ответы)Чтобы ощутить свежесть весеннего воздуха.
Мы отправляемся на экскурсию с хорошим настроением. Мы должны улыбаться всему живому, радоваться весне и получить заряд бодрости.
Ребята, так как мы сегодня настоящие туристы, то мы возьмем с собой карту маршрута. Для чего она нужна как вы думаете? (Ответы) По карте маршрута мы будем ориентироваться правильно ли мы идем.
Ну что вы готовы? (Да) Тогда в путь!
По пути обращаем внимание на все дорожные знаки, пешеходные переходы, светофоры, каждый раз повторяя о правилах поведения на дороге, а также проговариваем, что держаться мы должны только вместе, в колонне.
В: Вот мы с вами зашли в парк. Как он называется? (Харитоновский) Вы чувствуйте, что в парке совсем другой воздух? (Да) А какой он ребята? (Ответы) Он чистый, свежий. А почему как вам кажется? (Ответы) Потому что здесь много деревьев, растений, а они обладают волшебными свойствами – они очищают воздух, поэтому в парке так хорошо и спокойно.
А сейчас, чтобы хорошо почувствовать свежий воздух парка, мы с вами сделаем два дыхательных упражнения.
- Упражнение «Насосик»
Руки на пояс, слегка присесть – вдох, выпрямиться – выдох. Постепенно приседания становятся ниже. Повторить 3-4 раза.
- Упражнение «Ныряльщики»
Разводим руки в стороны, делаем вдох. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду), задерживаем дыхание под водой и выдыхаем выпрямляясь (выныриваем).
В: Почувствовали, как ваши легкие насытились кислородом? (Ответы)
Приложение
В конце XVIII в. на северном склоне Вознесенской горки началось строительство усадьбы Расторгуевых - Харитоновых. Инициатор строительства – виноторговец и крупный заводчик и золотопромышленник - Лев Иванович Расторгуев.
Территория, отведенная непосредственно под постройки, была невелика. Желая ее расширить, Л.И. Расторгуев обратился к властям с просьбой об отводе ему большей площади под устройство усадьбы.
К усадьбе Харитонова–Расторгуева примыкает обширный парк , заложенный еще в 1826 году. В парке естьискусственное озеро с насыпным островком и круглой беседкой-ротондой.
Под парком проходят старые подземные ходы , один из которых обнаружили после обвала в 1924 году. По легендам, старовер Расторгуев, опасаясь гонений, проложил из дома ходы через парк, под Вознесенской площадью до городского пруда. По другим легендам, эти ходы — места, где Расторгуев добывал золото. Из подвалов дома Расторгуевых-Харитоновых ходы распространялись в подземном пространстве парка.
Купец Расторгуев умер, не дождавшись завершения строительства, и дом перешел к его зятю Харитонову.
Семьи Расторгуевых и Харитоновых были одними из самых богатых в городе.
Раньше вместо парка было болото. По плану города его хотели застроить домами, но Расторгуев настаивал, что земля непригодна для строительства, мол, лягушки тут квакают, и просил разрешения разбить в этом месте парк. Разрешение он получил лишь временное, с обременением в виде очень высокой арендной платы, но после первого же взноса он перестал платить, считая, что созданный им парк является достоянием всего города. И парк перешел в управление городских властей.
Для осушения болота в русле этой речки выкопали искусственный водоём, ставший парковым прудом. Огромной достопримечательностью является ротонда, так как именно от нее идут все подземные ходы к усадьбе Расторгуевых-Харитоновых. С этими ходами связано очень много легенд.
Дом Расторгуевых-Харитоновых после ссылки и гибели хозяев долгое время пустовал, потом сдавался под конторы и жилье.
В Доме Расторгуевых – Харитоновых стали располагаться конторы, типографии, жилые квартиры. Затем в нем был сделан ремонт (он был реконструирован) с некоторыми добавлениями (объем зрительного зала) и переделками интерьера и стал Дворцом пионеров, сыгравшим впоследствии немалую роль в воспитании интересов, развитии талантов и обеспечении занятости детей полезными делами, театром, спортом, изобразительным искусством и т.п.
-Ну что же, ребята, вот мы и узнали интересную историю о строительстве усадьбы.
-А теперь давайте с вами поиграем в интересные подвижные игры!
Игра «Автобусы»
«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок- «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.
Игра «Будь внимательным!»
Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.
Игра «Необычный дорожный знак»
В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак.
Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего мира и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом возможны самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой природы (кошка, дерево, цветок, дом, и др.). Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?». Дети отвечают: «Может!».
Игра «Огни светофора»
На светофоре – красный свет! Опасен путь – прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи.
В игре все дети – «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все участники выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет – можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете – все замирают на месте. Ошибившийся – выбывает из игры. Когда переходишь улицу – следи за сигналами светофора.
Игра «Разные машины»
Ведущий-регулировщик дорожного движения восклицает: «Грузовые машины!» - и грузовые машины быстро едут к своей черте. А легковые машины, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает (или как-то отмечает)число осаленных. Наступает черед легковых машин ехать к своей дороге. И среди них будут неудачники, которых настигли грузовые машины. И так несколько раз. Ведущий не обязательно вызывает команды строго по очереди – интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число выездов у грузовых и легковых машин в конце концов вышло одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произносить по слогам. Вот звучит: «Ма-ши-ны лег-ко…»
-Вот и подходит наша экскурсия к концу.
-Устали?(ответы детей)
-А теперь скажите что же вы узнали нового на сегодняшней экскурсии?
-Что больше всего запомнилось? Что понравилось?
-Спасибо вам, ребята, за то благодаря вам наш поход получился очень веселым, интересным и увлекательным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Экскурсия в зимний парк"
Занятие по экологии. Знакомство и наблюдение в природе зимой....
Конспект занятия по познавательному развитию "Экскурсия в осенний парк"
Решая задачу патриатического воспитания детей, по формированию основ любви к малой Родине в воспитательно -- образовательном прцессе, я использую авторскую программу коллектива МАДОУ "Каневской Кубань...
Экскурсия в дворцовый парк Красное Село
Экскурсия предназначена для детей и родителей...
Тема: «ОСЕНЬ ЗОЛОТО РОНЯЕТ» (Экскурсия в осенний парк).
Цель: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; учить устанавлива...
Экскурсия в осенний парк
обобщить и систематизировать знания детей об осени; показать, что природа прекрасна во все времена года и в ней не происходит случайно, объясняя, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насажден...
Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"
Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями....
Конспект экскурсии в зимний парк «Южный». «Наблюдение за зимующими птицами зимой» Конспект экскурсии в парк «Южный». Наблюдение за зимующими птицами. Цель: - Наблюдение за птицами в природе.
Конспект экскурсии в зимний парк «Южный». «Наблюдение за зимующими птицами зимой»...