Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет «Ознакомление с природным миром» «Осень»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Цель: расширение представлений детей о характерных признаках осени.

 

Задачи:

Обучающие:

   - закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы;

- продолжать знакомить детей с осенними месяцами и   осенними периодами;

- продолжать формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы,

умозаключения.

 

Развивающие:

-развивать у детей произвольное внимание;

- продолжать развивать память, воображение, логическое мышление;

-способствовать развитию речи, как средству коммуникации;


Воспитательные:

- воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_natupila_osen_5-6.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по  физическому  развитию  детей  Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область  «Ознакомление с природным миром»

 «Осень»

Группа дошкольного возраста с 5 до 6 лет

                                                                        Современные образовательные технологии:

                                                                         - проблемное обучение

                                                                          -игровые технологии  

                                                            -здоровьесберегающие технологии

                    Составила:

                                                                                          воспитатель  Могылдан Н.В.                    

1 квалификационная категория

Санкт - Петербург

2021

Цель: расширение представлений детей о характерных признаках осени.

Задачи:

Обучающие:

   - закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы;

- продолжать знакомить детей с осенними месяцами и   осенними периодами;

- продолжать формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы,

умозаключения.

Развивающие: 

-развивать у детей произвольное внимание;

- продолжать развивать память, воображение, логическое мышление;

-способствовать развитию речи, как средству коммуникации;


Воспитательные:

- воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.

Образовательные области:

-Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Социально-коммуникативное развитие;

- Физическое развитие.

Материалы и оборудование:

макеты деревьев (берёза, клён, дуб), раздаточный материал -листья клёна, берёзы, дуба (по два на каждого ребёнка), иллюстрации: «Ранняя осень»«Золотая осень»«Поздняя осень»,

презентация «Дикие животные» (белка, ёж, лиса, волк, медведь, заяц),

аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Осень».

Используемые технологии (методы):

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

1 этап Вводно-организационный( мотивационно-побудительный):

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня нас с вами ждёт очень увлекательное занятее, а чему оно будет посвящено, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»    (осень)

-Верно, ребята, это осень.

2 этап Основной :

- Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев.

Кто знает, как называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Правильно. Давайте назовем их  вместе ещё раз.

 Первый месяц осени - сентябрь. Это бархатный месяц, румянец осени.

Что вы можете рассказать о природе ранней осенью? ( Погода теплая, желтеет и высыхает трава, идет теплый дождь, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, люди убирают урожай овощей)

-Какой второй осенний месяц? (октябрь)

Октябрь называют золотой осенью. А ещё он очень капризный, т. к. погода может меняться несколько раз в день: то идёт дождь, то ярко светит солнышко, то порхают первые пожелтевшие листочки.

Какие изменения происходят в природе в период «золотой» осени?  (День становится короче, ночь длиннее, солнце светит редко, листья пожелтели, побурели, ветер срывает листья с деревьев, идет холодный дождь, цветы вянут, ночью заморозки, насекомые исчезли, птицы улетают в теплые края.)

- Какой третий осенний месяц? (ноябрь)

Ноябрь – задумчивый и грустный месяц.

Что вы можете сказать о природе поздней осенью?  (Листья все облетели, сосны и ели стоят зеленые, небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом, ночью морозно, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем, звери готовятся к зиме)

-Ребята, а почему у деревьев опадают листья? (Стало мало солнца, и листьям не хватает света)

-Правильно, ребята.

А сейчас мы с вами превратимся в осенние листочки. Я раздам вам разноцветные листики, а вы встаньте в круг и повторяйте за мной слова и движения:

Физкультминутка «Листопад»

Мы листики осенние (встаём в круг)

На веточках сидим (приседаем)

Дунул ветер, полетели (побежали по кругу)

И на землю тихо сели (приседаем)

Ветер снова набежал (побежали)

И листочки все поднял (руки поднимаем вверх)

Завертел нас, закружил (кружимся на месте)

И на землю опустил. (приседаем)

-Ах, какие красивые осенние листья у вас в руках! Вы, наверное, обратили внимание, что все листья с разных деревьев.

Сейчас мы поиграем в игру «С какого дерева лист.

Дидактическая игра «С какого дерева лист

(В руках у детей - осенние листья берёзы, клёна, дуба. Под музыку дети прикрепляют листья к определённому макету дерева: листья березы – на березу, листья клена – на клен, листья дуба – на дуб. Затем - дети называют эти деревья).

- Молодцы, вы точно определяете и называете деревья. Посмотрите, какие красивые деревья в осеннем уборе у вас получились!  Так и хочется вспомнить замечательное стихотворение великого поэта А. С. Пушкина об этом времени года:

«Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото,

Одетые леса!»

- Ребята, а вы любите осень?

 А сейчас закройте глазки и внимательно послушайте музыку композитора  Петра Ильича Чайковского «Осень» и попробуйте представить картины осеннего леса. (звучит музыка)

Какие красивые слова вы могли бы сказать про осень, прослушав музыку? Какая осень?

Дидактическое упражнение «Осенние слова»

( Осень золотая, красивая, дождливая, тёплая, ранняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая, скучная, грустная)

- Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать, слушая музыку об осени.

Ребята, сегодня Семён подготовил стихотворение о том, что происходит с птицами осенью.

Ребёнок читает стихотворение «Наступила осень» А.Ерикеева:

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья,

Улетели птицы

В дальние края.

-Ребята, понравилось вам это стихотворение?

А почему птицы улетают в тёплые края? (Птицы питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а с приходом холодов исчезают насекомые и становится трудно найти корм. Птицам голодно и холодно.)

-А как называются  птицы, которые улетают осенью в тёплые края? (Такие птицы называются перелётными)

-Верно.  А каких перелётных птиц вы знаете? (Ласточки, стрижи, скворцы, журавли, грачи, лебеди, утки)

-А какие птицы остаются у нас зимовать? (Воробьи, вороны, голуби, сороки, клесты, синицы, перепелки, дятлы.)

- Почему эти птицы не боятся холодов? (У этих птиц оперенья гуще, теплее. Они питаются плодами деревьев и кустарников и не боятся прилетать ближе к жилью человека. Человек о них заботится - подкармливает у кормушек для птиц хлебными крошками, зернами, семенами.)

- И мы с вами приготовим к холодам кормушки и будем подкармливать птиц.

Ребята, вы правильно подметили, что в природе все взаимосвязано.

А сейчас я вам загадаю загадки, а если вы ответите правильно, то отгадка появится на экране. Слушайте внимательно.

Загадки о лесных животных:

(Демонстрация презентации: после каждой отгадки на экране появляется картинка с изображением этого животного).

Хожу в густой я шубке

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (белка)

-Ребята, а вы знаете, как белка готовится к зиме? (Белочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Цвет шкурки она поменяет с рыжего на серую и станет, как ствол дерева.)

-Молодцы! А сейчас послушайте следующую загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна (медведь)

-Ребята, а вы знаете о том, как медведь готовится к зиме? (Медведи осенью много едят: ягоды, траву, мёд – откладывают запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку. Медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце.)

-Молодцы, очень интересно рассказали о медведе.

Слушаем следующую загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной –

Иголок очень много,

А нитки ни одной(ёж)

-Ребята, а ежи готовятся к зиме? Что они делают? (Ежи под пеньком готовят гнёздышки из сухих листьев, травы. Свернувшись клубочком, они спят зимой.)

-Правильно, ребята. А как готовятся к зиме волки и лисы? (Волки и лисы бодрствуют, линяют, меняют шерсть на более тёплую, ведь даже в сильный мороз им приходится искать себе пищу.)

-А сейчас послушайте следующую загадку:

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы   (заяц)

-А как же зайцы готовятся к зиме? (Зайцы меняют цвет шерсти с серой на белую, чтобы быть меньше заметными на снегу, прячась от волков и лис.)

-Молодцы, ребята! У вас очень хорошие знания о животных, о том, как они готовятся к зиме.

3 этап Завершающий (подведение итогов):

-Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

-Что вам больше всего понравилось?

-Вы все очень старались и порадовали меня! На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных в разное время года. А на прогулке сегодня мы посмотрим, какие осенние изменения в природе уже произошли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Кроссворд: "Инструменты".

Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста знакомятся со строительными инструментами....

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором.

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором. Из личного опыта работы....

Рекомендации для родителей на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОВЗ при ознакомлении с окружающим миром.

В данном материале представлены методические рекомендации учителя-дефектолога для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации представлены по одном...

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...

Методическая разработка "Развитие детей дошкольного возраста ( с 3 до 7 лет) посредством ознакомления с мультипликационным фильмами"

В данной разработке представлен материал, позволяющий более эффективно передавать знания детям с использованием более широких средств мультипликации. Материал содержит принципы подбора и критерии отбо...