Творческая мастерская "Маленькие Почемучки"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Мялицина Татьяна Сергеевна

Программа «Маленькие Почемучки» поможет сформировать у детей стремление к открытиям, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Принято

Утверждаю:

Решением педагогического совета

Заведующий

Протокол № 1

От «31» августа 2021 г.

                                     НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО»

_________ Г.Н. Скляренко

Приказ № 555-о 

От «31» августа 2021 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Маленькие Почемучки»

Направленность: естественнонаучная

Возраст детей 2- 3 года

Срок реализации 1 год

C:\Users\Буратино Татьяна\Desktop\исследователи.jpg

                                                        Автор:

                                                                                Воспитатель первой

квалификационной категории

                                                                Т.С Мялицина

С.п. Каркатеевы, 2021 год

Пояснительная записка

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

     Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель - наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Программа «Маленькие Почемучки» поможет сформировать у детей стремление к открытиям, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие Почемучки» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  • СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. №28; (далее – СанПиН).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, но дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
  • Образовательная Программа НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО»

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие Почемучки» имеет естественнонаучную направленность, и направлена на развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста, через исследование окружающего мира.

        Актуальность программы: данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует удовлетворению индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии. Особое внимание при проведении мастерской уделяю играм- экспериментам, которые способствуют планомерному исследованию окружающего мира, и приучают к бережному и внимательному отношению к природе.

      Новизна программы заключается в реализации новых подходов в работе с дошкольниками, в выборе используемого дидактического материала, в зависимости от способностей детей, систематизировании занятий для прочного усвоения материала. При организации образовательного процесса используются педагогические технологии, на основе интересов, потребностей и склонностей детей.

    Педагогическая целесообразность программы определена тем, что, она ориентирована на развитие у детей познавательной активности в процессе экспериментирования, освоения способов и методов познания окружающего мира, проведения элементарных опытов. В процессе общения с природой у детей формируются положительные переживания: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов. При помощи простейших опытов с песком, водой и снегом ребенок открывает мир природы.

Данная программа является образовательной, развивающей.

Уровень освоения программы – базовый

Возраст воспитанников   - 2-3 года

Наполняемость группы - 11 человек.

Форма обучения – очная.

Форма занятий -  групповая.

Срок реализации – 1 год.

Общее количество занятий в год – 14

Количество занятий - 1 в две недели

Продолжительность занятия – 10 минут

Цель программы: развитие познавательной сферы детей раннего дошкольного возраста через включение их в детское экспериментирование.

Задачи: 

Обучающие:

  • Формировать у детей начальные предпосылки исследовательской деятельности.
  • Формировать у детей начальные основы системных знаний о неживой природе.
  • Формировать у детей культурно- гигиенические навыки.
  • Формировать способы познания путем сенсорного анализа.

Развивающие:

  • Развивать интерес к познанию окружающего мира, через игры – эксперименты.
  • Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
  • Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Развивать наблюдательность, познавательную активность дошкольников.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное, внимательное отношение к миру вещей, миру природы.
  • Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения дошкольники

Будут знать:

  • правила поведения при проведении элементарных опытов и экспериментов.
  • о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живёт.

Будут уметь: 

  • задавать вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений.
  • наблюдать, экспериментировать.

У дошкольников будут развиты (сформированы):

  • культура общения, эстетическое восприятие
  • творческое воображение, игровая активность
  • навыки работы в группах, в парах
  • элементарные правила безопасного поведения в природе, на улице

Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимы:

  • кабинет дополнительного образования «Зимний сад»;
  • групповая комната на 11 посадочных мест;
  • необходимое количество часов.

материально-техническое оснащение:

материалы, инструменты: песок и вода, бумага, резина, увеличительное стекло, песочные часы, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема, мерные ложки (от детского питания), сита и воронки, резиновые груши разного объема, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломки для коктейля -взбивалка, деревянные лопатки и шпателя для размешивания, разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости упаковки (для рассматривания песчинок, глины), клеенчатые фартуки, нарукавники, воздушные шары, соломинки и т.д.,  «Ученый кот- Тимофей», Почемучка – «Борька» от имени которых  моделируются проблемные ситуации.

методическое обеспечение:

  • учебные пособия, методические материалы и разработки по темам программы;
  • наглядно-иллюстративные материалы: схемы, иллюстрации, видеоматериалы;
  • учебная литература.

кадровое обеспечение:

  • педагог первой квалификационной категории

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

всего

теория

практика

Тема: «Вода»

1

Вводное занятие: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

1

1

-

2

«Вода-волшебница»

1

0,25

0,75

Тема: «Воздух»

3

«Ветер по морю гуляет»

1

0,25

0,75

4

«Шоу мыльных пузырей»

1

-

1

5

«В лаборатории Кроша»

1

0,25

0,75

Тема: «Вес»

6

«Легкий-тяжелый»

1

0,25

0,75

7

«Плавает – тонет»

1

-

1

Тема: «Температура»

8

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

1

0,25

0,75

9

«Снег и лед»

1

0,25

0,75

10

«Горячо-холодно»

1

-

1

Тема: «Песок»

11

«Сыпучий песок»

1

-

1

12

«Секреты мокрого песка»

1

-

1

Тема: «Свет»

13

«Солнышко лучистое»

1

0,25

0,75

14

Итоговое занятие «Наш огород»

1

-

1

Основное содержание

Вводное занятие1.  «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Теория: Беседа «Что такое неживая природа?» Наблюдения: «Лужи», «Дождик», «Растения пьют воду»

Тема 2. «Вода-волшебница»

Теория: Наблюдение: «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Практика: Д.игра «Когда это бывает?». П.игра «Солнышко и дождик». Игры – эксперименты «Купание кукол», «Вода – жидкая, может течь»

Тема 3. «Ветер по морю гуляет»

Теория: Наблюдение: «Ветер»

Практика: П. игра «Ветер дует нам в лицо...». Д.игры: «Надуйте шарик», «Вертушки». Игры – эксперименты: «В воде есть воздух», «Движение воздуха»

Тема 4. «Шоу мыльных пузырей»

Практика: Игры – эксперименты: «Делаем мыльн6ые пузыри», «Выдувание мыльных пузырей». П. игры «Чей пузырь выше», «Раздувайся мой шар»

Тема 5. «В лаборатории Кроша»

Теория: Наблюдения: «Кораблик плывет по воде», «Ветер и снег»

Практика: Игры – эксперименты: «Чем пахнет воздух?», «Волны». П. игры «Снег кружится», «Сдуй снежинку с ладошки»

 Тема 6. «Легкий-тяжелый»

Теория: Наблюдение: «Снегопад».

Практика: Игры – эксперименты: «Что легче?». П. игры: «Дед мороз», «Мой веселый звонкий мяч». Д. игры: «Собери картинку», «Какой?».

Тема 7. «Плавает – тонет»

Практика: Игры – эксперименты: «Плавает – тонет». «Железный – деревянный», «Бумага, дерево, резина»

Тема 8. «Освобождение бусинок из ледяного плена»

Теория: Наблюдение: «Сосульки»

Практика: Игры – эксперименты: «Как растопить лед?». Д. игры: «Времена года», «Части суток»

Тема 9. «Снег и лед»

Теория: Наблюдение: «Лед на лужах»

Практика: Игры – эксперименты: «Волшебное превращение», «Цветные льдинки». Д. игры: «Времена года», «Части суток»

Тема 10. «Горячо-холодно»

Практика: Игры – эксперименты: «Вода бывает теплой, холодной, горячей», «Металл- дерево». Д. игры: «Времена года», «Части суток». П. игра «мишка, мишка что ты долго спишь?»

Тема 11. «Сыпучий песок»

Практика: Игры – эксперименты: «Песочные струйки». П. игры «Плыли раз! Плыли два!», «Мы – веселые ребята»

Тема 12. «Секреты мокрого песка»

Практика: Игры – эксперименты: «Чудесные фигурки», «Волшебные отпечатки»

Тема 13. «Солнышко лучистое»

Теория: Наблюдение: «Травка зеленеет», «Первые листочки»

Практика: Игры – эксперименты: «Веселые солнечные зайчики», «Что за фигурки?», «Свет и тень».

Тема 14. Итоговое занятие «Огород на окне»

Практика: Посадка лука и наблюдение за его ростом. 

Мониторинг

  Мониторинг детского развития проводится на основании образовательной Программы НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО», два раза в год (сентябрь, май).  Для проведения мониторинга детского развития используется учебно-методическое пособие «Мониторинг в детском саду» /науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица.

Особенности методики обучения

       Процесс обучения построен на реализации следующих принципов:

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. (реализация данного принципа требует построения воспитательно-образовательной работы с учетом уровня актуального развития, а также соответствующей работы в зоне его ближайшего развития).

Принцип психологической комфортности заключается в снятии стрессовых факторов.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Принцип природосообразности - развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.

Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса:

  • объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
  • тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

         В процессе реализации программы используются следующие методы обучения:  

исследовательский – исследовательский и эвристический методы направлены на поиск детьми самостоятельного решения изобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения, пооперационное обучение чертам и процедурам творческой деятельности.

информационно-рецептивный – наблюдение, обследование предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций и слайдов, показ способов действий, объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшее качество личности, характеризующее её познавательную сферу – наблюдательность.

репродуктивный – беседа, вопросы, поощрение, совет, художественное слово, напоминание.

метод проблемного изложения - включаем дошкольника в поиск решения не целостной задачи, а отдельных её элементов.

игровые методы- мотивация (игровая, личная).

Основной формой организации образовательной деятельности является проведение групповых занятий по развитию познавательной сферы у дошкольников раннего возраста.

Программой предусмотрены разнообразные формы проведения занятий: ознакомление; рассматривание; распознающие, сравнительные наблюдения; игровые ситуации; игры – эксперименты; игры – путешествия; игры – инсценировки; детские лаборатории.  

Структура проведения занятий:

  • Сюрпризный момент (Почемучка – «Борька», Ученый кот «Тимофей»)
  • Организационный момент (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций);
  • Практическая работа (игры – эксперименты, опыты);
  • Физкультминутка (пальчиковая гимнастика, подвижные игры и т.д.);
  • Рефлексия (продукта труда и деятельности);
  • Уборка рабочего места.

Календарный учебный график

Дата начала обучения по программе

Дата

окончания обучения по программе

Всего

учебных

недель

Количество

занятий в год

Режим занятий

01 октября

29 апреля

30

14

1 раз в две недели по 10 минут

Литература

  1. Образовательная Программа НРМДОБУ«Д/С«БУРАТИНО».
  2. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»
  3. Л.Л. Тимофеева «Современные формы организации детских видов деятельности»
  4.  В.А.Деркунская, А.А. Ошкина «Игры – эксперименты с дошкольниками»
  5. Н.В.Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
  6. Н.В.Нищева «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ-1 выпуск»
  7. Н.В.Нищева «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ-2 выпуск»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «ШКОЛА ПОЧЕМУЧЕК» (развитие интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста)

Краткая информационная справка.Автор: Мурадова Светлана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад №4 г.Рассказово. Информация о программе: «Школа Почемучек»Тип ...

Конспект по развитию речи "Творческое рассказывание Почемучки"

    В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность».     Т...

Творческая выставка во второй младшей группе "Почемучки"

Творческая выставка  во второй младшей группе  "Почемучки"" Новогодняя гирлянда"...

Творческий проект "Живая Азбука "подготовительная к школе группа №3 «Почемучки»

Цель данного проекта: расширение представления детей о русском алфавите....

Презентация к районному конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников "Почемучка - 2021". Тема: "Почему выпадают молочные зубки?"

Презентация к районному конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников "Почемучка - 2021"...

Проект для районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Почемучка – 2020» Тема: «Почему молоко белое, если корова ест зеленую траву.»

Проект для районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Почемучка – 2020» Тема: «Почему молоко белое, если корова ест зеленую траву.»...