Интегрированное занятие "Белокурые берёзки - символ Родины моей"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Формировать представление детей о русской берёзе, как символе России. Приобщать к истокам русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_belokurye_beryozki-_simvol_rodiny_moey.docx | 160.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Д/с «Жемчужинка» г.о. Перевозский, Нижегородской обл.
Интегрированное занятие для детей старшей разновозрастной группы по экологическому воспитанию с учётом ФГОС ДО
на тему:
«Белокурые березки –
Символ родины моей!»
Подготовила:
Доможирова Марина Васильевна
воспитатель высшей категории
2021 год
Цель:
Формировать представление детей о русской берёзе, как символе России.
Задачи:
-Развивать у детей способность к созданию выразительного, художественного образа посредством словотворчества, символов.
-Приобщать к истокам русской народной культуры.
- Способствовать воспитанию любви к Родине, гордости за нее.
Образовательная область:
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности:
Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная.
Форма организации детей:
Групповая.
Материал:
Телеграмма, аудиозапись песни «С чего начинается Родина», флаг России, репродукции картин, картинки на тему «Ценность березы», картинки с изображением индианки, лотоса, костюм для девочки – «березка»
Предварительная работа:
Знакомство с символами России: герб, флаг, гимн;
Разучивание песен о березке, стихов;
Рассматривание пейзажей русской природы, изделий из бересты, древесины;
Отгадывание загадок;
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, почтальон передал нам телеграмму из детского сада в Индии. Послушайте, что они нам пишут:
«Здравствуйте, ребята! На карте мы нашли страну Россию. В детском саду мы рассматривали картины природы России, нам читали стихи и сказки, где часто упоминается слово «березка». Расскажите нам об этом дереве, и помогите понять, за что в России любят березку?»
Воспитатель:
Очень интересное письмо и очень важная для всех нас тема. Давайте подумаем ребята, какие выбрать доступные для понимания детей из Индии средства рассказа?
(Дети предлагают рассказать стихи о нашей Родине, о ее символах;
подобрать сказки, стихи, загадки, игры ,песни про березку, нарисовать
рисунки, собрать красивые открытки, фотографии).
Воспитатель:
Ребята, если мы посмотрим на карту мира, мы увидим, что каждая страна имеет отличительные знаки, свои государственные символы. Так в Индии одним из символов является растение лотос. (Рассматривают картинку).
Назовите Государственные символы нашей страны. (Флаг, герб, гимн).
Что означают разноцветные полосы на флаге?
(Красный цвет – символ мужества, отваги, крови, красоты;
синий – цвет мирного голубого неба, чистой воды морей и рек;
белый цвет – чистота, правдивость, свет, березка).
Можно сказать стихами:
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска – солнечный рассвет.
У каждого человека есть Родина, родной город, дом, где он родился и вырос. И где бы ни был человек, он всегда помнит и любит это место. О любви к Родине сложено много стихов, песен, послушайте:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С той самой березки, что во поле
У нас никому не отнять.
Скажите, а можно назвать Родиной наш детский сад? А в чем связь березки и нашим садом? (Когда входишь на территорию детского сада, то встречаешь красивые березки, они растут вокруг детского сада).
Кто из вас, ребята, знает, почему мы так любим нашу березку?
Береза! Нет у русского народа краше и милее дерева, чем белоствольная красавица. И если дуб олицетворяет силу и могущество, то березка сама нежность и красота. Вокруг этого кудрявого деревца водили хороводы девушки, и самую красивую и стройную из них называли березкой. Встречайте Русскую Берёзку!
Ребёнок-Берёзка.
Я деревце российское, я деревце-краса!
Собою украшаю я зелёные леса.
В лесу далёко виден мой белый нежный стан.
С зелёною каймою мой летний сарафан.
И символом российским недаром я зовусь.
Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.
Проще не найти вопроса, как зовут меня? (Береза)
Ребята, сейчас идет весна, а там и лето не за горами. В начале лета в народе отмечается праздник Троица. Издавна в этот день особое внимание оказывали березке. В эту пору она всегда особенно красива. Дома и ворота украшали срезанными ветками берез, цветами. Молодые девушки и парни водили в лесу хороводы, играли в игры, устраивали пляски.
Хоровод « Во поле береза стояла».
Воспитатель:
У нашей березки листочки не простые, а с желаниями. Давайте снимем один листочек, да узнаем, что березка хочет.
Игра: «Придумай слова о березе»
(Белоствольная, белоногая, белотелая, прямоствольная, тонкоствольная, ветвистая, кудрявая, пышная, развесистая, раскидистая, косматая, светлая, красивая).
Издавна березке завивали «косы», девушки украшали ее своими лентами, поясками, загадывали желания. Давайте и мы украсим нашу березку, да прославим русскими напевами:
Береза, моя березонька, береза моя белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты березонька
Посередь долинушки.
На тебе березонька
Листья шелковые. (Дети повязывают ленточки на веточках)
Русская народная игра «Найди свой платочек»
(Дети стоят в кругу, один ребенок с платочком ходит в середине круга, машет
платком между рук детей на слова детей: « Гори- гори ясно, чтобы не
погасло. Птички летят, колокольчики звенят, раз, два, три: беги! Пара детей
оббегают круг, стараясь первым схватить платок).
Воспитатель:
Растет берёзка в нашей стране повсюду. Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева.
( Дети читают стихи о березках).
1.Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей,
Вся в белое платье одета,
Встречает горячее лето. (Т. Шорыгина)
2.Я березка русская
Зимой стою я грустная.
А летом расцветаю
И листьями играю.
Когда придут морозы
Все листики как слезы
На землю упадут,
Весной опять придут. (Т. Шорыгина)
3.Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы
И холщевый ее сарафан. (С. Есенин)
4.В белых платьицах подружки из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке, листья в косы заплели.
В мае россыпью сережек их украсится наряд.
Много исходив дорожек, я всегда березе рад.
(С. А. Васильева)
Ребята, а как наглядно рассказать о ценности березки нашим друзьям? Давайте составим о ней рассказ по символам – значкам. (Дети подбирают символы к изображению дерева на доске по темам: «Характерные особенности дерева», «Народные промыслы», « Лечебные свойства»).
- Ни в одной стране нет столько берез, как у нас в России. Это светолюбивое дерево. Среди других пород она выделяется, прежде
всего, белым цветом своей коры. Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы. Это чечевички. Береста не пропускает ни воду, ни газы, и через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.
- Растет береза очень быстро. За 25 лет берёза достигает высоты пятиэтажного дома.
- Главная ценность березы - её простая трогательная красота. Из березовой коры, или бересты, делали корзинки, различную посуду, она лучше любого термоса хранила свежесть малины, кваса или родниковой воды.
- Делали из бересты музыкальные инструменты, и даже лёгкие лодки.
- Из березы делают прекрасную мебель, лыжи, игрушки.
- Береста служила материалом для письма – берестяная грамота. Писали на бересте острой костяной палочкой процарапывая слова, а порой и рисунки на
атласно белых листах бересты. Написанное сохранялось навечно. Так наша белая береза отблагодарила русских людей за заботу о ней – сделала их грамотными.
- Светлая, она напоминала людям: - “Ученье – свет, а неученье – тьма”.
- Березовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб – она горит ярко и почти без копоти.
- Березовые дрова в печи самые жаркие.
- Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху.
- Березу традиционно использовали в лечебных целях: Березовые почки как противовоспалительное и ранозаживляющее средство. Березовые веники в русской бане лучше всех прогоняют простуду и другие болезни. Березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь. Необходимо после сбора сока повреждения на коре замазать землёй или
глиной.
Этюд « Березка»
( психогимнастика, движения по смыслу текста).
Представьте, что мы превратились в белоствольные березки из сказочного леса. Березки расправили свои нежные листочки, протянули тонкие веточки к солнышку и ощутили на них приятное тепло.
…Улыбнулись березки солнышку. Вдруг налетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть с ним. Березки удивились, но согласились. Закачали своими тонкими веточками, сначала тихонько. Потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек – пальчик поздоровался со своим соседом. Но шалун – ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки, обняли себя веточками, чтобы согреться. Тут и дождик закапал – вымокли березки до последнего листочка. Повисли их ветки, как плети. Подняли они глазки к небу, чтобы увидеть солнышко, и быстро опустили их вниз: дождинки капали им прямо в глаза. Испугался ветерок, что березки заболеют, и быстро разогнал тучи. Выглянуло солнышко, березки радостно вздохнули и весело заморгали карими глазками…
Воспитатель:
Именно ей, русской березке композиторы, художники и поэты отдавали поклон после долгого пребывания в чужеземных странах, посвящали березке свои прекрасные произведения: картины, песни, стихи.
Картины художников Саврасова «Грачи прилетели», Левитан «Березовая роща» и другие помогают нам понять и ощутить, какая она, Родина?
На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурые березки –
Символ родины моей!
Ты так мила мне
До любой росинки.
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Березовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна!
А. Прокофьев
Ребята, подумайте, что можно сделать, чтобы ребята из Индии узнали об этих
произведениях? ( Подарить альбомы с фотографиями, диски с записями музыкальных произведений и стихов, связаться с друзьями по интернету).
Где бы ни росла березка – всюду она приносит людям радость и свет. Поэтому мы с гордостью говорим, что береза - символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Ребята, как вы думаете, смогут ребята далекой Индии понять, за что мы - россияне, любим нашу березку, когда получат наши интересные ответы и весь материал, который мы с вами соберем? Узнав о том, что вы, ребята, очень много знаете о березке, полюбили это дерево, лесник подарил нам молодое деревце березки - саженец. Давайте выберем для него подходящее местечко на территории детского сада, посадим березку и будем ее растить на радость всем. Согласны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...
Тема «Берёзка - символ Родины моей»
1. Знакомить детей с названиями разных стран. Закрепить знание нашей страны – Россия.2. Воспитывать патриотические чувства (любовь и уважение к Родине) через художественное слово, музыку3. Позна...
Конспект интегрированного занятия "Берёзка - символ России"
В настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, гаджеты и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увиде...
Интегрированное занятие по нетрадиционной технике рисования (батик): "Белоствольная берёза-символ Родины моей"
Познакомить детей с обычаями русского народа, связанными с берёзой. Приобщать детей к русской народной культуре.Познакомить с картинами русских художников; воспитывать чувство прекрасного; продолжать ...
проект «Белоствольная берёзка –символ Родины моей!»
Материал полезен для воспитателей детского сада....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Художественное творчество" для детей с ОНР «Русская береза – символ Родины моей!».
Тема: «Русская береза – символ Родины моей!».Цель: использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной непосредственной образовательной деятельности.Задачи:- да...