Конспект занятия "Как звери зимуют в лесу".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия "Как звери зимуют в лесу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 19.83 КБ |
kak_zveri_zimuyut_v_lesu.pdf | 2.05 МБ |
nazvanie_slaydov.docx | 13.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Как звери зимуют в лесу».
Воспитатель: Титова И.С.
Цель:
Расширить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях.
Задачи:
- Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;
- Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;
- Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;
- Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.
Материалы: презентация с изображением зимнего леса, лесных животных, с изображением следов животных и их жилищ; морковка, капуста, орешки, сено; костюмы с масками (заяц, белка); угощение для детей; имитация сугроба.
Ход занятия.
Воспитатель: С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла…
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, за что вы любите зиму? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут спокойным шагом), снегу становится все больше и больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем (дети идут, высоко поднимая ноги).
Воспитатель: Вот и очутились мы с вами в лесу. Посмотрите, какой красивый лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.
Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух.
Упражнение на дыхание «Вдохнем свежий воздух».
Исходное положение –ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох- через стороны поднять руки вверх; выдох-руки плавно опустились, произнести: «Ах!».
Воспитатель: Ребята, может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал?
Дети: Заяц.
Ребенок, одетый в маску зайчика, прячется за деревом.
Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?
Дети: Волк, лиса, сова.
Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?
Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.
Воспитатель: Чем питается зимой заяц? (Ответы детей)
Воспитатель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему, какой гостинец оставим ему? (Морковку, капусту, сено)
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение Е. Шеламановой «Зайчик и снежок».
Запрыгал зайчишка
По тропке лесной,
Увидел: снежинки
Лежат под сосной.
Ах, как хорошо, что
Нападал снежок,
Теперь он –
Мой белый пушок.
Теперь не увидит
Ни волк, ни лиса,
Где прыгает зайчик
По снежным лесам.
В сугробе под ёлочкой
Можно поспать,
Поглубже запрятаться
И не дрожать.
Поспал – пробежался
По лесу кружок.
Спасибо, что выручил
Зайца, снежок!
Воспитатель: Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки, кто-то здесь хозяйничает?
Дети: Белка.
Ребенок, в маске белочки, ходит вокруг дерева, затем прячется за деревом.
Воспитатель: Чем питается зимой белка?
Дети: Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.
Воспитатель: Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?
Дети: Не кричать, не шуметь.
Воспитатель: Какого цвета шубка у белочки зимой? (Серая.)
Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?
Дети: Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев.
Воспитатель: Где устраивает своё жилище белочка?
Дети: В дупле, гнезде.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.
Дети: В дупле тепло.
Воспитатель: В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. А еще ей хвост нужен для того, чтобы она перелетала с ветки на ветку, а хвост служит ей и рулем, и парашютом.
Воспитатель: Как белка от врагов спасается?
Дети: Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерева.
Воспитатель: Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазить по деревьям.
Воспитатель: Давайте и белочку угостим, что мы оставим полакомиться ей?
Дети: Орехи, грибы.
Физкультминутка.
Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево - вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете, кто там живет?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Днём лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Ребята, а как вы думаете меняет ли окраску шерсти на зиму лиса?
Дети: Нет.
Воспитатель: Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?
Дети: Согревает, следы заметает.
Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает?
Ребенок, в маске лисы, ходит вокруг дерева, ищет себе по кушать, вынюхивает добычу.
Дети: Мышей.
Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши. Лисица охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?
Дети: Хороший слух и нюх.
Воспитатель: Посмотрите, ходят, рыщут, что-то ищут серые…
Дети: Волки.
Воспитатель: Что согревает волка зимой?
Дети: Густая, плотная, тёплая шерсть.
Воспитатель: На кого охотятся волки?
Дети: Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.
Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?
Дети: Длинные сильные ноги.
Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются. В зимнюю пору волки чаще появляются, вблизи жилья человека, чтобы полакомиться домашним скотом. Бывает, даже собаку схватят.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это следы на полянке?
Дети: Это следы лося.
Воспитатель:
Чуть копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Чем питается лось?
Дети: Лось питается ветками деревьев.
Воспитатель: Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники.
Воспитатель: Как лесники помогают лосям?
Дети: Они подкармливают животных и птиц.
Воспитатель: Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки. Давайте и мы поможем лосю, что оставим ему? (Сено)
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, здесь есть чьи-то следы. Это следы маленькой лесной мышки. Посмотрите, это мышиная нора.
Послушайте стихотворение про мышей.
Как у мышки, у полёвки
Целых тридцать три кладовки.
В каждой семечки лежат
Для мышат, для малышат.
Мышки семечки грызут
И растут, растут, растут.
Ешьте, детки, ешьте вволю:
Много семечек на поле.
Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя?
Дети: Медведь зимой спит в берлоге.
Воспитатель: Почему медведь зимой спит?
Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.
Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?
Дети: Нет.
Воспитатель: С наступлением холодов медведь начинает готовить себе берлогу. Обычно он устраивает её под корнем упавшего дерева. Выроет яму, прикроет её хворостом, ветками и мхом — вот и готова спальня. Но прежде чем залечь на зиму, медведь запутывает свои следы, петляет, как заяц. Если лето было голодным и медведь досыта не наелся, он не засыпает в берлоге, а всю зиму бродит по лесу. Такой медведь называется шатун, голод делает его злым и очень опасным. Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.
Игра «Наш мишутка крепко спит».
Водящий ребенок садиться в сугроб, остальные дети подходят к нему тихим шагом напевая песенку:
Наш мишутка крепко спит,
На ребяток он не глядит
А ребятки тихо встали
Быстро к мишке подбежали
Стали ножками стучать
Стали громко хохотать
Мишка, мишка ты вставай
И ребяток догоняй.
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, какой нам подарок оставил мишутка в сугробе (достает угощение). Пришла пора нам возвращаться в детский сад.
Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. (Дети идут, высоко поднимая ноги). Вот и вышли на чистую дорожку.
Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? (Ответы детей).
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями.
.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Как зимуют звери в лесу.
Слайд 2
Зимний лес.
Слайд 3
Следы зайца.
Слайд 4
Зайцу белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным. Питается заяц семенами, ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, корой деревьев.
Слайд 5
Хорошо зимой тому, у кого кладовая полна запасов! Белка загодя готовится к голодной поре — запасает грибы, сушит их, нанизывая на сучки. У белки острый нюх — она может учуять шишку, спрятанную под огромным сугробом! К зиме белка меняет свой рыженький наряд на тёплую серую шубку. Белки не впадают в зимнюю спячку, но в сильные морозы прячутся в гнезде, которое заранее сплетают из прутьев и выстилают мхом и травой. Иногда в одном гнезде спит несколько белок.
Слайд 6
А лисы зимой живут поодиночке. Весь день, особенно в сумерки, рыщет лисица по лесу: гоняется за зайцами, подкарауливает мышей, чаще, чем летом, пробирается в деревни и разбойничает в курятниках.
Слайд 7
Волку не страшны морозы — у него прекрасная шуба, которая к зиме становится ещё пушистее. Но в это время его часто мучает голод. Собираются волки стаю – вместе легче охотиться, легче поймать оленя, лося или кабана. В зимнюю пору волки чаще появляются, вблизи жилья человека, чтобы полакомиться домашним скотом. Бывает, даже собаку схватят.
Слайд 8
Следы лося.
Слайд 9
Так выглядит лось зимой. Свои роскошные рога он скинул в ноябре-декабре, а новые вырастут у него только к лету. Зимой лось питается корой деревьев, больше всего любит осину и молоденькую сосну. Вместо воды он ест снег. Длинные сильные ноги помогают ему быстро бегать по глубокому снегу и спасаться от волков.
Слайд 10
Мышка в норке. Питается своими запасами, которые состоят из семян растений, зерна и орехов.
Слайд 11
С наступлением холодов медведь начинает готовить себе берлогу. Обычно он устраивает её под корнем упавшего дерева. Выроет яму, прикроет её хворостом, ветками и мхом — вот и готова спальня. Но прежде чем залечь на зиму, медведь запутывает свои следы, петляет, как заяц. Если лето было голодным и медведь досыта не наелся, он не засыпает в берлоге, а всю зиму бродит по лесу. Такой медведь называется шатун, голод делает его злым и очень опасным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Как звери зимуют в лесу"
НОД, позволяющая расширить представления детей об образе жизни зверей в зимний период в лесу...
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Как звери зимой в лесу живут»
- способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;- развивать любознательност...
Конспект НОД "Как звери зимуют в лесу".
Развитие экологического воспитания...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Как звери зимой в лесу живут»
Программные задачи:- способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;- развив...
Конспект занятия: "Как звери зимой в лесу живут"
Конспект занятия по экологическопу воспитанию детекй старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД в старшей группе «Как звери зимуют в лесу»
Конспект НОД в старшей группе «Как звери зимуют в лесу»...
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Как звери зимуют в лесу»
Закрепляем знания детей о жизни лесных жителей зимой. К этому конспекту прилагается презентация....