Интегрированное занятие "Белокурые берёзки - символ Родины моей"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Марина Васильевна Доможирова

Формировать представление детей о русской берёзе, как символе России. Приобщать к истокам русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_belokurye_beryozki-_simvol_rodiny_moey.docx160.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Д/с «Жемчужинка» г.о. Перевозский, Нижегородской обл.

https://ds182.centerstart.ru/sites/ds182.centerstart.ru/files/dir/news/s1200%20%281%29.jpg

Интегрированное занятие для детей старшей разновозрастной  группы по экологическому воспитанию  с  учётом  ФГОС  ДО

на тему:

«Белокурые березки –

Символ родины моей!»

                                                                                Подготовила:

Доможирова Марина Васильевна    

                                                 воспитатель  высшей  категории                                

2021 год

Цель:

Формировать представление детей о русской берёзе, как символе России.

Задачи:

-Развивать у детей способность к созданию выразительного, художественного образа посредством словотворчества, символов.

-Приобщать к истокам русской народной культуры.

- Способствовать воспитанию любви к Родине, гордости за нее.

Образовательная область:  

«Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Интеграция детских видов деятельности: 

 Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная.

Форма организации  детей: 

Групповая.  

Материал: 

Телеграмма, аудиозапись песни «С чего начинается Родина», флаг России, репродукции картин, картинки на тему «Ценность березы», картинки с изображением индианки, лотоса, костюм для девочки – «березка»

Предварительная работа:

Знакомство с символами России: герб, флаг, гимн;

Разучивание песен о березке, стихов;

Рассматривание пейзажей русской природы, изделий из бересты, древесины;

Отгадывание  загадок;

 

Ход занятия:

Воспитатель:

         Ребята, почтальон передал нам телеграмму из детского сада в Индии. Послушайте, что они нам пишут:

         «Здравствуйте, ребята! На карте мы нашли страну Россию. В детском саду мы рассматривали картины природы России, нам читали стихи и сказки, где часто упоминается слово «березка». Расскажите нам об этом дереве, и помогите  понять, за что в России любят березку?»

Воспитатель:

        Очень интересное письмо и очень важная для всех нас тема. Давайте подумаем ребята, какие выбрать доступные для понимания детей из Индии средства рассказа?

(Дети предлагают рассказать стихи о нашей Родине, о ее символах;

подобрать сказки, стихи, загадки, игры ,песни про березку, нарисовать

рисунки, собрать красивые открытки, фотографии).

Воспитатель:

     Ребята, если мы посмотрим на карту мира, мы увидим, что каждая страна имеет отличительные знаки, свои государственные символы. Так в Индии одним из символов является растение лотос. (Рассматривают картинку).

     Назовите Государственные символы нашей страны. (Флаг, герб, гимн).

Что означают разноцветные полосы на флаге?

(Красный цвет – символ мужества, отваги, крови, красоты;

синий – цвет мирного голубого неба, чистой воды морей и рек;

белый цвет – чистота, правдивость, свет, березка).

Можно сказать стихами:

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска – солнечный рассвет.

      У  каждого человека есть Родина, родной город, дом, где он родился и вырос. И где бы ни был человек, он всегда помнит и любит это место. О любви к Родине сложено много стихов, песен, послушайте:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С той самой березки, что во поле

У нас никому не отнять.

      Скажите, а можно назвать Родиной наш детский сад? А в чем связь березки и нашим садом? (Когда входишь на территорию детского сада, то встречаешь красивые березки, они растут вокруг детского сада).

      Кто из вас, ребята, знает, почему мы так любим нашу березку?

      Береза! Нет у русского народа краше и милее дерева, чем белоствольная красавица. И если дуб олицетворяет силу и могущество, то березка сама нежность и красота. Вокруг этого кудрявого деревца водили хороводы девушки, и самую красивую и стройную из них называли березкой.  Встречайте Русскую Берёзку!

Ребёнок-Берёзка.

Я деревце российское, я деревце-краса!

Собою украшаю я зелёные леса.

В лесу далёко виден мой белый нежный стан.

С зелёною каймою мой летний сарафан.

И символом российским недаром я зовусь.

Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.

Проще не найти вопроса, как зовут меня?     (Береза)

      Ребята, сейчас идет весна, а там и лето не за горами. В начале лета в народе отмечается праздник Троица. Издавна в этот день особое внимание оказывали березке. В эту пору она всегда особенно красива. Дома и ворота украшали срезанными ветками берез, цветами. Молодые девушки и парни водили в лесу хороводы, играли в игры, устраивали пляски.

Хоровод « Во поле береза стояла».

Воспитатель:

     У нашей березки листочки не простые, а с желаниями. Давайте снимем один листочек, да узнаем, что березка хочет.

Игра: «Придумай слова о березе»

(Белоствольная, белоногая, белотелая, прямоствольная, тонкоствольная, ветвистая, кудрявая, пышная, развесистая, раскидистая, косматая, светлая, красивая).

     Издавна березке завивали «косы», девушки украшали ее своими лентами, поясками, загадывали желания. Давайте и мы украсим нашу березку, да прославим русскими напевами:

Береза, моя березонька, береза моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь ты березонька

Посередь долинушки.

На тебе березонька

Листья шелковые. (Дети повязывают ленточки на веточках)

Русская народная игра «Найди свой платочек»

(Дети стоят в кругу, один ребенок с платочком ходит в середине круга, машет

платком между рук детей на слова детей: « Гори- гори ясно, чтобы не

погасло. Птички летят, колокольчики звенят, раз, два, три: беги! Пара детей

оббегают круг, стараясь первым схватить платок).

Воспитатель:

     Растет берёзка в нашей стране повсюду. Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева.

( Дети читают стихи о березках).

1.Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей,

Вся в белое платье одета,

Встречает горячее лето.    (Т. Шорыгина)

2.Я березка русская

Зимой стою я грустная.

А летом расцветаю

И листьями играю.

Когда придут морозы

Все листики как слезы

На землю упадут,

Весной опять придут.        (Т. Шорыгина)

3.Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы

И холщевый ее сарафан.    (С. Есенин)

4.В белых платьицах подружки из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке, листья в косы заплели.

В мае россыпью сережек их украсится наряд.

Много исходив дорожек, я всегда березе рад.

                                              (С. А. Васильева)

    Ребята, а как наглядно рассказать о ценности березки нашим друзьям? Давайте составим о ней рассказ по символам – значкам. (Дети подбирают символы к изображению дерева на доске по темам: «Характерные особенности дерева», «Народные промыслы», « Лечебные свойства»).

  • Ни в одной стране нет столько берез, как у нас в России. Это светолюбивое дерево. Среди других пород она выделяется, прежде

всего, белым цветом своей коры. Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы. Это чечевички. Береста не пропускает ни воду, ни газы, и через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.

  • Растет береза очень быстро. За 25 лет берёза достигает высоты пятиэтажного дома.
  • Главная ценность березы - её простая трогательная красота. Из березовой коры,  или бересты, делали корзинки, различную посуду, она лучше любого термоса хранила свежесть малины, кваса или родниковой воды.
  • Делали из бересты музыкальные инструменты, и даже лёгкие лодки.
  • Из березы делают прекрасную мебель, лыжи, игрушки.
  • Береста служила материалом для письма – берестяная грамота. Писали на бересте острой костяной палочкой процарапывая слова, а порой и рисунки на

атласно белых листах бересты. Написанное сохранялось навечно. Так наша белая береза отблагодарила русских людей за заботу о ней – сделала их грамотными.

  • Светлая, она напоминала людям: - “Ученье – свет, а неученье – тьма”.
  • Березовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб – она горит ярко и почти без копоти.
  • Березовые дрова в печи самые жаркие.
  • Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху.
  • Березу традиционно использовали в лечебных целях: Березовые почки как противовоспалительное и ранозаживляющее средство. Березовые веники в русской бане лучше всех прогоняют простуду и другие болезни. Березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь. Необходимо после сбора сока повреждения на коре замазать землёй или

глиной.

Этюд « Березка»

( психогимнастика, движения по смыслу текста).

      Представьте, что мы превратились в белоствольные березки из сказочного леса. Березки расправили свои нежные листочки, протянули тонкие веточки к солнышку и ощутили на них приятное тепло.

…Улыбнулись березки солнышку. Вдруг налетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть с ним. Березки удивились, но согласились. Закачали своими тонкими веточками, сначала тихонько. Потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек – пальчик поздоровался со своим соседом. Но шалун – ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки, обняли себя веточками, чтобы согреться. Тут и дождик закапал – вымокли березки до последнего листочка. Повисли их ветки, как плети. Подняли они глазки к небу, чтобы увидеть солнышко, и быстро опустили их вниз: дождинки капали им прямо в глаза. Испугался ветерок, что березки заболеют, и быстро разогнал тучи. Выглянуло солнышко, березки радостно вздохнули и весело заморгали  карими глазками…

Воспитатель:

    Именно ей, русской березке композиторы, художники и поэты отдавали поклон после долгого пребывания в чужеземных странах, посвящали березке свои прекрасные произведения: картины, песни, стихи.

Картины художников Саврасова «Грачи прилетели», Левитан «Березовая роща» и другие помогают нам понять и ощутить, какая она, Родина?

На полянке, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурые березки –

Символ родины моей!

Ты так мила мне

До любой росинки.

В твоих просторах

Дремлет тишина,

Березовая, русская Россия,

Ромашковая, добрая страна!

А. Прокофьев

     Ребята, подумайте, что можно сделать, чтобы ребята из Индии узнали об этих

произведениях? ( Подарить альбомы с фотографиями, диски с записями музыкальных произведений и стихов, связаться с друзьями по интернету).

    Где бы ни росла березка – всюду она приносит людям радость и свет. Поэтому мы с гордостью говорим, что береза - символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

    Ребята, как вы думаете, смогут ребята далекой Индии понять, за что мы - россияне, любим нашу березку, когда получат наши интересные ответы и весь материал, который мы с вами соберем? Узнав о том, что вы, ребята, очень много знаете о березке, полюбили это дерево, лесник подарил нам молодое деревце березки - саженец. Давайте выберем для него подходящее местечко на территории детского сада, посадим березку и будем ее растить на радость всем. Согласны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...

Тема «Берёзка - символ Родины моей»

1.  Знакомить детей с названиями разных стран. Закрепить знание нашей страны – Россия.2. Воспитывать патриотические чувства (любовь и уважение к Родине) через художественное слово, музыку3. Позна...

Конспект интегрированного занятия "Берёзка - символ России"

В настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, гаджеты и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увиде...

Интегрированное занятие по нетрадиционной технике рисования (батик): "Белоствольная берёза-символ Родины моей"

Познакомить детей с обычаями русского народа, связанными с берёзой. Приобщать детей к русской народной культуре.Познакомить с картинами русских художников; воспитывать чувство прекрасного; продолжать ...

проект «Белоствольная берёзка –символ Родины моей!»

Материал полезен для воспитателей детского сада....

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Художественное творчество" для детей с ОНР «Русская береза – символ Родины моей!».

Тема: «Русская береза – символ Родины моей!».Цель: использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной непосредственной образовательной деятельности.Задачи:- да...