Конспект занятия: "Как звери зимой в лесу живут"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по экологическопу воспитанию детекй старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Как звери зимой в лесу живут"97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

 по образовательной области

 «Познавательное развитие»

в подготовительной школе группе

«Как звери зимой в лесу живут»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о жизни диких животных в зимних условиях;

Задачи: 

Образовательные:

 -упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

-активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, берлога, мышкует, вожак;

-формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Развивающие:

- развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;  развивать связную речь.

- развивать логическое мышление, любознательность, память .

 Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Словарная работа: обогащение словаря: «мышкует», «вожак», дупло.

Материал: мультимедийная установка, мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут»,снежинки.

Ход ООД:

Слайд 1

Воспитатель: С каждым днем все холоднее,

                         Греет солнце все слабее,

                         Всюду снег, как бахрома, —

                              Значит, к нам пришла...

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, за что вы любите зиму? (Ответы детей)

Воспитатель:  Сегодня  я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Сначала мы пойдем по дорожке  (дети идут спокойным шагом), снегу становится все больше и больше,  теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем  (дети идут, высоко понимая ноги).

Вот и очутились мы с вами в лесу.

Слайд 2

Посмотрите на экран, какой красивый  лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух. (Упражнение на дыхание «Подуем на снежинку»)

Воспитатель:  Ребята, может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы.

Слайд 3

Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал? Что бы вам помочь отгадайте загадку и узнаете чьи это следы: 

Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся 

Дети: Заяц. Слайд 4

Слайд 5

Воспитатель: На что похожи следы зайца? (На капельки.)

Слайд 6 

Воспитатель: Как вы думаете,  от кого он прячется?

Дети: Сова, волк, лиса

 Воспитатель: Что помогает зайцу  заметить опасность?

Дети: Большие чуткие уши.

Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

Слайд 7

Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг,   он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.

Слайд 8 

Воспитатель: Почему зимой заяц белый?

Дети:  Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.

Воспитатель:  Как заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время.

Дети: Он имеет белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться.

Воспитатель: Чем питается зимой заяц?

(Ответы детей) Слайд 9 

А вы знаете такую поговорку: «Дрожит, как заячий хвост» весьма далека от истины. Пушистый комочек шерсти на хвосте ушастого подрагивает вовсе не от страха. Это хитрый маневр.
Подрагивающий хвостик отвлекает внимание преследователя, который норовит цапнуть бегуна лапой именно за эту белую метку. Однако вместе с кожей мех хвоста легко отделяется, помогая зайцу выиграть столь важные для спасения минуты.

Слайд 10

Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот еще следы, чьи они могут быть.

Дети: Белка 

Воспитатель: А сейчас мы ваши предположения проверим с помощью загадки:

Хвост пушистою дугой —

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

Дети: Белка. Слайд 11 

 Воспитатель: Чем питается зимой белка?

Дети: Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников. . Слайд 12 

Воспитатель: Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?

Дети:  Не кричать, не шуметь. Дети: Нельзя шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться.

Воспитатель: Какого цвета шубка у  белочки  зимой? (Серая.) . Слайд 13

Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?

Дети: Серый цвет шубки делает ее неприметной  среди веток деревьев.

Воспитатель:  Где устраивает своё жилище белочка?

Дети:  В дупле, гнезде. . Слайд 14

Воспитатель: Белка очень хорошая хозяйка. В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. В морозы забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

Воспитатель: Как белка от врагов спасается?

Дети:  Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева. Слайд 15

Воспитатель: Расскажите, как белка приспособилась жить зимой в лесу.

Дети: Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазить по деревьям.

Дети выходите ко мне в круг на чуть –чуть передохнуть:

Физкультминутка.

   Физзарядкой белочке не лень

   Заниматься целый день.

   С одной ветки, прыгнув влево,

   На сучке она присела.

   Вправо прыгнула потом,

   Покружилась над дуплом.

   Влево - вправо целый день

   Прыгать белочке не лень.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Слайд 16

Воспитатель Ребята, посмотрите, а это чьи следы? .

А проверим ваши догадки с помощью моей загадки:

Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком  заметае

 А как её зовут, кто знает? 

Дети: Лиса        . Слайд 17

Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору.  Слайд 18

 Ребята, меняет ли окраску шерсти на зиму лиса?

Дети: Окраску лисы не меняют.

Воспитатель: Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела.

 Слайд 19 

 Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

Дети: Согревает, следы заметает.

Воспитатель: Посмотрите на слайд и скажите какого цвета кончик хвоста у лисы?

Дети: Белый

Воспитатель: Почему?

Дети:

Воспитатель: А сейчас я вам подскажу почему же у лисы хвост белый.   Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей.

. Слайд 20 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает?

Дети: Мышей. 

Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки.  Слайд 21 

Лисица мышкует –охотится на мышей-полёвок. Как интересно она это делает! Если она почувствует мышиный запах, в каком то месте, то очень тихо подкрадывается к нему, а затем подпрыгивает и бьет о землю своими лапками. Услышав громкие звуки и не понимая, в чём дело, напуганные мыши, с великим ужасом выскакивают из норки. А плутовке только это и надо! Мышам очень трудно спастись от ловкой лисы и ее острых зубов. Есть еще одна уловка — лиса может часами лежать перед норкой своей жертвы, ловко прикинувшись мёртвой. Мыши, поверив в то, что лиса мёртвая, теряют бдительность и легко попадаются на эту хитрость. 

. Слайд 22

Воспитатель: Что помогает лисе выискивать добычу?

Дети: Хороший слух и нюх.

Воспитатель: Чем ещё питается лиса?

Дети: Мелкими зверями, птицами.

. Слайд 23

Воспитатель: Чьи следы, ребята показались?

Дети:

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку и проверим правы вы или нет

Воспитатель:  Все время по лесу он рыщет,
                         Он в кустах кого-то ищет.
                          Он из кустов зубами щелк,
                          Кто скажите это -
 (Волки) Слайд24 

Воспитатель:  Что согревает волка зимой? 

Дети:  Густая, плотная, тёплая шерсть.

Воспитатель: Цвет шерсти волк на зиму  не меняет, она остаётся серебристо-серой.

 На кого охотятся волки? . Слайд 25

Дети:  Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

Дети: Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.

Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги кормят. . Слайд 26 

 Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.

Я хочу вам рассказать несколько интересных фактов про волка:

Голодный волк может съесть 10 килограммов мяса в один присест, это как если бы человек съел за один присест сотню гамбургеров.
Слайд 27 

Глаза у волчьих щенят всегда голубые при рождении. Они желтеют только к восьми месяцам.  При определенных погодных условиях волки могут услышать звуки на расстоянии 9 километров в лесу, и в 16 км. на открытой местности.

.

Слайд 28 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это следы? 

Дети:

Воспитатель: Чтобы помочь вам ,я загадаю загадку.

Воспитатель: Чуть копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Дети: Лось . Слайд 29

Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога.. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму. Эти рога несколько отличаются по форме от оленьих рогов. Они помогают лосям лучше слышать. Несмотря на медленные движения и добродушный нрав, лоси иногда могут становиться весьма агрессивными и двигаться на удивление быстро, если их разозлить или напугать. . Слайд 30 

 Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Воспитатель: Чем питается лось?

Дети: Лось питается ветками деревьев. . Слайд 31 

Воспитатель:  Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники.

Воспитатель: Как лесники помогают лосям?

Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки. . Слайд 32

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя?

Дети:  Медведь зимой спит в берлоге. . Слайд 33

Воспитатель:  Почему медведь зимой спит?

Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

Воспитатель:  Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Следопыт».

По следу зверя я иду,

В снегу остался отпечаток.

Я всё равно его найду,

Хоть он со мной играет в прятки.

- Узнайте, какие звери оставили свои следы на снегу. Слайд 34

Анализ следов

Ответы детей: Заяц. Как заяц спасается от врагов? 

Белка. Как белка спасается от врагов?

Слайд 35

Анализ следов

Ответы детей: Лиса. Для чего у лисы кончик хвоста белый?

Волк.

Слайд 36

Ответы детей: Лось. Как лесники помогают лосям?

 Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? (Ответы детей) Что особенно вам запомнилось? (Ответы детей).

Воспитатель:  Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями.

Воспитатель: Пришла пора нам  возвращаться в детский сад. Посмотрите, вот и наша тропинка. Слайд 37 

Выходите ко мне. Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. (Дети идут высоко поднимая ноги) Вот и вернулись мы с вами из зимнего леса в детский сад.

Следующую прогулку мы с вами совершим в весенний лес, посмотрим, какие изменения произойдут в жизни зверей с приходом весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как звери зимой в лесу живут"

Учебная мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут» предназначена для использования в процессе:- непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками групп старшего дошко...

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Как звери зимой в лесу живут»

- способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;- развивать любознательност...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Как звери зимой в лесу живут»

Программные задачи:- способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;- развив...

Конспект занятия "Как звери зимуют в лесу".

Конспект занятия "Как звери зимуют в лесу"....

Конспект НОД в старшей группе «Как звери зимой в лесу живут».

Конспект НОД в старшей группе «Как звери зимой в лесу живут». Программные задачи:- способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- упра...

Конспект занятия Тема:«Как звери зимой в лесу живут» в средней группе

Цель занятия: расширить знания детей о жизни диких животных в зимних условияхПрограммные задачи:- способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- упражнять д...

Конспект организации НОД детей в старшей группе по теме «Как звери зимой в лесу живут»

Данный материал будет поллезен воспитателям дошкольных образовтельных учреждений при проведении занятий по познавательному развитию....