Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в старшей группе на тему: «Чудеса подводного мира»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
конспект нод в старшей группе на тему: «Чудеса подводного мира»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryby.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в старшей группе на тему: «Чудеса подводного мира»
НОД по познавательному развитию (природный мир)
«Чудеса подводного мира» в рамках комплексно-тематической недели «Подводный мир».
Цель: Познакомить детей с многообразием подводного мира.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с многообразием морских обитателей;
- Закреплять знания детей о рыбах;
- Познакомить детей с морскими растениями.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к природе;
- Развивать желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов;
- Развивать внимание, память, умение анализировать.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природному миру;
- Воспитывать любовь и уважение к морским обитателям;
- Воспитывать дисциплинированность, организованность, коллективизм.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций рыб;
- Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- Разучивание стихотворения «Рыбы» Л. Рашковского;
- Проведение релаксации для детей под музыку «Шум моря».
Материалы и оборудование:
- Презентация к занятию «Чудеса подводного мира»;
- Игрушка осьминог в ведерке;
- Диск с записью звуков моря;
- Макет подводной лодки;
- Глобус или карта мира;
- Энциклопедия про рыб;
- Бусы из жемчуга;
- Указка;
- Дорожная аптечка;
- Йод;
- Картинки на каждого ребенка акулы и дельфина;
- Альбом с фотографиями рыб «Подводный мир».
Методические приемы:
- Наглядные: презентация к занятию «Чудеса подводного мира»; сюрпризный момент; пример взрослого;
- Словесные: объяснение, вопросы к детям; художественное слово;
- Практические: физминутка «5 маленьких рыбок», п/и «Ловля рыб».
Использованные технологии:
- ИКТ;
- Игровая;
- Личностно-ориентированная;
- Здоровьесберегающая: физминутка «5 маленьких рыбок», подвижная игра «Ловля рыб».
Взаимодействие с родителями:
Сочинить с детьми свою сказку про рыбку, для создания книги «Волшебное царство Нептуна».
Планируемые результаты:
Дети имеют представление о многообразии подводного мира, его обитателях, а также знают характерные особенности и образ жизни тех или иных рыб.
Рекомендации по использованию данного конспекта:
- Открытое занятие для родителей;
- Воспитателям, работающим по ФГОС.
Ход НОД:
Дети входят в группу. На полу в группе ведро с игрушкой осьминог.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Ты со мною не знаком,
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я …. (Дети хором отвечают: «Осьминог»)
Воспитатель:
- Осьминог приглашает нас спуститься на дно в свое подводное царство. Хотите отправиться в увлекательное путешествие? (Дети соглашаются)
- Только как это сделать? Ведь у нас нет жабр для дыхания, нет плавников и хвоста для передвижения.
- Что же можно придумать, чтобы спуститься на морское дно? (Если дети затрудняются ответить, тогда педагог с помощью наводящих вопросов помогает детям прийти к ответу – «погружение в подводной лодке»).
- Ну что ж, тогда давайте представим, что мы – команда на научно-исследовательском судне «Искатель». Вы готовы искать и находить чудеса? Ведь море – это страна невероятных чудес, даже ученые далеко не все знают о морях и океанах. Это путешествие поможет нам узнать все тайны и чудеса подводного мира. Мы познакомимся с обитателями морского дна, узнаем, какие бывают моря, какую пользу они приносят людям, и как мы должны охранять моря и океаны нашей планеты.
Стук в дверь. Входит Доктор Айболит.
- Здравствуйте ребята. Я слышал, что вы собрались в увлекательное путешествие по морскому дну! Возьмите меня с собой, я вам пригожусь!
Воспитатель:
- Возьмем? Скажите, а зачем нам в путешествии нужен доктор? (Ответы детей)
- Ну что ж, добро пожаловать, доктор Айболит, на наше судно. Но перед тем, как отправится в наше путешествие, давайте посмотрим на карту (Или глобус).
- Посмотрите, большую часть поверхности Земли занимает вода – это моря и океаны. Какие вы знаете океаны? (Ответы детей).
- На нашей планете 4 океана: Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. Помимо океанов, очень много морей. Какие вы знаете моря? (Ответы детей).
- Есть Средиземное море, Черное, Белое, Красное, Азовское и много других.
- Скажите, а каким цветом изображены моря и океаны на карте и глобусе? (Голубым)
Доктор Айболит:
- Ребята, а ведь море не всегда бывает голубым. Как-то я плыл на корабле по морю, и наш корабль попал в большой шторм, и тогда море было черное-черное.
Воспитатель:
- Море полно чудес, доктор! Оно бывает синим, голубым, зеленым, лиловым, черным.
- Ребята, вы были на море? Расскажите, какое оно! (Ответы детей). А, можно пить морскую воду? (Ответы детей).
Доктор Айболит:
- Морская вода, конечно, очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, которые используют для изготовления лекарств, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться. Но пить морскую воду категорически нельзя!!! Поэтому в наше долгое путешествие давайте запасемся пресной водой, как это делают настоящие путешественники.
Воспитатель:
- Итак, я приглашаю всех занять свои места в лодке (Дети стоят друг за другом).
- Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее. (Имитация покачивания).
- На счет три погружаемся (Дети громко считают до трех).
Звучит «Шум моря».
Воспитатель:
- Ребята прислушайтесь. Что вы слышите? (Имитируют погружение садятся на ковер).
- Вот мы и в подводном царстве. Ребята, смотрите, начинаются чудеса.
Дальнейшее занятие сопровождается показом презентации.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран, на котором изображены морские глубины (Слайд № 4,5)
Воспитатель:
- Ребята, что это за деревья такие огромные на дне морском? Целый лес! (Это водоросли)
Доктор Айболит:
- А вы знаете ребята, морские водоросли очень полезны. Кто-нибудь из вас пробовал морскую капусту? (Ответы детей) В морской капусте содержится целая аптека с витаминами. Это растение необычно богато протеинами. Почти каждый день, мы с вами встречаемся с водорослями в своей тарелке. Это и паштеты, рыбные консервы, супы, яичный порошок. Все эти продукты содержат переработанные водоросли. Водоросли также содержатся в некоторых видах бумаги, красках, в оболочке для колбас и т.д. А еще из водорослей делают одно лекарство, которое помогает быстрее заживать ранкам и которое, почему-то, очень боятся дети. Кто догадался, что это, за лекарство? (Йод)
Доктор Айболит открывает свою аптечку и показывает детям йод.
Воспитатель:
- Спасибо, доктор за такую интересную и полезную информацию. А теперь поплыли дальше.
Слайд №6:
- Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Много ярких, разноцветных рыбок. Давайте с ними познакомимся.
Слайд №7:
- Вот это - рыба-змея. В кромешной темноте у нее светятся глаза и плавники.
Слайд №8,9:
- А вот это – рыба-камбала. Её совсем не видно на морском дне, она прячется, меняя цвет, и сливается с морским пейзажем.
Слайд №10:
- А эта маленькая рыбка называется золотой рыбкой, так как золотистого цвета. Многие жители нашей страны берут такую рыбку себе в аквариумы, так как, она очень красивая и безвредная.
Слайд №11:
- А вот эти рыбки очень похожи на бабочек или на птиц. И именно поэтому они получили свое название – летучие рыбки.
Доктор Айболит:
- Очень красивые рыбки. Но вы знаете, не все красивые рыбки безопасны.
Слайд №12: Вот, например, морской кот имеет длинный хвост, на конце которого колючка. Этой колючкой он колет всякого, кто на него нападает, тем самым защищаясь.
Слайд №13:
- А вот эта красивая рыбка – крылатка, очень ядовитая. Дотронешься до нее и сразу погибнешь.
Воспитатель:
- Давайте мы с этими рыбками попрощаемся и поплывем дальше.
Физминутка «5 маленьких рыбок»:
5 маленьких рыбок ныряли в реке (Имитация рыб)
Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко». (Имитация ныряния)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: «Мне хочется спать» (Руки лодочкой под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: «Здесь крокодил!» (Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорей, чтоб не проглотил! (Убегают)
Слайд №14:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, к нам подплывают дельфины. Дельфинов издавна считают спасателями. Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность воды. Дельфиниха-мать, точно также подталкивает своего новорожденного детеныша к поверхности воды, где он делает первый вдох. Также дельфины спасают своих раненных товарищей.
Слайд №15:
Доктор Айболит:
- А с этой пациенткой я уже встречался (Показывает на акулу). Акула - гигантская хищница. У нее прекрасное обоняние, благодаря которому она добывает пищу. Кроме того, у акулы не один, а несколько рядов острых, загнутых назад зубов. Ох, и трудно же было удалять у акулы и ее маленьких акулят больные зубы, когда я был в Африке!
Слайд №16:
Воспитатель:
- А это что за чудики такие? (Морские коньки). Морские коньки – это тоже рыбы, но плавают они вертикально.
Слайд №17: Посмотрите, морские коньки показывают нам чудесную раковину, а в ней посмотрите что…. жемчужина. И бусы, которые вы видите на мне, тоже сделаны из натурального жемчуга. Жемчуг – это чудо морской природы. Он бывает белый, голубой, розовый, серый и даже черный.
- В глубинах морского дна, обитают очень много разных рыб. О многих из них вы сможете узнать вот из этой энциклопедии (Показывает энциклопедию школьника).
Чудес морских не перечесть. Многие обитатели морей – настоящие рекордсмены. Вот, например:
Слайд №18:
- Китовая акула – самая крупная рыба, достигает в длину 18 метров, весит около 40 тонн. Это рыба – долгожитель и живет около 70 лет.
Слайд №19:
- Морские звезды – умеют омолаживаться. Они не только восстанавливают утраченную часть тела, но и образовывают из оторванного кусочка новую звезду.
Слайд №20:
- Синий кит – самое крупное морское животное в мире: длина его около 30 метров, весит он около 160 тонн, он в 23 раза крупнее африканского слона.
Слайд №21:
- Четырёхкрылатая летучая рыба – способна совершать самые дальние для рыб полеты. Дальность такого рекордного полета – 1109 м, высота 11м.
Слайд №22:
- Вот такие чудесные и необычные рыбы существуют у нас в мире!
Слайд №23:
- Что-то море стало неспокойное, наверно сейчас начнется шторм, пора всплывать наверх.
Малоподвижная игра «Море волнуется»:
Море волнуется раз (Дети сидя на коленях, раскачивают руками влево-вправо),
Море волнуется два (Дети сидя на коленях, раскачивают руками влево-вправо),
Море волнуется три (Дети поднимаются на ноги)
Подводная лодка наверх ты всплыви (Прыжки на двух ногах).
Слайд №24:
Воспитатель:
- Много интересного мы увидели в подводном царстве. Спасибо нашему путеводителю Осьминогу и Доктору Айболиту за удивительное, познавательное и очень интересное путешествие.
- Ребята, скажите, что сегодня вы узнали о морях и океанах? Как они называются? Кто обитает в море? (Ответы детей).
Доктор Айболит:
- Молодцы дети. Теперь вы многое знаете о морях и океанах, и о их обитателях.
- Оберегайте и любите природу! А мне пора. Я к вам еще обязательно приду. До новых встреч! (Доктор уходит).
Воспитатель:
- Ребята, а кто может нам рассказать, где мы сегодня побывали? Что интересного узнали? (Один ребенок отвечает, другие могут дополнить).
Ребята, перед вами на столах лежат картинки: акула, дельфин. Тем, кому сегодня было трудно выберите, пожалуйста, акулу; кому интересно – дельфина.
Ребята, сегодня мы с вами исследовали морское дно: узнали много нового, полезного и интересного о подводном мире. И чтобы вы не забывали это путешествие, синьор Осьминог приготовил для вас небольшой памятный подарок – это альбом с фотографиями рыб, с которыми мы сегодня познакомились. В дальнейшем этот альбом будет пополнять новыми фотографиями и исследованиями. (Дети прощаются с осьминогом и благодарят его за подарок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Народные промыслы России».
НОД интегрированного характера...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «В царстве камней»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «Листики осенние»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «Листики осенние»...
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему:"Волшебница вода"
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему: "Волшебница вода"...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми старшей группы Тема: «Путешествие со сказочными героями»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми старшей группы...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическое воспитание) в старшей группе на тему: «Эколята - молодые защитники природы»
Экология в переводе с греческого означает : экос- дом, логос – наука, получается- наука о доме. Это наука о взаимоотношениях между человеком и окружающей средой. Экология изучает, как растения, ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности По познавательному развитию ( Природный мир) в подготовительной группе на тему: «Животные Севера»
Цель: формирование учебно – познавательной компетенции дошкольников через обобщение представлений о животных севера....