«Использование блоков Дьенеша на занятиях по развитию математических представлений в подготовительной группе»
статья по математике (подготовительная группа)
В современном мире проблема формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, т.к. все сферы человеческой деятельности подвержены «математизации» и «компьютеризации». Дети, хорошо ориентирующиеся в математических символах, с хорошо развитым математическим языком, легко осваивают и другие области познания. Меня, как педагога, глубоко заинтересовала эта проблема, и свой опыт я посвятила изучению формирования элементарных математических представлений посредством игр с помощью блоков Дьенеша.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование блоков Дьенеша на занятиях по РЭМП»
В современном мире проблема формирования элементарных
математических представлений детей дошкольного возраста становится
одной из актуальных, т.к. все сферы человеческой деятельности подвержены
«математизации» и «компьютеризации». Дети, хорошо ориентирующиеся в
математических символах, с хорошо развитым математическим языком,
легко осваивают и другие области познания. Меня, как педагога, глубоко заинтересовала эта проблема, и свой опыт я посвятила изучению формирования элементарных математических представлений посредством игр с помощью блоков Дьенеша.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Работа с блоками помогает не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.
Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета, дети учатся догадываться, доказывать. Практически все задачи можно решить с помощью игр с блоками Дьенеша. Предлагаемые детям задачи последовательно усложняются, при переходе к новому материалу не забываем о повторении, так реализуем принципы систематичности, последовательности, постепенности и, конечно, индивидуальный подход.
Для достижения поставленной цели мной были сформулированы следующие задачи:
1.Изучить теоретическую часть развития вопроса.
2. Создать соответствующую предметно-развивающую среду.
3. Разработать перспективный план работы.
4. Провести диагностику познавательных интересов детей
При решении поставленных задач изучала и анализировала психолого-педагогическую и методическую литературу, современный передовой опыт по проблеме познавательного развития.
Разработала перспективный план работы по2 возрастным группам.
Создала предметно-развивающую среду, которая включала в себя: дидактические средства: наглядный материал (книги, компьютер) блоки Дьенеша. На основе логических блоков изготовила игровой материал. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали уровню сложности заданий.
Практика моей работы подтверждает, что обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимые им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
В разделе « количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.
В разделе « величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.
В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. Полезны задания типа «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру (цвету) и др.
В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать.
«Ориентировка в пространстве»
Например, задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно дать детям задания: слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше и т.д.
Приведу некоторые примеры игр, которые способствуют развитию математических способностей. Для развития количественных представлений, а именно нахождения в окружающей обстановке одного или много одинаковых предметов используем такие игры с блоками Дьенеша, как «Рыбалка», «Подарок от Незнайки», «Домашние животные».
Сформировать понятия о величине предметов мы можем в следующих
играх: «Чудесный мешочек», «Слон», «Жираф», «Лошадка», «Кто как
кричит» и др. Дети должны составить изображение животного путем
накладывания блоков на рисунок этого животного. Путем проб и ошибок они
учатся вычленять размер блока, если возьмут большой блок, то изображение
не получится правильным. На изображение большого блока ребенок должен
положить только большой блок, а на изображение маленького только
маленький. В процессе этой операции дети проговаривают свои действия:
«Это большой красный квадрат», «Это маленький синий треугольник», тем
самым закрепляя понятие «большой», «маленький».
Поскольку блоки представляют собой эталоны форм геометрических
фигур, они способствуют знакомству с геометрическими фигурами и
формами предметов, например, игры «Шофер», «Еж», «Мишка», «Загадочная
черепаха» и др. Детям задают вопрос: «Какой формы голова, лапы?». Если
ребенок не прав, ему предлагается проверить свой выбор и сравнить
правильность ответа. Ошибку дети должны исправить самостоятельно.
Таким образом, дети учатся находить во множестве блоков, блок
определенной формы: круглой, квадратной, треугольной.
Умение ориентироваться в пространстве учат игры «Верблюд»,
«Самолет», «Лягушка-квакушка», «Найди не такую», «Что изменилось». В
этих играх детям предлагаем объяснить, где находится определенный блок.
Например, чтобы составить жирафа, сначала выкладываем туловище
(большой прямоугольник). Затем задается вопрос: «Какой блок находится
под прямоугольником справа?», «Какой блок под прямоугольником слева?»
«Какой блок над туловищем?» и т.д. В таких играх дети учатся оперировать и
ориентироваться в таких понятиях, как «слева», «справа», «над», «под»,
«сверху», «снизу».
Результативность работы
Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, утверждаю, что:
- Дети ознакомились с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации. Могут установить определенную последовательность некоторых событий.
- Примерно ⅓ детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм.
- Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Работа по развитию мышления дошкольников при использовании блоков Дьенеша принесла свои плоды.
- Дети с легкостью усвоили геометрические фигуры, научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине.
- Заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.
- Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима.
- Ребенок умеет объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняется этого.
- Дошкольники, которые логически мыслят стали более раскрепощёнными: у них хорошо развиты познавательные процессы и мыслительные операции, они составляют алгоритмы, кодируют и декодируют информацию, обобщают предметы по одному, двум. трем сходствам и различиям.
- Все это послужит успешной подготовке их к школе.
Таким образом, подводя итог моей работы с блоками Дьенеша, можно сказать, что данная развивающая методика – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию математических представлений в подготовительной группе «Математическое странствие» с использованием мультимедиа
Предлагаю вам конспект занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Математическое странствие». Материал подобран и структурирован в соответствии с задачами данной возрастной категории...
Конспект занятия по развитию математических представлений в Подготовительной группе «Путешествие в страну математики»
Прививать интерес к математическим знаниям...
НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» с использованием палочек кюзинера
Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.включены задания с испльзованием палочек кюзинера,геометрического материала....
Занятие по развитию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики».
Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности;уточнить знания о прямом и обратном счёте в пределах 10;продолжать учить детей составлять и решать...
Конспект итогового занятия по развитию математических представлений в подготовительной группе «Солнышко» компенсирующего вида с ТНР от 6 до 7 лет «Как помочь Золушке попасть на бал?».
Обобщить и систематизировать знания по развитие математических представлений в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по развитию математических представлений в подготовительной к школе группе. Тема: Число 0. Цифра 0
Упражнять в прямом, обратном и порядковом счёте и счёте через 1. Формировать представления о числе 0 и его свойствах. Закреплять представления о взаимосвязи целого и частей....
Конспект занятия по развитию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» (математические игры с палочками Кюизенера)
развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и развитие любознательности....