Система занятий по развитию экологических представлений детей подготовительной группы с использованием моделирования.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

представлены три занятия по развитию познавательной активности в эекологическом воспитании средствами моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_modelirovaniyu_vprirode.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

 Система занятий по развитию экологических представлений детей подготовительной группы с использованием моделирования.

Выполнила воспитатель МАДОУ «Детский сад №229 «Дельфин» Надежкина Екатерина Викторовна

Занятие №1.

Тема: Малыши – насекомые.

Цель: Формировать у детей представление о насекомых: их строении, потребностях, среде обитания.

Задачи:

Образовательные – Систематизировать представления детей о многообразии насекомых.

- Закреплять знания детей об общих признаках насекомых. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способом передвижения и средой обитания.

Воспитательные – Воспитывать интерес  ко всему живому и бережное отношение  к насекомым, желание общаться с живой природой.

Развивающие    – Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение)

- Продолжать развивать речь доказательство.

Предварительная работа -  Наблюдения за сезонными изменениями, оформление календаря наблюдений, зарисовка в календаре – ширме стадий зимовки насекомых. Просмотр фильмов о насекомых. Рассматривание   изображений насекомых и стадий их развития. Работа с карточками – заданиями. Чтение художественной и познавательной литературы.

Методы и приемы:           Сюрпризный момент, художественное слово – загадки, вопросы к детям, проблемная ситуация, дидактические упражнения «Что общего, чем отличается, « лабиринт», физкультминутка, триз. Игра, «Хорошо-плохо», aнализ высказывания детей.

Индивидуaльная работа: Задания с индивидуально – дифференцированным подходом, дифференциация сложности вопросов от уровня развития детей.    – выс.,   -ср.,  -низ.

                                              От детей добиваться ответов, полным предложением, к детям с низким уровнем обращаться с вопросами после ответа других детей. Упражнять детей в сравнении.

Oборудование:                   Mодели зон обитания, модели насекомых, карточки с заданиями, модель птицы, шапочки насекомых, флонелеграф.

Ход зaнятия

Воспитатель – Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. Но вы его должны угадать.

Воспитатель загадывает загадку.

Кто они? Откуда! Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

Дети называют ответ.

Воспитатель – Почему вы так решили?

Рассуждения детей.

Воспитатель – Молодцы! Вы отгадали правильно, воспитатель  выносит игрушку муравья.

Муравей здоровается с детьми и рассказывает, что он отправился в путешествие, чтобы найти много друзей.

Воспитатель – Ребята, поможем найти муравью друзей. Я загадаю вам загадки,  и мы узнаем в кого мы с вами превратимся, чтобы отправится с муравьем в путешествие.

  1. Oн зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет (кузнечик)

  1. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет (бабочка).

  1. Села на цветок.

В цветок – хоботок!

Нектару взяла

Сзади игла… (пчела).

  1. Люди все его боятся –

Очень любит он кусаться,

Хоть и маленький бандит.

А когда летит – пищит (комар).

  1. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда тружусь. (жук).

Воспитатель -  Теперь я взмахну волшебной палочкой,  и мы превращаемся в насекомых.

Дети надевают шапочки насекомых.

(кружатся по группе, имитируют полет своего насекомого).

Воспитатель – A теперь посмотрите друг на друга – мы все родные. Давайте познакомимся поближе.

Воспитатель дает детям   разрезные карточки – понятия.

И дети выкладывают модель насекомого,  затем они рассказывают по модели о себе. Что общего у нас – чем отличаемся?

Воспитатель – Ну что ж, мы с вами познакомились, a теперь  отправляемся в путешествие. На нашем пути будет встречаться много преград, ну я надеюсь, что мы их с легкостью пройдем.

- На нашем пути встречается лабиринт.

Задание: Дети должны найти дорогу к своему домику, и прикрепить карточку со своим насекомым. Объяснение детей, почему они выбрали именно этот домик.

Физкультминутка –

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Воспитатель ставит на флонелеграф птицу. Обращает внимание детей – Я тоже насекомое и хочу дружить с вами.

Воспитатель – Ребята, скажите, голубь  тоже насекомое?

Дети рассуждают, почему голубь не насекомое. Затем составляют модель – понятие  (внешний вид, где живет, что ест,  потребности).

Воспитатель – так может голубь быть нашим другом?

Дети – Нет (аргументируют  свои ответы).

Воспитатель -  A как вы думаете, как насекомые защищают себя от врагов.

Рассуждения детей (окраска, жало, маскируются и т.д.)

Воспитатель – Ребята,  скажите, a нужны ли насекомые?

Дети рассуждают (опыляют цветы, служат кормом и т.д.)

Aутотренинг – звучит музыка звуки леса..

«Я лежу в траве, трава мягкая, шелковистая, я вдыхаю прекрасный аромат, я слышу стрекот кузнечиков, шуршание жучков. Мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем. Но вот подул ветерок, я чувствую, как набираюсь сил, бодрости, я открываю глаза, у меня хорошее настроение, я весел».

Воспитатель  предлагает поиграть в игру «Хорошо – плохо».

-  Ребята, насекомых на земле много или мало? A что  бы, если насекомых не стало?  Много разных насекомых – это хорошо  или плохо?

Хорошо (интересно наблюдать, красиво, пища для животных, опыляют цветы и т.д.)

Плохо (могут ужалить, мешают отдыхать и т.д.).

Воспитатель - Так все - таки хорошо или плохо, когда насекомых много на земле, больше пользы или вреда?

- Вот и подошло наше путешествие  к концу, как вы думаете, нашел муравей друзей?

Дети – Да, мы все его друзья!

Занятие №2.

Тема: Путешествие в  лес

Цель: Закреплять представления детей и среде обитания животных.

Задачи:

Образовательные:  Закреплять представления детей о среде обитания животных.

             - упражнять  детей  в определении  особенности

                           приспособления животных к сезонным изменениям в                                 природе.

            -Упражнять детей в выделении характерных особенностей        внешнего вида животных и выделении общих классификационных    особенностей.

Развивающие:  Продолжать развивать мыслительные процессы (анализ,  синтез, сравнение, классификация, обобщение)

  • Продолжать причинно – следственные связи в мире животных и делать на их основе выводы.
  • Продолжать развивать знаково-символические функции психики.

Воспитательные: Воспитывать у детей осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что все нужны друг другу.

Предвaрительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями, оформление календаря наблюдений. Чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание демонстрационного материала с изображением животных и приспособлений их к среде обитания. Рисование знаков, отражающих правила поведения в лесу, на водоемах, на лугу.

Оборудование:    Дидактические картинки  с изображением  луга, леса, водоема (на них при помощи съемных деталей переданы особенности  погоды   ранней осени), картинки с изображением животных зимой и летом, карточки – задания.

Индивидуальная работа: Упражнять в сравнении, добиваться от детей  полных ответов.

Метода и приемы: Сюрпризный момент, проблемные ситуации, д/и « Цепи питания», «Можно – нельзя», д\упр. «Лес, луг, водоем», задания по карточкам, физкультминутка, моделирование, анализ  и оценка детских ответов.

Ход  занятия.

Воспитатель – Ребята, куда мы с вами попали, как вы думаете?

Воспитатель и дети подходят к воображаемым воротам с объявлением.

Воспитатель – A что у нас здесь написано, давайте прочитаем.

« Внимание, внимание, парк закрывается!

Срочно нужна помощь в расселении животных.»

Дети смотрят на  прикреплённые, на доске картинки с животными  (медведь, кабан, заяц, ёж, дятел, рыбы, бабочки).

Воспитатель -  Вам нужно расселить животных туда, где они должны жить.  Как мы можем помочь?

Дети прикрепляют животных на модели экосистем (лес, луг, водоем), рассуждают, почему поселили это животное именно сюда.

Воспитатель – Где живут рыбы? Могут ли они  выжить на суше? Как рыбы приспособлены для выживания в воде? Рассуждения детей и составление моделей (где живет, строение тела, чем питается, что необходимо для жизни)

Воспитатель – Где живут  звери? Как звери приспособились для жизни в лесу? А могут ли звери летать?

Дети – Нет крыльев, перьев.

Дети составляют модель зверей (заяц) и модель птицы (воробей). Сравнивают, делают вывод.

Воспитатель – Где  живут насекомые? Как насекомые приспособились к своей среде обитания? A могут ли насекомые плавать под водой?

Рассуждение детей, составление и сравнение моделей рыб и насекомых.

Воспитатель -  Скажите, а как животные защищаются от врагов.

Дети -  У ежа иголки, у пчелки жало и т.д.

Воспитатель – Что будут делать животные, увидев своего врага?

Задание №1.

 Найдите тех животных, которые будут прятаться, убегать  улетать. Почему?

Задание №2.

 Найдите тех животных кому не надо прятаться. Почему?

Воспитатель -  A для чего животные защищаются?

Дети – Чтобы их не съели.

Воспитатель – Кто из животных есть траву, а кто других животных?

Ответы детей.

Воспитатель -  Животные  связаны друг с другом. Можно составить цепь питания.

Д/упр.  «Цепи  питания».

Дети составляют модель «Цепи питания»

Воспитатель -  A что случиться, если мы из этой цепи  уберем одно звено.

Дети -   Нарушится  цепочка.

Воспитатель – Правильно! В природе все взаимосвязано и если разорвется эта  цепь, нарушится баланс в природе и животные погибнут. Давайте мы с вами  немного  отдохнем, превратимся в маленьких белок.

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке (прыжки на одной ножке.)

Ребята, смотрите, что случилось  с нашим  лугом, лесом, водоемом (воспитатель  снимает  с деревьев листья,  убирает цветы и прикрепляет снег)

Дети -  Наступила  зима.

Воспитатель -  A как животные приспосабливаются  к зиме?

Дети -  Запасают еду, меняют шубку, спят и т.д.

Воспитатель -  Ребята, скажите, звери с какими особенностями  могут выжить в нашем лесу?

Дети -  Шерсть, сильные лапы и т.д.

Дети рисуют модель – строение тела, чем питается, что необходимо для жизни.

Воспитатель -   Ребята, a скажите как нужно вести себя в лесу, на лугу, водоеме?

Дети -  Тихо, не ломать деревья, не разорять  гнезда и т.д.

Воспитатель -  A хотите ещё поиграть. Предлагаю поиграть в игру « Можно – нельзя».

Дети хлопают  в ладоши  - если можно,    топают ногами -  если нельзя.

  • Ломать деревья.
  • Собирать  грибы, ягоды
  • Разорять гнезда
  • Ловить бабочек
  • Уносить  животных домой
  • Подкармливать птиц
  • Убивать  животных
  • Любоваться природой
  • Стрелять в птиц из рогатки.

Воспитатель -   Молодцы, теперь  мы знаем как нужно вести себя в лесу и будем соблюдать все правила.

Воспитатель -  Ребята, где мы сегодня были? A что делали? Кому помогали?  Что показалось интересным, a что трудным?

Воспитатель -  Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, расселили всех животных правильно, они остались довольны и вспомнили правила поведения в природе.

Занятие № 3

Тема: Викторина «КВН животные родного края»

Цель – Обобщать и закреплять  представление детей о животном  мире родного края.

Задачи:

Образовательные -  Oбобщать знания детей  о животном мире средней полосы,  о среде обитания, которые  проявляются во внешнем виде животных, их особенностях, их жизнедеятельности (питание, движение, способы добывания пищи, защита и т.д.)

Развивающие -          Продолжать развивать мыслительные процессы.

- Продолжать развивать умения устанавливать причинно – следственные связи в мире животных и делать  на их основе выводы.

Воспитательные -          Воспитывать у детей гуманное  отношение  к животным на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой.

Предварительная работа:  Наблюдения  за животными, сезонные экскурсии, рассматривание демонстрационного материала, работа с  моделями сред обитания и самих животных, чтение художественной и познавательной  литературы, д./упр. «Кто, где живет?»,  «Третий лишний»,  «Цепь питания», триз «Хорошо – плохо», «Да-нетка».

Оборудование:          Карточки с животными (насекомые, птицы, рыбы, звери). Модели среды обитания  (лес,  луг, водоем), 2 обруча, карточки – задания.

Методы и приемы:     Задания по карточкам, вопросы воспитателя, проблемная ситуация, д./упр. «Лес, луг, водоем»,  Д/И «Третий лишний», д./упр. « Лабиринт», д./упр. «Да-нетка», П/и «Кто, чем питается», п/и «Собери животное», моделирование, загадки.

Индивидуальная работа: Дифференциация  заданий к д/упр., лабиринт.

Разноуровневые вопросы воспитателя в зависимости от уровня развития детей, добиваться от детей полных ответов.

Ход занятия.

Воспитатель – Ребята, вы любите играть? Мы сегодня поиграем в игру «Знатоки животных родного края». В этой игре  будут задания на смекалку   и на быстроту, внимательность.  За каждое правильное задание  выигравшая команда будет получать по 2 балла. Но чтобы начать нашу игру нужно разделиться на две команды, выбрать капитана и придумать своей команде название.

Задание 1 «Третий лишний» 

Каждая команда получает карточки с животными (насекомые, птицы, звери) Вы должны разложить этих животных на 4 кучки и объяснить: почему  вы так считаете. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с этим заданием.  Победитель получает 2 балла.

Задание 2. П/и «Собери животное»

Соревнование команд. В конце группы разложены перемешанные разрезные картинки  частей животных. Каждый игрок обеих команд по сигналу бежит, берет одну часть картинки, возвращается, затем вторые игроки бегут за своей частью картинки и т.д.

В конце команды должны собрать свою картинку с животными.

Кто быстрее соберет целую картинку, побеждает. Подведение итогов.

Задание 3. Д.\упр. «Лес, луг, водоем».

На доску вывешиваются  картинки  среды обитания (лес, луг, водоем). Из команды вызываются по три игрока, которые рисуют модель животного, которое может  выжить в данной среде обитания и объяснить  почему.

Побеждает та команда, которая правильно нарисует животное в своей среде обитания.

Задание 4. П./и. «Кто чем питается?»

Соревнование команд. Воспитатель кладет два обруча, внутри которых картинки с пищей для хищников и растительноядных.    Детям прикрепляют значки с животными, дети на скорость собирают пищу для своих животных. Побеждает та команда, в которой игроки правильно и быстро подберут для своего животного картинку с пищей. Подведение итогов.

Задание  5. Д/ упр. «Найди свой дом».

Детям раздаются картинки с заданиями «Лабиринт». Нужно правильно и быстро нарисовать дорогу к дому и прикрепить карточку своего животного. В конце задания вопросы воспитателя  выборочно, почему выбрал тот или иной домик. Выигрывает та команда, в которой все игроки справились с заданием.  Подведение итогов.

Задание 6. Загадки.

Воспитатель загадывает каждой команде загадки. Выигрывает та команда, которая отвечает правильно на все загаданные загадки.  Подведение итогов.

Задание 7 . «Да-нетка».

Одна из команд загадывает животное, не называя его, затем описывает (среда обитания, внешний вид, чем питается), другая команда должна отгадать, что это за животное. Затем команды меняются.

Побеждает тот, кто правильно отгадает животное. Подведение итогов, подсчитывание баллов.

Победившая команда  награждается медалями «Знатоки  животных».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе. Тема: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь».

Цель: Расширить и закрепить знание детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке земляном, пчеле- месте их обитания, характерных особенностей, поведение в природе и их пользе....

Конспект тематического музыкального занятия "Кот и мыши" для детей подготовительной группы с использованием методов и приёмов системы Карла Орфа.

Это тематическое музыкальное за нятие  для старших дошкольников  с использованием методов и приёмов немецкого композитора и музыканта Карпа Орфа. Это занятие будет интересно тем музыкальным ...

Конспект нод по развитию экологических представлений в подготовительной группе «Древние животные»

Программное содержание:1.    Продолжать знакомить детей с древними животными, обитающими в океане (беспозвоночными, рыбами).2.    Продолжать осваивать действие построения...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию экологических представлений в подготовительной группе на тему "Путешествие на Север"

Конспект занятия по развитию экологических представлений в подготовительной группе на тему "Путешествие на Север"...

«Использование блоков Дьенеша на занятиях по развитию математических представлений в подготовительной группе»

В современном мире проблема формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, т.к. все сферы человеческой деятельности подвержены «...