Конспект НОД по познавательному развитию "Юные орнитологи" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Якина Елена Викторовна

Цель: Познакомить детей с наукой орнитологией, работой  орнитологов.

Задачи:

1. Уточнять представление детей о признаках зимы и осени.

2.Дать представление о полёте птиц (клин, стая, дуга, шеренга).

3. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

4. Активизировать словарь  прилагательных: холодный, сквозной.

5.Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры: экспедиция, орнитологи,  курлычут,  крякают, гогочут.

6. Воспитывать у детей любовь к природе.

7. Прививать   сострадание, сопереживание, сочувствие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие с речевым,  с социально-коммуникативным, физическим и художественно -эстетическим развитием.

Материалы и  оборудование:

Ноутбук, экран, проектор, перья, лупы, эмблемы, пульверизатор с водой, тарелки, рябина, проволока.

Методы и приёмы:

- объяснительно – иллюстративный: рассказ, объяснение, слайды;

- репродуктивный: вопросы, беседа;

- практический: опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  №14 р.п. МАГНИТКА КУСИНСКИЙ РАЙОН»

456950 Челябинская область, Кусинский район, р.п. Магнитка, ул. Гагарина д.11

ИНН/КПП 7434003818/740401001, телефон 8(35154)35498, эл.почта: lesovish_ok@mail.ru

Конспект НОД по познавательному развитию

Тема: «Юные орнитологи»

Воспитатель: Якина Е.В.

Группа: подготовительная

Количество детей: 10ч.

Дата: 20.10.2021 г.

Магнитка, 2021 г.

Цель: Познакомить детей с наукой орнитологией, работой  орнитологов.

Задачи:

1. Уточнять представление детей о признаках зимы и осени.

2.Дать представление о полёте птиц (клин, стая, дуга, шеренга).

3. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

4. Активизировать словарь  прилагательных: холодный, сквозной.

5.Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры: экспедиция, орнитологи,  курлычут,  крякают, гогочут.

6. Воспитывать у детей любовь к природе.

7. Прививать   сострадание, сопереживание, сочувствие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие с речевым,  с социально-коммуникативным, физическим и художественно -эстетическим развитием.

Материалы и  оборудование:

Ноутбук, экран, проектор, перья, лупы, эмблемы, пульверизатор с водой, тарелки, рябина, проволока.

Методы и приёмы:

- объяснительно – иллюстративный: рассказ, объяснение, слайды;

- репродуктивный: вопросы, беседа;

- практический: опыты.

Индивидуальная работа:

Учить Фёдора М. громко и внятно отвечать на вопросы.

Ход НОД:

  1.   Дети заходят в зал, здороваются.

Сегодня мы с вами отправимся в экспедицию. Что это такое? Экспедиция — это путешествие со специально определённой целью — научной или военной. У нас цель будет научной. Узнать всё о птицах.

- Посмотрим, какая погода за окном? Какое время года? Назовите осенние месяцы. Сейчас какой месяц?

- Почему стало мало птиц?

- Почему птицы улетели? (слайды № 3 – 5)

- Птицы улетают по одному или группой? (Ответы детей.)

–  Птицы во время полёта выстраиваются в определённый порядок.  Журавли летят клином, прощаются, издают звуки – курлычут (слайд №6), грачи и мелкие птицы собираются  в  стаи (слайд №7),  утки выстраиваются дугой,  крякают (слайд №8),  гуси летят шеренгой, гогочут (слайд №9).

II  

-  Есть такая наука, которая занимается изучением жизни птиц - орнитология.

Обращаю внимание детей на эмблемы.

- Ребята,  что означают эмблемы, которые на вас надеты? ( То, что мы юные орнитологи.) А кто такие орнитологи? ( Учёные,  которые изучают птиц).

 - Как орнитологи изучают птиц? (Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц. Тщательно исследуют их место обитания (т.е. где они живут), особенности их питания и выведения птенцов.)

- А как же всё это они узнают? (Учёные много путешествуют по всему миру. Они наблюдают за птицами, фотографируют их. А ещё учёные – орнитологи   кольцуют птиц,  т. е. надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок.) (слайд № 10)

- А нужно изучать жизнь птиц? (Нужно, потому что они приносят пользу).

- Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых. Ловят мышей и  грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена. Они красиво поют и радуют нас своей красотой).

- Раз мы с вами орнитологи и  можем изучать птиц. Птицы это кто? (Птицы – это животные, которые умеют летать; у них есть: клюв, голова, туловище, лапы, крылья, хвост, шея; детёныши появляются из яйца.) (слайд № 11)
Дидактическая игра «Назовите перелётных птиц» (слайд №12)
Физминутка  «Птичка ожила»
Птичка крыльями взмахнула,
Птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад,
Сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо — влево,
Удивилась, что за дело?
Нет тут птицы ни одной,
Полечу-ка я домой.

-  Ребята, какое время года следует за осенью? (Зима)
- Что зима приносит с собой? 
Признаки зимы: холод, снег, стужа, опускается термометр ниже нуля. 
Ветер:  холодный, сквозной… 
Снег: мокрый, сырой. 
- Всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима? У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая. 

- Как вы думаете, ребята, что птицам страшен голод или холод? 
Дети предполагают: «Я считаю голод и холод», «А я считаю холод»… Они дают свои объяснения. 
- Чем покрыто тело птицы? (Перьями) (слайд № 13)

- Обратите внимание на строение пера.  Оно помогает птице держаться и летать в воздухе.

 - Посмотрите,  как перо падает, быстро или медленно? (опыт)

- Почему оно медленно, плавно кружится? (Перо лёгкое, так как внутри стержня – пустота.)
- Перья согревают птиц или нет? (Возможно, согревают). Выясним. 
Работа в лаборатории. 

Исследование свойств перьев:

1.Есть ли пух? Рассматривают под лупой. 
2. Перо не продуваемое? Дуют на него. 
3. Перо непромокаемое? Брызгаем из пульверизатора. 
Делают вывод: На всех перьях есть пух, оно не продувалось, не промокло. 
Значит, страшен птицам голод, а не холод. 

- Как помочь птицам зимой? Если им не помочь, они могут погибнуть. (Можно сделать кормушки.)

- Вы правильно сказали, молодцы! Тогда давайте  сделаем с вами съедобные кормушки для птиц и будем помогать им холодной зимой. Будем их подкармливать. (Дети собирают кормушки.)

- Вот какие красивые кормушки у нас получились!

Олеся П. рассказывает стихотворение:

Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
Воробей, снегирь-сосед, 
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели 
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду, 
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог 
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье 
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец.

III (звуки птиц) (слайд № 14)

 - Вот и подошла к концу наша экспедиция.

- Кем мы были сегодня?

- Что было для вас интересным в экспедиции? Что нового узнали?

                                                                         

Литература: (слайд № 15)

  • Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте». – Воронеж: «Учитель», 2006;
  • Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. «Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования». - СПб.:  «Детство – Пресс», 2016;
  • Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». – Воронеж: «Учитель», 2005;
  • Вальчук Е.В. «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет: конспекты занятий». - Волгоград: «Учитель», 2014;
  • Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года». – Ярославль: «Академия развития», 2007;
  • Нищева Н.В. «Кем быть? Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями для детей 5 – 7 лет». – СПб.: «Детство – Пресс», 2021;
  • Сальникова Т.Г. «Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)». – СПб.: «Детство – Пресс», 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной познавательной деятельности для подготовительной группы

Это открытая организованная деятельность на конкус, получила высший балл....

Конспект эколого-познавательного занятия в подготовительной группе. на тему « Земля - наш общий дом»

Дать представление детей о символике России, о народах, проживающих на территории России.Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой....

Конспект интегрированного познавательно - речевого занятия подготовительной группы Волшебница- вода

Ход занятия.-Ребята, хотите, я сегодня расскажу, вам сказку? Вот послушайте. -У Матушки-Водицы была большая семья: сыновья - Дождь, Туман, Иней, Снег, Град, Лед; дочери – Роса, Капель, Снеж...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект музыкально-познавательного занятия в подготовительной группе Тема "Россия-Родина моя".

Занятие направлено на развитие патриотических чувсв к своей Родине....

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Здравствуй, милая картошка!»

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Здравствуй, милая картошка!»...

Конспект НОД "Познавательное развитие" в подготовительной группе "Школа юных космонавтов"

Занятие в игровой форме позволяет обощить и систематизировать представления детей 6-7 лет опо теме "Космос"...