Конспект занятия по экологическому воспитанию «Чудесница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Лысенко Мария Юрьевна

 

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_poznavatelnomu.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Чудесница вода»

Цель: Формировать представления детей о значении воды в природе.

Задачи:

Образовательные:

  1. расширить систему знаний детей о неживой природе (воде);
  2. дать детям знания о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе);
  3. уточнить представление детей о значении воды для всего живого: растений, животных, человека;
  4. дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе;
  5. обогащать словарь.

Развивающие: развивать мыслительную активность, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.

Воспитательная: воспитывать внимательное и бережное отношение к природе, умение работать сообща.

Актуальность

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.

Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.

Организация непосредственной образовательной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Данное занятие позволяет педагогам сформировать у детей дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.

Материал: Картинки «Вода в природе», комнатное растение, одноразовые стаканчики, чистая вода, сахар, лимон, ложечки, гуашь, ватные диски для эксперимента; наглядный материал: поделка – аквариум, капелька  Капитошка, бумажные капельки для игры, солнышко из бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель:

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Воспитатель: Правильно, ребята.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить

(Н. Рыжова.)

К нам в гости пришла капелька Капитошка. Она хочет нам много рассказать об уникальном веществе – о воде. Нам тоже предлагает превратиться в капелек.

Воспитатель: Ребята для чего нужна вода, как мы ее используем?

Дети: Пьем, моем руки, купаемся.

Воспитатель: Какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол?

Дети: Комната станет грязной.

Воспитатель: Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать?

Дети: Без воды растения завянут и погибнут.

Воспитатель: Вода, также растворяет питательные вещества в почве, что необходимо для роста растений. Животным необходима вода?

Дети: Да животные, как и люди, пьют воду.

Воспитатель: Есть такая поговорка: «Где вода—там жизнь».  Вода нужна для жизни всем. Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - растения. Пить и купаться должны звери и птицы. Для рыбок вода, это еще и дом, где они живут.

Ни умыться, ни напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.

И поэтому всегда всем везде нужна вода!

Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

Воспитатель: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (стаканчики с кипяченой водой). Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода?

Дети: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам попробовать воду на вкус.  Какая она?

Дети: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная. Обратите внимание на мисочки, которые стоят перед вами. Скажите, что лежит в мисочках? (Сахарный песок и лимон). Возьмите ложечки и положите в один стакан сахарный песок и перемешайте его, а в другой положите лимон. Теперь попробуйте воду на вкус. Какая она стала?

Дети: Сладкой - в одном стакане и кислой - в другом.

Воспитатель: Вода может менять вкус.

Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим на воду и скажем, какого цвета вода в стакане.

Дети: Прозрачная.

Воспитатель: Ребята, вода может изменить еще и цвет в зависимости от того, что в нее добавили. На столе стоит баночка с краской. Наберем краску на кончик кисточки и опустим в стакан. Посмотрим, что произошло с водой?

Дети: Вода окрасилась.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, что чистая вода в природе не имеет вкуса, цвета и запаха. Но все эти свойства мы можем изменить.

Музыкальная физкультминутка «С неба капельки летели»

1. (дети бегают) С неба капельки летели,

В ручейки попасть хотели,

И захватывая дух,

Капельки упали - бух! (присели)

Припев (2 раза): Капельки - прыг-прыг, (прыгают)

Капельки - хлоп-хлоп, (хлопают)

Капельки - топ-топ-топ-топ-топ. (маршируют)

2. (бегут) С неба капельки упали,

Ручейками побежали.

Побежали ручейки

И прозрачны, и легки.

Воспитатель: Предлагаю вам вернуться к столам и продолжить наши опыты. Сейчас я беру два прозрачных стакана с водой. Первый стакан - с чистой водой, второй с грязной (талый снег).

- Что вы видите у меня в стаканах?

- Какую воду вы захотели бы выпить?

- Почему вы выпили бы чистую воду?

- А почему не стали бы пить грязную?

- Как вы думаете, можно очистить грязную воду?

(ответы детей)

Воспитатель: Попробуем очистить воду. Беру емкость, вставляю в нее воронку с ватными дисками. Выливаю грязную воду в воронку. Вода проходит сквозь фильтр и становится чистой. Давайте посмотрим, на ватные диски, какими они стали? (показ детям)

Дети: Ватные диски стали грязными, а вода чистой.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поговорим о том, где живет вода в природе?

Воспитатель: Капельки воды в природе никогда не стоят на одном месте: они «ходят, движутся» по кругу. Капельки выпадают из туч, в виде дождя, снега, путешествуют по земле, а затем, под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует как «волшебница».

Подвижная игра «Капелька и тучка»

Воспитатель: Прилетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки). Встретились ручейки и стали одной рекой (дети соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане капельки, а потом вспомнили, что мама-тучка наказала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевши дети поднимаются, затем вытягиваются вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-тучке (дети подбегают к воспитателю). 

Воспитатель: Вот мы сколько нового узнали о воде. Чистая вода необходима всему живому: людям, насекомым, растениям, животным. А сейчас я предлагаю вам поиграть с разноцветными капельками воды. Я вам капну на лист бумаги цветную капельку. Возьмите трубочку для коктейля и подуйте на неё, можете дуть на капельку в разных направлениях. Нарисуйте любой узор.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот какая у нас оказывается чудесница вода. А для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран. А если вы приходите на водоем, не надо бросать в воду мусор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Берегите воду!"

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Берегите воду!»        Цель: Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о том, как человек использует вод...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Берегите воду!»

Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о том, как человек использует воду. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Воспитывать любовь к природе и заботу о ней...

Конспект занятия по экологии Тема: «Чудесница-вода»

Конспект занятия по экологии Тема: «Чудесница-вода» Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу! Очень добродушная,Я мягкая, послушная,Но когда...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Волшебница вода" средняя группа

Занятие по ЭВ с элементами  экспериментирования с водой...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе (4-5 лет) "Зачем нужна вода. Свойства воды""

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе (4-5 лет)Тема «Зачем нужна чистая вода. Свойства воды»Доминирующая образовательная область: познавательное  развитиеИнте...