Конспект занятия по познанию в средней группе на тему:«Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Свойства воды»
Цель: познакомить детей со свойствами воды в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи: 1) формировать умения высказывать предположения, проводить опыты, описывать наблюдаемые явления;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
3) воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца, работать в группе, слушать мнение товарищей.
Материалы к занятию: конверт с письмом и фотографией, глобус, разрезанные картинки (5 шт.), емкость с водой, кубик, пробка, сушеный цветок (лепесток), машинка, мяч, фантик, одноразовый стаканчик, картинки со свойствами воды, сосуды для воды разной формы, гуашь, кисти, одноразовые стаканчики, магнитная доска
Ход образовательной ситуации:
- Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
- Ребята, посмотрите, в нашу группу пришло письмо. Хотите мы с вами посмотрим, что в нем?
Воспитатель предлагает детям устроиться на ковре по кругу.
- Ой, ребята, посмотрите, здесь фотография (показывает иллюстрацию детям).
- Кто на фотографии? Давайте почитаем письмо?
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте дорогие ребята! Вам пишут жители Пустынной планеты. Вчера мы пролетали мимо вашей планеты Земля, она такая красивая. На ней столько воды. А на нашей планете ее совсем нет, и мы о ней ничего не знаем. Ребята, пожалуйста, расскажите нам побольше о воде, что это за вода такая? С уважением жители Пустынной планеты».
- Ребята, вы хотите помочь жителям Пустынной планеты узнать о воде?
- Сможете?
- Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать представления детей о воде.
- Перед нами макет нашей планеты Земля. Как называется этот макет? (глобус). Вот так видели жители Пустынной планеты нашу Землю.
Обратите внимание на ее цвет. Каких цветов больше? (голубой, синий)
- А как вы думаете, что обозначает голубой (синий) цвет? (воду)
Правильно, все, что закрашено голубым (синим) цветом-это все вода.
- А где на нашей планете можно встретить воду? (река, море, снег, сосулька, лужи, лед, роса, пар).
- А правильно вы ответили или нет, мы узнаем, сыграв в игру «Собери картинку». Для этого мы поделимся на 3 команды по 5 человека.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дидактическая задача: формируем навыки соотношения части предмета в одно целое.
Перед вами на столе лежат разрезные картинки. Вам нужно внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей.
- А что у вас получилось?
- А теперь пришло время помочь нашим друзьям с Пустынной планеты узнать, что же это за вода такая и какие ее свойства.
- Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Ребята, помните мы с вами говорили про снег, бумагу, лед и их свойства?
- Давайте вспомним, что мы помним о снеге (бумаге, льде)?
- А свойства воды вы знаете? (нет, не знаем)
- Как же нам определить свойства воды?
Дети не знают свойств воды, возникает затруднение.
- А что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (нужно спросить у того, кто знает, прочитать в книге).
- Спрашивайте.
- Открытие нового знания.
Дидактические задачи: познакомить со свойством воды «тонет-не тонет», закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
Воспитатель показывает емкость с водой.
На столе лежат кубик, пробка, сушеный цветок (лепесток), машинка, резиновый мяч, фантик, замок, пластмассовая ложка.
- Сейчас мы с вами попробуем все эти предметы по очереди поместить в емкость с водой и пронаблюдать, что с ними произойдет.
Дети пробуют по очереди.
- Что произошло с предметами?
- Какие предметы тонут, какие нет и почему?
- А как вы думаете, это свойство воды?
- Правильно, одно из свойств воды – это то, что тяжелые предметы тонут, а легкие нет.
- Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, закрепить знания воспитанников о свойствах воды.
- Ребята, я предлагаю вам превратиться в исследователей и провести несколько опытов в нашей лаборатории?
Работа за столом
- Сейчас мы с вами будем выяснять свойства воды, и создавать информационную карту для жителей Пустынной планеты.
1) Давайте узнаем, имеет ли вода запах? А как мы это можем узнать?
Ребята, возьмите в руки стаканчики с водой и понюхайте ее. Чем она пахнет? Правильно, ничем, значит можно сделать вывод, что вода не имеет запаха.
2) Есть ли у воды цвет?
- Внимательно посмотрите на свои стаканчики и скажите, есть ли у воды цвет? Правильно, нет.
- А теперь возьмите понравившийся вам цвет гуаши, обмакните в него кисточку, опустите в воду и размешайте ее. Сейчас у воды есть цвет?
Правильно, сейчас есть. Какой вывод можно сделать?
Вывод: у воды нет своего цвета. Он появляется только если в воду добавить краситель.
3) Ребята, как вы думаете, есть ли у воды форма?
Перед вами стоят разные сосуды. Возьмите свои стаканчики с водой и осторожно налейте воду в эти сосуды.
- Скажите, какой формы вода в ваших сосудах?
- Есть ли у воды своя форма?
Конечно же нет, вода принимает ту форму, в которую ее наливают. Делаем вывод: вода не имеет собственной формы, она растекается.
После каждого вывода вывешивается картинка со свойствами воды на магнитной доске.
- Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, кому мы сегодня помогли?
- А как мы им помогли?
Вы все молодцы! Ваши умения определять свойства воды помогли жителям Пустынной планеты. За это я хочу вам всем раздать значки, на которых изображены вот такие капельки. Они обозначают, что вы теперь, как настоящие исследователи, все знаете о свойствах воды.
А письмо со свойствами воды мы отправим по почте нашим друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия НОД «Познание» в средней группе
Занятие по теме "Домашние животные"...
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе на тему "Свойства и качества бумаги и ткани"
Конспект НОД по зкспериментированию в средней группе на тему "Свойства и качества бумаги и ткани"...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды» .
-познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.-уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни.-развивать...
Конспект занятия по познанию в средней группе
Конспект занятия по познанию в средней группе «Бумага и её свойства»Цель: познакомить со свойствами бумаги.Задачи: а) развивать мышление, речь, внимание;б) учить устанавливать причин...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему: «Свойства воды»
Познакомить детей с основными свойствами воды. вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды»
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды» Цель занятия: Ознакомление детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:-...
Конспект занятия-экспериментирования для детей подготовительной группы на тему «Свойства воды»
Цель: прививать интерес к исследовательской деятельностиЗадачи:- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способнос...