Творческая мастерская "Маленькие Почемучки"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Программа «Маленькие Почемучки» поможет сформировать у детей стремление к открытиям, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа творческой мастерской "Маленькие Почемучки" | 145.56 КБ |
Предварительный просмотр:
НРМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
Принято | Утверждаю: |
Решением педагогического совета | Заведующий |
Протокол № 1 От «31» августа 2021 г. | НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» |
_________ Г.Н. Скляренко | |
Приказ № 555-о От «31» августа 2021 г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Маленькие Почемучки»
Направленность: естественнонаучная
Возраст детей 2- 3 года
Срок реализации 1 год
Автор:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Т.С Мялицина
С.п. Каркатеевы, 2021 год
Пояснительная записка
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель - наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Программа «Маленькие Почемучки» поможет сформировать у детей стремление к открытиям, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие Почемучки» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. №28; (далее – СанПиН).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, но дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
- Образовательная Программа НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие Почемучки» имеет естественнонаучную направленность, и направлена на развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста, через исследование окружающего мира.
Актуальность программы: данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует удовлетворению индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии. Особое внимание при проведении мастерской уделяю играм- экспериментам, которые способствуют планомерному исследованию окружающего мира, и приучают к бережному и внимательному отношению к природе.
Новизна программы заключается в реализации новых подходов в работе с дошкольниками, в выборе используемого дидактического материала, в зависимости от способностей детей, систематизировании занятий для прочного усвоения материала. При организации образовательного процесса используются педагогические технологии, на основе интересов, потребностей и склонностей детей.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что, она ориентирована на развитие у детей познавательной активности в процессе экспериментирования, освоения способов и методов познания окружающего мира, проведения элементарных опытов. В процессе общения с природой у детей формируются положительные переживания: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов. При помощи простейших опытов с песком, водой и снегом ребенок открывает мир природы.
Данная программа является образовательной, развивающей.
Уровень освоения программы – базовый
Возраст воспитанников - 2-3 года
Наполняемость группы - 11 человек.
Форма обучения – очная.
Форма занятий - групповая.
Срок реализации – 1 год.
Общее количество занятий в год – 14
Количество занятий - 1 в две недели
Продолжительность занятия – 10 минут
Цель программы: развитие познавательной сферы детей раннего дошкольного возраста через включение их в детское экспериментирование.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей начальные предпосылки исследовательской деятельности.
- Формировать у детей начальные основы системных знаний о неживой природе.
- Формировать у детей культурно- гигиенические навыки.
- Формировать способы познания путем сенсорного анализа.
Развивающие:
- Развивать интерес к познанию окружающего мира, через игры – эксперименты.
- Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
- Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
- Развивать наблюдательность, познавательную активность дошкольников.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное, внимательное отношение к миру вещей, миру природы.
- Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения дошкольники
Будут знать:
- правила поведения при проведении элементарных опытов и экспериментов.
- о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живёт.
Будут уметь:
- задавать вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений.
- наблюдать, экспериментировать.
У дошкольников будут развиты (сформированы):
- культура общения, эстетическое восприятие
- творческое воображение, игровая активность
- навыки работы в группах, в парах
- элементарные правила безопасного поведения в природе, на улице
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимы:
- кабинет дополнительного образования «Зимний сад»;
- групповая комната на 11 посадочных мест;
- необходимое количество часов.
материально-техническое оснащение:
материалы, инструменты: песок и вода, бумага, резина, увеличительное стекло, песочные часы, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема, мерные ложки (от детского питания), сита и воронки, резиновые груши разного объема, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломки для коктейля -взбивалка, деревянные лопатки и шпателя для размешивания, разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости упаковки (для рассматривания песчинок, глины), клеенчатые фартуки, нарукавники, воздушные шары, соломинки и т.д., «Ученый кот- Тимофей», Почемучка – «Борька» от имени которых моделируются проблемные ситуации.
методическое обеспечение:
- учебные пособия, методические материалы и разработки по темам программы;
- наглядно-иллюстративные материалы: схемы, иллюстрации, видеоматериалы;
- учебная литература.
кадровое обеспечение:
- педагог первой квалификационной категории
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | всего | теория | практика |
Тема: «Вода» | ||||
1 | Вводное занятие: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | 1 | 1 | - |
2 | «Вода-волшебница» | 1 | 0,25 | 0,75 |
Тема: «Воздух» | ||||
3 | «Ветер по морю гуляет» | 1 | 0,25 | 0,75 |
4 | «Шоу мыльных пузырей» | 1 | - | 1 |
5 | «В лаборатории Кроша» | 1 | 0,25 | 0,75 |
Тема: «Вес» | ||||
6 | «Легкий-тяжелый» | 1 | 0,25 | 0,75 |
7 | «Плавает – тонет» | 1 | - | 1 |
Тема: «Температура» | ||||
8 | «Освобождение бусинок из ледяного плена» | 1 | 0,25 | 0,75 |
9 | «Снег и лед» | 1 | 0,25 | 0,75 |
10 | «Горячо-холодно» | 1 | - | 1 |
Тема: «Песок» | ||||
11 | «Сыпучий песок» | 1 | - | 1 |
12 | «Секреты мокрого песка» | 1 | - | 1 |
Тема: «Свет» | ||||
13 | «Солнышко лучистое» | 1 | 0,25 | 0,75 |
14 | Итоговое занятие «Наш огород» | 1 | - | 1 |
Основное содержание
Вводное занятие1. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Теория: Беседа «Что такое неживая природа?» Наблюдения: «Лужи», «Дождик», «Растения пьют воду»
Тема 2. «Вода-волшебница»
Теория: Наблюдение: «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Практика: Д.игра «Когда это бывает?». П.игра «Солнышко и дождик». Игры – эксперименты «Купание кукол», «Вода – жидкая, может течь»
Тема 3. «Ветер по морю гуляет»
Теория: Наблюдение: «Ветер»
Практика: П. игра «Ветер дует нам в лицо...». Д.игры: «Надуйте шарик», «Вертушки». Игры – эксперименты: «В воде есть воздух», «Движение воздуха»
Тема 4. «Шоу мыльных пузырей»
Практика: Игры – эксперименты: «Делаем мыльн6ые пузыри», «Выдувание мыльных пузырей». П. игры «Чей пузырь выше», «Раздувайся мой шар»
Тема 5. «В лаборатории Кроша»
Теория: Наблюдения: «Кораблик плывет по воде», «Ветер и снег»
Практика: Игры – эксперименты: «Чем пахнет воздух?», «Волны». П. игры «Снег кружится», «Сдуй снежинку с ладошки»
Тема 6. «Легкий-тяжелый»
Теория: Наблюдение: «Снегопад».
Практика: Игры – эксперименты: «Что легче?». П. игры: «Дед мороз», «Мой веселый звонкий мяч». Д. игры: «Собери картинку», «Какой?».
Тема 7. «Плавает – тонет»
Практика: Игры – эксперименты: «Плавает – тонет». «Железный – деревянный», «Бумага, дерево, резина»
Тема 8. «Освобождение бусинок из ледяного плена»
Теория: Наблюдение: «Сосульки»
Практика: Игры – эксперименты: «Как растопить лед?». Д. игры: «Времена года», «Части суток»
Тема 9. «Снег и лед»
Теория: Наблюдение: «Лед на лужах»
Практика: Игры – эксперименты: «Волшебное превращение», «Цветные льдинки». Д. игры: «Времена года», «Части суток»
Тема 10. «Горячо-холодно»
Практика: Игры – эксперименты: «Вода бывает теплой, холодной, горячей», «Металл- дерево». Д. игры: «Времена года», «Части суток». П. игра «мишка, мишка что ты долго спишь?»
Тема 11. «Сыпучий песок»
Практика: Игры – эксперименты: «Песочные струйки». П. игры «Плыли раз! Плыли два!», «Мы – веселые ребята»
Тема 12. «Секреты мокрого песка»
Практика: Игры – эксперименты: «Чудесные фигурки», «Волшебные отпечатки»
Тема 13. «Солнышко лучистое»
Теория: Наблюдение: «Травка зеленеет», «Первые листочки»
Практика: Игры – эксперименты: «Веселые солнечные зайчики», «Что за фигурки?», «Свет и тень».
Тема 14. Итоговое занятие «Огород на окне»
Практика: Посадка лука и наблюдение за его ростом.
Мониторинг
Мониторинг детского развития проводится на основании образовательной Программы НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО», два раза в год (сентябрь, май). Для проведения мониторинга детского развития используется учебно-методическое пособие «Мониторинг в детском саду» /науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица.
Особенности методики обучения
Процесс обучения построен на реализации следующих принципов:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. (реализация данного принципа требует построения воспитательно-образовательной работы с учетом уровня актуального развития, а также соответствующей работы в зоне его ближайшего развития).
Принцип психологической комфортности заключается в снятии стрессовых факторов.
Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Принцип природосообразности - развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.
Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса:
- объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
- тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
В процессе реализации программы используются следующие методы обучения:
исследовательский – исследовательский и эвристический методы направлены на поиск детьми самостоятельного решения изобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения, пооперационное обучение чертам и процедурам творческой деятельности.
информационно-рецептивный – наблюдение, обследование предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций и слайдов, показ способов действий, объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшее качество личности, характеризующее её познавательную сферу – наблюдательность.
репродуктивный – беседа, вопросы, поощрение, совет, художественное слово, напоминание.
метод проблемного изложения - включаем дошкольника в поиск решения не целостной задачи, а отдельных её элементов.
игровые методы- мотивация (игровая, личная).
Основной формой организации образовательной деятельности является проведение групповых занятий по развитию познавательной сферы у дошкольников раннего возраста.
Программой предусмотрены разнообразные формы проведения занятий: ознакомление; рассматривание; распознающие, сравнительные наблюдения; игровые ситуации; игры – эксперименты; игры – путешествия; игры – инсценировки; детские лаборатории.
Структура проведения занятий:
- Сюрпризный момент (Почемучка – «Борька», Ученый кот «Тимофей»)
- Организационный момент (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций);
- Практическая работа (игры – эксперименты, опыты);
- Физкультминутка (пальчиковая гимнастика, подвижные игры и т.д.);
- Рефлексия (продукта труда и деятельности);
- Уборка рабочего места.
Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество занятий в год | Режим занятий |
01 октября | 29 апреля | 30 | 14 | 1 раз в две недели по 10 минут |
Литература
- Образовательная Программа НРМДОБУ«Д/С«БУРАТИНО».
- Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»
- Л.Л. Тимофеева «Современные формы организации детских видов деятельности»
- В.А.Деркунская, А.А. Ошкина «Игры – эксперименты с дошкольниками»
- Н.В.Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
- Н.В.Нищева «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ-1 выпуск»
- Н.В.Нищева «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ-2 выпуск»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «ШКОЛА ПОЧЕМУЧЕК» (развитие интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста)
Краткая информационная справка.Автор: Мурадова Светлана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад №4 г.Рассказово. Информация о программе: «Школа Почемучек»Тип ...
Развитие художественно-творческих способностей детей с нарушением речи посредством нетрадиционных техник рисования и аппликации в группе «Почемучки» МАДОУ № 209
Презентация для РМО о проделанной работе воспитателей...
Конспект по развитию речи "Творческое рассказывание Почемучки"
В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Т...
Творческая выставка во второй младшей группе "Почемучки"
Творческая выставка во второй младшей группе "Почемучки"" Новогодняя гирлянда"...
Творческий проект "Живая Азбука "подготовительная к школе группа №3 «Почемучки»
Цель данного проекта: расширение представления детей о русском алфавите....
Презентация к районному конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников "Почемучка - 2021". Тема: "Почему выпадают молочные зубки?"
Презентация к районному конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников "Почемучка - 2021"...
Проект для районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Почемучка – 2020» Тема: «Почему молоко белое, если корова ест зеленую траву.»
Проект для районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Почемучка – 2020» Тема: «Почему молоко белое, если корова ест зеленую траву.»...