Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет «Ознакомление с природным миром» «Осень»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Цель: расширение представлений детей о характерных признаках осени.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы;
- продолжать знакомить детей с осенними месяцами и осенними периодами;
- продолжать формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы,
умозаключения.
Развивающие:
-развивать у детей произвольное внимание;
- продолжать развивать память, воображение, логическое мышление;
-способствовать развитию речи, как средству коммуникации;
Воспитательные:
- воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_natupila_osen_5-6.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область «Ознакомление с природным миром»
«Осень»
Группа дошкольного возраста с 5 до 6 лет
Современные образовательные технологии:
- проблемное обучение
-игровые технологии
-здоровьесберегающие технологии
Составила:
воспитатель Могылдан Н.В.
1 квалификационная категория
Санкт - Петербург
2021
Цель: расширение представлений детей о характерных признаках осени.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы;
- продолжать знакомить детей с осенними месяцами и осенними периодами;
- продолжать формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы,
умозаключения.
Развивающие:
-развивать у детей произвольное внимание;
- продолжать развивать память, воображение, логическое мышление;
-способствовать развитию речи, как средству коммуникации;
Воспитательные:
- воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.
Образовательные области:
-Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие.
Материалы и оборудование:
макеты деревьев (берёза, клён, дуб), раздаточный материал -листья клёна, берёзы, дуба (по два на каждого ребёнка), иллюстрации: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»,
презентация «Дикие животные» (белка, ёж, лиса, волк, медведь, заяц),
аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Осень».
Используемые технологии (методы):
- проблемное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
1 этап Вводно-организационный( мотивационно-побудительный):
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня нас с вами ждёт очень увлекательное занятее, а чему оно будет посвящено, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
-Верно, ребята, это осень.
2 этап Основной :
- Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев.
Кто знает, как называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Правильно. Давайте назовем их вместе ещё раз.
Первый месяц осени - сентябрь. Это бархатный месяц, румянец осени.
Что вы можете рассказать о природе ранней осенью? ( Погода теплая, желтеет и высыхает трава, идет теплый дождь, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, люди убирают урожай овощей)
-Какой второй осенний месяц? (октябрь)
Октябрь называют золотой осенью. А ещё он очень капризный, т. к. погода может меняться несколько раз в день: то идёт дождь, то ярко светит солнышко, то порхают первые пожелтевшие листочки.
Какие изменения происходят в природе в период «золотой» осени? (День становится короче, ночь длиннее, солнце светит редко, листья пожелтели, побурели, ветер срывает листья с деревьев, идет холодный дождь, цветы вянут, ночью заморозки, насекомые исчезли, птицы улетают в теплые края.)
- Какой третий осенний месяц? (ноябрь)
Ноябрь – задумчивый и грустный месяц.
Что вы можете сказать о природе поздней осенью? (Листья все облетели, сосны и ели стоят зеленые, небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом, ночью морозно, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем, звери готовятся к зиме)
-Ребята, а почему у деревьев опадают листья? (Стало мало солнца, и листьям не хватает света)
-Правильно, ребята.
А сейчас мы с вами превратимся в осенние листочки. Я раздам вам разноцветные листики, а вы встаньте в круг и повторяйте за мной слова и движения:
Физкультминутка «Листопад»
Мы листики осенние (встаём в круг)
На веточках сидим (приседаем)
Дунул ветер, полетели (побежали по кругу)
И на землю тихо сели (приседаем)
Ветер снова набежал (побежали)
И листочки все поднял (руки поднимаем вверх)
Завертел нас, закружил (кружимся на месте)
И на землю опустил. (приседаем)
-Ах, какие красивые осенние листья у вас в руках! Вы, наверное, обратили внимание, что все листья с разных деревьев.
Сейчас мы поиграем в игру «С какого дерева лист?».
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
(В руках у детей - осенние листья берёзы, клёна, дуба. Под музыку дети прикрепляют листья к определённому макету дерева: листья березы – на березу, листья клена – на клен, листья дуба – на дуб. Затем - дети называют эти деревья).
- Молодцы, вы точно определяете и называете деревья. Посмотрите, какие красивые деревья в осеннем уборе у вас получились! Так и хочется вспомнить замечательное стихотворение великого поэта А. С. Пушкина об этом времени года:
«Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото,
Одетые леса!»
- Ребята, а вы любите осень?
А сейчас закройте глазки и внимательно послушайте музыку композитора Петра Ильича Чайковского «Осень» и попробуйте представить картины осеннего леса. (звучит музыка)
Какие красивые слова вы могли бы сказать про осень, прослушав музыку? Какая осень?
Дидактическое упражнение «Осенние слова»
( Осень золотая, красивая, дождливая, тёплая, ранняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая, скучная, грустная)
- Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать, слушая музыку об осени.
Ребята, сегодня Семён подготовил стихотворение о том, что происходит с птицами осенью.
Ребёнок читает стихотворение «Наступила осень…» А.Ерикеева:
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья,
Улетели птицы
В дальние края.
-Ребята, понравилось вам это стихотворение?
А почему птицы улетают в тёплые края? (Птицы питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а с приходом холодов исчезают насекомые и становится трудно найти корм. Птицам голодно и холодно.)
-А как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? (Такие птицы называются перелётными)
-Верно. А каких перелётных птиц вы знаете? (Ласточки, стрижи, скворцы, журавли, грачи, лебеди, утки)
-А какие птицы остаются у нас зимовать? (Воробьи, вороны, голуби, сороки, клесты, синицы, перепелки, дятлы.)
- Почему эти птицы не боятся холодов? (У этих птиц оперенья гуще, теплее. Они питаются плодами деревьев и кустарников и не боятся прилетать ближе к жилью человека. Человек о них заботится - подкармливает у кормушек для птиц хлебными крошками, зернами, семенами.)
- И мы с вами приготовим к холодам кормушки и будем подкармливать птиц.
Ребята, вы правильно подметили, что в природе все взаимосвязано.
А сейчас я вам загадаю загадки, а если вы ответите правильно, то отгадка появится на экране. Слушайте внимательно.
Загадки о лесных животных:
(Демонстрация презентации: после каждой отгадки на экране появляется картинка с изображением этого животного).
Хожу в густой я шубке
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка)
-Ребята, а вы знаете, как белка готовится к зиме? (Белочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Цвет шкурки она поменяет с рыжего на серую и станет, как ствол дерева.)
-Молодцы! А сейчас послушайте следующую загадку.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна (медведь)
-Ребята, а вы знаете о том, как медведь готовится к зиме? (Медведи осенью много едят: ягоды, траву, мёд – откладывают запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку. Медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце.)
-Молодцы, очень интересно рассказали о медведе.
Слушаем следующую загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной –
Иголок очень много,
А нитки ни одной(ёж)
-Ребята, а ежи готовятся к зиме? Что они делают? (Ежи под пеньком готовят гнёздышки из сухих листьев, травы. Свернувшись клубочком, они спят зимой.)
-Правильно, ребята. А как готовятся к зиме волки и лисы? (Волки и лисы бодрствуют, линяют, меняют шерсть на более тёплую, ведь даже в сильный мороз им приходится искать себе пищу.)
-А сейчас послушайте следующую загадку:
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы (заяц)
-А как же зайцы готовятся к зиме? (Зайцы меняют цвет шерсти с серой на белую, чтобы быть меньше заметными на снегу, прячась от волков и лис.)
-Молодцы, ребята! У вас очень хорошие знания о животных, о том, как они готовятся к зиме.
3 этап Завершающий (подведение итогов):
-Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
-Что вам больше всего понравилось?
-Вы все очень старались и порадовали меня! На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных в разное время года. А на прогулке сегодня мы посмотрим, какие осенние изменения в природе уже произошли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"
Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...
Методическая разработка для детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Кроссворд: "Инструменты".
Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста знакомятся со строительными инструментами....
Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором.
Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором. Из личного опыта работы....
Рекомендации для родителей на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОВЗ при ознакомлении с окружающим миром.
В данном материале представлены методические рекомендации учителя-дефектолога для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации представлены по одном...
Самостоятельная работа №12 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ методического обеспечения образовательного процесса ДОО».
Обособленное подразделение дошкольного образованияМБОУ г. Астрахани «СОШ № 61» ДОУ №1...
Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».
Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...
Методическая разработка "Развитие детей дошкольного возраста ( с 3 до 7 лет) посредством ознакомления с мультипликационным фильмами"
В данной разработке представлен материал, позволяющий более эффективно передавать знания детям с использованием более широких средств мультипликации. Материал содержит принципы подбора и критерии отбо...