Проект эколята дошколята
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekolyata_doshkolyata.docx | 207.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад «Тополек» муниципального образования Ясненский городской округ»
Экологический практико-ориентированный проект
«Эколята - дошколята»
2021-2022 г.
1. Паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема проекта | Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята» |
Сроки реализации проекта | 1 год |
Автор проекта | Воспитатели Куц О.К, Мазанова Н.А |
Участники проекта | Дети, педагоги, родители |
Особенности проекта | Социально-познавательный, долгосрочный |
Актуальность и социальная значимость проекта | Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример. |
Анализ ситуации | Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации. Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия. Проект «Эколята–дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Проект является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов. |
Постановка проблемы | Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова). |
Аннотация проекта | В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в МДОАУ №3 с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры. На торжественной церемонии воспитанника ДОУ принимают в «Эколята – дошколята». Ребенок будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней. Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе. С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы. Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды. Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций. |
Цель проекта | Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия. |
Задачи проекта |
|
Принципы, лежащие в основе проекта | - реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости; - интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания; - создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска; - наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения; - создание условий для практического экспериментирования с разными материалами; - простота и доступность изучаемого материала; - поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях; - добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении проблемного вопроса и темы; - безопасность в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса; - наличие осознанного подхода при организации совместной деятельности со стороны воспитателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка. - уважение к свободе и достоинству каждого ребенка - принцип системности и наглядности - принцип доступности изучаемого материала - эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий - проблемно – исследовательский характер заданий - вариативно – дифференцированное содержание заданий - опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения - привлекательность, занимательность и образность содержания заданий - психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации занятий - принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений - принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к природе родного города, к природе Отечества, природоохранная деятельность - принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы. - принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности - принцип наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе экологического материала. |
Этапы реализации проекта | I этап - подготовительный.
II этап - основной
III этап - заключительный
|
Ресурсы проекта | Информационно-техническое: - мультимедийный проектор, - ноутбук, - компьютер, - фотоаппарат, - видеокамера. Информационное обеспечение: - интернет, - тематические книги; - альбомы и тетради для раскрашивания; - наглядные, дидактические и раздаточные материалы; - семейные фотографии общения с природой, - тематические альбомы и фотоальбомы, - аудио и видеоносители информации; - элементы мультипликации; - художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Предполагаемые результаты: - повышение общей культуры ребенка; - формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; - формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; - развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; - расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей. Продукт деятельности детей: - Рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям; - Творческие работы Продукт деятельности педагогов: - Разработка и оформление проекта; - Разработка конспектов ООД по тематике проекта - Презентация итогов проекта - Консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.) - Тематические стенды и выставки, - Сценарии и конспекты музыкальных, спортивных, тематических мероприятий. |
2. Этапы работы над проектом.
Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | |
1 этап - подготовительный | |||
Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и разбивка на веер задач. Поиск информации, подготовка стендов, уголков, наглядного материала | |||
Предварительная работа с детьми, беседы, чтение худ. литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику. | Сентябрь | Воспитатели | |
Организация предметно-развивающей среды группы в рамках реализации проекта; | Сентябрь | Воспитатели | |
Поиск информации по проекту: логотип, гимн, клятва, создание грамот для посвящения в «Эколята-дошколята», костюмов эколят. | Сентябрь | Воспитатели | |
Создание стендов (уголков) «Эколята – дошколята» с возможностью использования элементов стенда для проведения занятий с детьми. | Сентябрь | Воспитатели | |
Создание странички «Проект «Эколята-дошколята» на сайте | Сентябрь | Воспитатели | |
2 этап - основной | |||
Развлекательное мероприятие «Посвящение в Эколята». | Октябрь | Воспитатели | |
Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» | Октябрь | Воспитатели, родители | |
Просмотр мультфильма про Эколят. | Ноябрь | Воспитатели | |
Изготовление героев проекта по технологии пластилинография. | Ноябрь | Воспитатели, родители, дети. | |
Природоохранная акция «Накорми птиц» (развешивание кормушек, привлечение родителей в сборе корма для птиц). | Декабрь | Воспитатели, родители, дети | |
Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь ненужным вещам» | Декабрь | Воспитатели | |
Создание альбома «Красная книга Оренбургской области» | Январь | Воспитатели, родители, дети | |
Неделя «Эколята знают все!» (беседы, игры, викторины, ООД, наблюдения) | Январь | Воспитатели | |
Проведение тематического «Урока природолюбия» с использованием ИКТ по теме: «Как ухаживать за комнатными растениями». | Февраль | Воспитатели | |
Викторина «Как помочь природе». | Февраль | Воспитатели | |
Всемирный День Земли (проведение в ДОУ уроков Природолюбия) | Март | Воспитатели | |
Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят» | Март | Воспитатели, родители, дети | |
Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо – просит нас Умница!» (оригинальные фотографии природы родного края) | Апрель | Воспитатели, родители, дети | |
Акция «Цветы – улыбка природы» | Апрель | Воспитатели, родители, дети |
3 этап – заключительный | ||
Подведение итогов проекта «Эколята-дошколята» | Май | Воспитатели |
Праздник «Эколята-дошколята – друзья природы» с вручением сертификатов. | Май | Воспитатели |
Презентация проекта «Эколята-дошколята-2017» | Май | Воспитатели |
3. Работа с родителями
Название акции | Срок проведения |
«Эколята-дошколята» | Сентябрь-Октябрь |
«Накорми птиц» | Ноябрь-Декабрь |
Создание альбома «Красная книга Оренбургской области» | Январь-Февраль |
«Наши пернатые друзья» | Март |
«Цветы – улыбка природы» | Апрель-Май |
Участие в совместных мероприятиях, развлечениях, конкурсах рисунков, фотовыставках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»
Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)
План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...
Всероссийский открытый урок "Эколята - молодые защитники природы" по проекту "Эколята-дошколята" (для детей 5-6 лет) (по материалам предоставленным ФГБОУ ДО "Федеральным детским эколого-биологическим центром"
19 ноября 2020 г. воспитанники старшей группы "Звездочка" МДОУ "Детский сад № 177", как участники проекта "Эколята-дошколята", приняли участие во всерос...
Праздник «Посвящение в эколята в рамках природоохранного социально-образовательного проекта Эколята-дошколята» в средней группе
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Перед нами стоит задача помочь де...
Проект «Эколята –Дошколята» В средней группе №12 «Фантазеры» Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Формирование у ребенка богаього внутреннего мира,бережного отношения к природе....
Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА» в рамках акции «Эколята сельских поселений России".2020-2021 г.г..
Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться о...