Методическая разработка: Краткосрочный информационно-познавательный проект "Космос"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема космоса вызывает интерес у воспитанников, а Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы предусматривает знакомство детей с космической темой в ограниченном объеме. Цель данной разработки формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» № 83
Краткосрочный информационно-познавательный проект
«Космос»
в старше-подготовительной группе
Подготовила: Воспитатель первой
квалификационной категории Мубаракшина Екатерина Вадимовна
Пояснительная записка
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: и дождь, и солнце, радость и страх.
Тема «Космоса» привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что-то волшебное, таинственное.
Дети задают вопрос: «Почему солнце такое яркое?», «Сколько звезд на небе?» Почему наступает ночь? и т.д.
Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы предлагает знакомить дошкольников с Ю. Гагариным и другими героями космоса в очень ограниченном объеме.
Поэтому я определила в своей практике своевременность и актуальность проектной деятельности с воспитанниками по данной теме.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально - эстетического развития, повышает мотивацию усвоения материала, формирует у детей более глубокие, разносторонние знания и целостное представления о мире, о взаимосвязи всех его составляющих. Также способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений.
Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоциональное положительное влияние на процесс воспитания, сделать его более эффективным. При этом происходит воздействие на ребенка посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в разных условиях. Интегрированное занятие позволяет сохранить количество занятий и время их проведения, освобождая время для совместной деятельности.
Важно, чтобы яркие интересные события и явления окружающей жизни, которые взволновали ребенка, обязательно находили отражение в его творчестве.
Поэтому в педагогической практике мною применяется интеграция в рамках проектной деятельности. Информационно — познавательные проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Этот проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности. Я выбрала интеграцию на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Как дать детям знания о космосе в рамках воспитательно – образовательного процесса при этом не увеличить учебную нагрузку? Решение этой проблемы возможно через интеграцию образовательных областей.
Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Вот и воспитанники моей группы задавали мне свои «почему?» Поэтому, учитывая результаты прошлых проектов и видя заинтересованность своих воспитанников, я определила возможность работы по данной тематике более углубленно, чем в программе.
Проект «Космос».
Проект: Краткосрочный ( 05.04.2021- 12.04.2021), групповой.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Актуальность темы: тема космоса вызывает интерес у воспитанников, а Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы предусматривает знакомство детей с космической темой в ограниченном объеме.
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- Приобщение детей к современным знаниям о Вселенной.
- Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства.
- Знакомство детей с планетами солнечной системы, их отличительными особенностями.
- Знакомство с глобусом, звездной картой.
- Создание условий для исследовательской деятельности.
- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков воспитанников.
Подготовительный этап
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом воспитанников и образовательными областями.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
- Составление плана по реализации проекта
Основной этап
- Апробация содержания краткосрочного проекта «Космос».
- Проведение медиа-экскурсии, занятий, бесед, экспериментальной деятельности.
- Оформление выставки «Далекий Космос».
- Участие в районном конкурсе ДПИ «Космические путешествия»
- Участие во всероссийском конкурсе
- Участие в познавательно-развлекательном досуге «Одна на всех планета по имени Земля», посвященном «Дню Космонавтики»
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап
- Игра – викторина «Таинственный космос»
- Создание совместно с детьми мультфильма «Космическое путешествие».
- Участие в районном и всероссийском конкурсе ДПИ по теме «Космос»
План реализации проекта «Космос».
Подготовительный этап
— подготовить иллюстрированный материал, материал для экспериментально-опытнической деятельности, художественную литературу для чтения, конспекты проведения занятий.
— создать условия для проведения исследовательской деятельности «Земля и Солнце».
Интеграция по образовательным областям
Содержание деятельности | Задачи области |
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Эстафеты, соревнования, подвижные игры по теме проекта («Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета», «Ракетодром», «Невесомость», «Солнце – чемпион») Игры настольно печатные «Хорошо – плохо»; «Найди лишнее»
| — развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); — накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); — формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. — сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; — формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Наблюдения, экскурсии. Дидактические игры. «Найди дорогу на Землю»; «Волшебная космическая палочка»; «Космическое лото». Загадывание загадок по теме проекта. Кроссворды по теме проекта. Настольно — печатные игры «Космос», «Космическое путешествие», «Найди отличия», «Космические лабиринты». Просмотр видеофильмов «Планеты», «Вселенная» и др. Экспериментальная деятельность «Земля и Солнце»; «Почему мы видим разные части Луны?», «Невидимое письмо», «Лунные кратеры» Экскурсия в планетарий. Конструирование из конструктора «ТИКО», «Лего» и блоков Дьенеша. | — сенсорное развитие; — развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; — формирование элементарных математических представлений; — формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. — закреплять умение создавать конструкцию по устной инструкции и по схеме, подбирая для этого детали заданной формы и цвета — формировать умение перестраивать плоские ТИКО-конструкции в объемные |
Образовательная область «Речевое развитие»» | |
Беседы с использованием презентаций с детьми на темы «Голубая планета Земля», «Что такое космос», «Великие космонавты», «Луна – спутник Земли», «Семья планет», «Солнце – источник жизни на Земле». Игры «Космические профессии», «Созвездия», «Солнце», «Луна» серия картинок «Что мы видели на небе». Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций по теме проекта. Создание «Космического словаря». Рассматривание иллюстраций по теме: «Солнечная система», чтение произведений о космосе. Чтение стихов, пересказ историй. «Книга дня» (воспитанники приносят интересные книги о космосе из дома) | — развитие свободного общения с взрослыми и детьми; — развитие всех компонентов устной речи детей — практическое овладение воспитанниками нормами речи — формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; — развитие литературной речи; — приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |
Сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «ЦУП», «Путешествие на Луну», «Строим аэросалон», «Ракетостроители». Беседа по ознакомлению с окружающим социальным миром. Совместно с родителями изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм по теме проекта. Изготовление макета ЦУП. Создание книги о космосе | — развитие игровой деятельности детей; — приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); — формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. — формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; — приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; — формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. — развитие трудовой деятельности; — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; — формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |
Изготовление альбома «Далёкий космос» Рисование, лепка, аппликация на тему «Космос» Театральные костюмы космонавта, космических пришельцев Разучивание музыкально-ритмической композиции по теме проекта. Разучивание песен и танца для познавательно – развлекательного досуга «Одна на всех планета по имени Земля». | — развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; — приобщение к изобразительному искусству. — развитие музыкально-художественной деятельности; — приобщение к музыкальному искусству. |
Работа с родителями
- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах, выставках;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
- установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
- возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
Привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
- Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок, в составлении рассказов о космосе.
- Изготовление костюмов для проведения презентации проекта.
- Родители повторяли дома вместе с детьми роли, стихи для досуга.
- Составление рекомендаций для родителей «Что рассказать ребенку о космосе?
- Чтение с детьми Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки», К.А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”.
- Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”.
- Рекомендации по совместной деятельности с детьми на выходных: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее.
- Консультация для родителей «Детям о космосе»
- Оформление информационного уголка для родителей «История развития космонавтики»
Итог: Изготовление совместно с детьми стенгазеты «Мы в Космосе»; Создание совместно с детьми игра – викторина «Таинственный космос», участие в познавательно – развлекательном досуге «Одна на всех планета по имени Земля», участие в выставке
Ожидаемые результаты
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.
- Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос».
- Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта.
- Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
- Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
- Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Положительные результаты реализации этого проекта заключаются в следующем:
- Заинтересованность детей в данной работе.
- В полном объеме решены задачи проекта.
- С помощью детско-родительских работ оформлена выставка по теме «Космос»
И в заключение хочу сказать что…
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя». Развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия и способствует успешному обучению в школе. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Список использованной литературы:
- Дейнеко О.В. Использование метода игрового моделирования в работе с детьми // ж. «Справочник старшего воспитателя» №3/2009.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. М.: Сфера, 2002г.
- Носов Н. «Незнайка на Луне». — М.: РОСМЭН, 1996г.
- Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы.
— М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013г.
- Н.Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе.//ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.
- Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. — М.: ТЦ Сфера, 2011г.
- Л.Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников» . Методические рекомендации – М.: АРКТИ, 2003 — 64 с.
- Интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный информационно-познавательный проект.
" История Великой Победы в истории семьи" (к 70-ти летию со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг)...
Краткосрочный информационно-познавательный проект "В гостях у правил дорожного движения" в старшей группе
Проект может быть использован воспитателями детских садов при изучении темы "Правила дорожного движения",а также учителями для проведения развлечений по теме "Правила дорожного движения...

Краткосрочный информационно-познавательный проект «Таинственный мир насекомых»
Краткосрочный информационно-познавательный проект «Таинственный мир насекомых» в группе среднего дошкольного возраста....

Краткосрочный информационно-познавательный проект с детьми средней группы "Книга-лучший друг"
Без книг пуста человеческая жизнь....

Краткосрочный, информационно - познавательный проект в подготовительной группе
Дети должны знать историю своего края, своего народа. Знать людей, которые прославили их малую родину. Родная культура должна стать частью души каждого ребенка.Для этого необходимо рассказывать детям ...

Краткосрочный информационно-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Земля – наш общий дом»
Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста....

Краткосрочный информационно - познавательный проект в подготовительной группе на тему: " Этот фантастический Космос"
Краткосрочный познавательный проект в подготовительной группе на тему " Этот фантастический Космос"...