ТЕМА: «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
ЗАДАЧИ.
Обучающие: - Формировать представления детей о твердых предметах и жидкостях: твердые предметы обладают свойствами твердости, способностью сохранять форму; при температурном воздействии переходить в жидкое состояние, жидкость – текуча. - Продолжать учить детей проводить элементарные опыты. - Учить использовать в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ (изготовление леденцов). – Учить делать выводы, пользоваться простейшими обобщения в самостоятельной речи. – Закрепить умение осуществлять подбор действий к предмету, объекту. – Обогащать словарь словами, обозначающими качества, свойства предметов, активизировать их употребление в речи. – Закрепить представление детей о геометрических фигурах. – Закрепить знания о сезонных изменениях в природе и «зимних забавах».
Развивающие: - Развивать внимание, память, мыслительную активность. – Мелкую моторику пальцев рук. – Моторику артикуляционного аппарата. – Развивать любознательность.
Воспитательные: - Воспитывать целеустремленность. – Воспитывать чувство сопереживания и желание помочь, попавшему в беду. – Воспитывать уважительное отношение друг другу в процессе коллективной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_prevrashcheniya.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ».
ЦЕЛЬ: Познакомить с использованием в быту изменений агрегатного состояния твердых веществ (изготовление леденцов).
ЗАДАЧИ.
Обучающие: - Формировать представления детей о твердых предметах и жидкостях: твердые предметы обладают свойствами твердости, способностью сохранять форму; при температурном воздействии переходить в жидкое состояние, жидкость – текуча. - Продолжать учить детей проводить элементарные опыты. - Учить использовать в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ (изготовление леденцов). – Учить делать выводы, пользоваться простейшими обобщения в самостоятельной речи. – Закрепить умение осуществлять подбор действий к предмету, объекту. – Обогащать словарь словами, обозначающими качества, свойства предметов, активизировать их употребление в речи. – Закрепить представление детей о геометрических фигурах. – Закрепить знания о сезонных изменениях в природе и «зимних забавах».
Развивающие: - Развивать внимание, память, мыслительную активность. – Мелкую моторику пальцев рук. – Моторику артикуляционного аппарата. – Развивать любознательность.
Воспитательные: - Воспитывать целеустремленность. – Воспитывать чувство сопереживания и желание помочь, попавшему в беду. – Воспитывать уважительное отношение друг другу в процессе коллективной работы.
Коррекционные: - Формировать самоконтроль и правильное произношение звука (Р) в речи, автоматизация звука (Р) в чистоговорках. – Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.
Методы наглядного обучения: (использование демонстрационных пособий: фланелеграф, набор геометрических фигур, дидактическое пособие «Маленькие человечки», моделирование, проведение опытов).
Словесный метод: - Использование чистоговорок,- Рассказывание сказки,- Использование стихотворных форм, заданий – инструкций, пояснений, дополнений, беседа.
Игровой метод: - Пальчиковые пантомимы «Зима в лесу», «Зимние забавы», - Дидактическая игра «Маленькие человечки», - Релаксационное игровое упражнение «Зайкина зарядка», - Речевые игры.
Практический метод: - Проведение опытов, экспериментов, изготовление леденцов.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ.
Демонстрационный материал: ( фланелеграф, дидактические карточки, набор геометрических фигур, спиртовка, карточки – схемы изготовления леденцов, лед).
Раздаточный материал: лупы, сахар в блюдцах, разносы с образцами ( дерева, камня, бумаги, металла, пластилина, льда), леденцы, карточки к игре «Маленькие человечки», зубочистки, салфетки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- серия опытов по изучению свойств воды; - изготовление цветных льдинок; - постройка на участке снежной горки и ее заливка; - знакомство со свойствами разных предметов (твердость, хрупкость, мягкость) и веществ; - чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Активный – обогащение словаря прилагательными (твердый, жидкий, газообразный, лубяной – деревянный, ледяной, каменный, сладкий, искристый, хрустальный), существительными(образцы, материал, леденцы, вещество).
Пассивный – жидкость – текуча.
АЛГОРИТМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
*Вводная часть:
- организационный момент – речевая зарядка, пальчиковая пантомима «Зима в лесу», «Зимние забавы».
*Основная часть:
- рассказывание сказки;
- работа на фланелеграфе – моделирование;
- проведение опытов, экспериментов;
- дидактическая игра «Из чего построим дом?»;
- релаксационное игровое упражнение «Зайкина зарядка»;
- игра «Маленькие человечки»;
*Заключительная часть:
- «Волшебные превращения» - изготовление леденцов;
- подведение итогов.
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети приветствуют гостей. Проходят за столы. Дети с интересом и желанием включаются в предложенную педагогом игру, автоматизируют звук (Р) в речи. Дети повторяют за педагогом: ра – ра – ра; ру – ру – ру; ры – ры – ры; ро – ро – ро; повторяют слова сданными слогами. У детей наблюдается заинтересованность в продолжение деятельности. Дети с удовольствием выполняют упражнения. Дети с интересом включаются в диалог с воспитателем. Комментарии детей: - Да, любим. Перечисляют сказки. Дети называю предметы похожие на геометрические фигуры. Дети исследуют предложенные предметы, отвечают на вопросы: - Нет, потому, что твердые. - Распилить дерево, поджечь его, разбить кусочек льда. Дети ищут и показывают нужные карточки. Дети называют предметы. У детей положительный эмоциональный настрой. Решение принимается единодушно. - Лед от тепла тает. -Дерево не тает. - Наше предположение верно – дерево не тает. - Лед превращается в жидкость. Дети выходят из – за столов. Выполняют упражнения, повышая настроение себе и окружающим. Дети проходят за столы и с энтузиазмом включаются в выбор материала, рассуждая о его свойствах. - Дом можно построить из камня. Дети при помощи пантомимы показывают разные свойства предметов и веществ. Дети рассматриваю конфеты, и отвечают на вопрос: - Леденцы. - Из твердых частиц. (Дети пробуют леденцы). - Леденцы сладкие. - Сладким бывает сахар. - Наверно из сахара. - Сахар сыпучий, твердый похож на маленькие кубики. Рассматривают сахар через лупу. Дети активны в желании научиться делать леденцы. Дети с интересом наблюдают происходящее и походу отвечают на вопросы: - Сахар становится жидким – текучим. - Он твердеет. - Нет. Дети оживлены и рады своей догадке. Дети пробуют сахарные леденцы. – Вкусно! Дети комментируют свои впечатления. Дети прощаются с гостями. | Педагог приглашает детей пройти в группу. - Дети, я очень рада видеть вас, посмотрите, как много сегодня пришло к нам гостей. Давайте поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. - Сегодня, я предлагаю начать наше общение с речевой игры, чтобы проснулись наши язычки и были послушными, а называется игра «Повторюшки». - А вы знаете, кто такие повторюшки? - Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они очень хорошо слышат и любят все повторять. - Давайте попробуем поиграть в повторюшек. Покажите, какие у них большие – пребольшие уши! – А теперь повторяйте: с начала – тихо и грустно, потом – громче и сердито, и на конец - громко и весело.
- Молодцы, ребята! Разбудили язычки! - А теперь, предлагаю разогреть наши ручки, выполняя пальчиковую пантомиму «Зима в лесу». 1 -2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5. Еж, Медведь, Барсук, Енот. 1 – 5, 1 – 4, 1 – 3, 1 – 2. Спят зимою каждый год. 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5. Волка, зайца, рысь, лису. 1 – 5, 1 – 4, 1 – 3, 1 – 2. И зимой найдем в лесу. «Зимние забавы». Раз, два, три, четыре, пять. Мы пошли во двор гулять Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп, и спать легли. -Молодцы! Замечательно разогрели руки. Настроенье, каково? - Играть с вами одно удовольствие! - Дети, вы любите слушать сказки? - Какие сказки вы знаете? - Давайте вспомним хорошо знакомую вам сказку «Заюшкина избушка». - Жили – были заяц и лиса. Среди заснеженного леса стояли их избушки. У зайца была избушка лубяная (деревянная), а у лисы, переливаясь и искрясь, стояла ледяная. « У лисы в лесу изба – На все стороны резьба! Два столба хрустальных врыты, Сторожить преставлены. Ледяные окна скрыты. Ледяными ставнями». – Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы похожи на круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. - У вас на столах лежат кусочки дерева и льда. Потрогайте их вилочками. - Пройдет вилка через дерево, лед? - Почему? - Дерево и лед состоят из твердых частичек. Чтобы их разъединить, надо приложить усилия. - Какие? - Покажите карточки, которые показывают, что предмет состоит из твердых частичек? – Какие предметы, состоящие из твердых частичек, вы еще знаете? – Вы все старались. Молодцы! -Но, давайте вспомним про наших героев. – Лиса любила свой хрустальный дворец, хвастала им и дразнила зайчишку, что у него не такой красивый дом, как у нее. Однажды мудрая Ворона прокричала: - Глупая, ты лиса! Вот придет Весна и рассудит, чей дом красивей и лучше! Но хвастливая Лиса не послушала ворону. И вот пришла Весна! Пригрело солнышко, и хрустальный дворец Лисы растаял, превратился в лужу. А Заюшкина избушка осталась цела и невредима. -Почему дворец Лисы растаял? - Почему не растаял домик Зайца? - Я предлагаю проверить это предположение. – Положим в емкость кусочек дерева и будем нагревать. – Тает дерево или нет? - А теперь будем наблюдать за льдом, что с ним происходит при нагревании? - Покажите карточки, которые обозначают жидкость. - Лиса очень расстроилась, что осталась без дома, а добрый зайчик решил ей помочь, построить новый дом. Но сначала он попытался хоть, как-то развеселить лису и предложил ей поиграть в игру «Зайкина зарядка». -Быстро заинька вставай, И зарядку начинай. Зайка весело шагает, Ножки выше поднимает. Зайка прыгает и скачет, По дорожке, словно мячик. Он на пяточках шагал, Носик кверху поднимал. На носочки Зайка встал, И в ладоши хлопать стал. Раз – нагнулся, два – нагнулся, До носочков дотянулся. Повернулся вправо – влево, Вот какой Зайчонок смелый. -Молодцы! Ну, а теперь за дело. - У вас на столах лежат образцы разных материалов, рассмотрите их и выберите материал, из которого можно построить лисе дом, чтобы он был прочным, теплым, а главное не таял на солнце. - Так из какого материала можно построить лисе дом? - Вот и заяц решил построить лисе дом из камня. С тех пор, стоят на полянке два дома, один лубяной, а другой каменный. А заяц и лиса стали лучшими друзьями. Вот такая сказка получилась. - Дети, представьте, что вы превратились в маленькие частички, которые живут в предметах. Я буду называть предмет или вещество, а вы будете их показывать. Раздаю детям конфеты. - Скажите, что это такое? - Какие шоколадные, карамель или леденцы? - Из каких частиц состоят леденцы? - Попробуйте их. Какие они на вкус? - Что еще бывает сладким? - Как вы думаете, из чего делают леденцы? – Сахар, какое вещество: жидкость, твердое, сыпучее, газообразное? - Вот сейчас мы и займемся «Волшебным превращением», будем из сахара делать леденцы. – А вы хотите этому научиться? Педагог предлагает детям занять места вокруг мольберта, где и будет происходить «Волшебство». Педагог подробно рассказывает алгоритм действий с сахаром по карточкам – схемам. - Смажу сковородку маслом, насыпаю сахар, нагреваю его. - Что происходит с сахаром при нагревании? - Молодцы! От тепла сахар из твердого, сыпучего вещества превращается в жидкость. - Разольем жидкость по ложечкам, смазанным маслом. - Что происходит с сахаром в жидком состоянии, когда его перестают нагревать? - Правильно он переходит в твердое состояние, становится леденцом. - Графически - это можно изобразить так. - Может ли сахар стать жидким от солнечного тепла? - Молодцы! Правильно, тепла солнца не хватит для превращения сахара в жидкость. Педагог предлагает детям попробовать заранее приготовленные из сахара леденцы. - Вкусно? - Спасибо вам, ребята! Мне было очень приятно и интересно с вами общаться! – А вам понравилось наше «волшебство»? – Вы выполнили все мои задания, ответили на все мои вопросы, узнали много нового и полезного. Вы много знаете и умеете! Вы настоящие ПОЧЕМУЧКИ! Педагог поощряет детей за хорошую, активную работу. Педагог предлагает детям попрощаться с гостями. | l. Организационный момент. Речевая игра на автоматизацию звука (Р). Необходимо следить за четкостью произнесения звука (Р) в словах. Пальчиковые пантомимы: «Зима в лесу», «Зимние забавы». Дети по очереди соединяют пальцы, проговаривая слова стихотворения. (Загибают пальцы по одному). («Идут» по столу указательный и средний пальцы). (Лепят комочек двумя ладонями). (Крошат хлеб всеми пальцами). (Указательный палец правой руки ведут по ладони левой руки). (Кладут ладони на стол то одной, то другой стороной). (Отряхивают ладони). (Движение воображаемой ложкой; руки под щеку). Дети показывают большой палец правой руки. ll. Основная часть. На фланелеграф выставляют геометрические фигуры – «заместители»: Заяц – белый круг, Лиса – оранжевый треугольник, дом Зайца – желтый квадрат, дом Лисы – голубой прямоугольник и голубой овал. Дидактические карточки «Маленькие человечки». Меняю голубой прямоугольник на голубой овал. Опыт. Изменение агрегатного состояния твердых веществ. Требуется: спиртовка, емкость для нагревания, кусочек дерева, лед. Релаксационное игровое упражнение «Зайкина зарядка». (Шаг маршем). (Подскоки). (Ходьба на пятках, руки за спиной). (1 – встать на носки, хлопок над головой, И. П.). (1 – наклон вперед, 2 – И. П.). (1 - поворот вправо, хлопок, 2 – поворот влево, хлопок). Д/игра «Из чего построим дом». Меняется голубой овал на коричневый квадрат. Игра « Маленькие человечки». lll. Заключительная часть. Изготовление леденцов – карточки схемы. В процессе знакомства с алгоритмом изготовления леденцов по карточкам - схемам, дети отвечают на вопросы педагога. Показываю карточку перехода твердого состояния в жидкость и наоборот. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Волшебные превращения»
Программное содержание. 1. Учить различать и называть следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 2. Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слов...
Проект организаций поисковой деятельности в средней группе на тему: «Волшебные превращения бумаги».
Здесь представлен проект, по исследованию своиств бумаги. Надеюсь Вам и Вашим деткам будет интересно исследовать своиства бумаги, а мои материал поможет сделать это увлекательное занятие интерес...
План - конспект открытого занятия средней группы на тему "Волшебные превращения"-развитие выразительности речи и движений средствами театрализованной деятельности. Игра - драматизация по сказке В.Сутеева "Под грибом"
Цель: Создание условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности и формировать интерес к игре-драматизации.Задачи:Обучающие:-активизировать речевую деятельность детей;-фо...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОЗДУХА»
Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а та...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему «Волшебные превращения воды»
Экспериментальная деятельность с водой....
Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Волшебные превращения ручейка"
Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Волшебные превращения ручейка"Задачи:1.Познакомить с круговоротом воды в природе; пр...
Конспект открытого занятия по эксперементированию Тема: «Волшебные превращения капельки».
Конспект открытого занятия по экспериментированию Тема: «Волшебные превращения капельки». Старшая группа...