Проект «Золотая осень»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivonteva_irina_aleksandrovna.docx | 53.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и
молодежной политеки Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
Проект
«Золотая осень»
к курсу «Дошкольное образоваания в условиях актуализации ФГОС ДО»
проект предназначен для детей 2-3 лет
Характер проекта (краткосрочный)
Выполнила: воспитатель Ивонтьева Ирина Александровна
МКДОУ детский сад №9 "Солнышко"
г.Чкаловск
г. Нижний Новгород
2021 г.
Содержание
Актуальность проекта3
Цель и задачи4
Принципы реализации проекта 8
Этапы проекта 10
Полученный результат реализации проекта. 17
Заключение 18
Список литературы 19
1. Конспект непосредственно образовательной деятельности 20
2. Конспект по игровой деятельность 22
3. Художественная литература 28
Тема проекта: «Осень золотая»
Актуальность проекта
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:
- Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
У детей группы маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т. д. Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому я решила провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-творческую деятельность.
В наше время, все чаще ставится вопрос об охране окружающей среды, об охране природы, которая нас окружает. Одна из важнейших задач для нашего общества прививать любовь и уважение к родной природе с самого раннего детства. Поэтому мы, взрослые, должны помочь малышам увидеть мир природы, который нас окружает в жизни, и научить ребенка беречь его.
Объект проекта: представления детей о неживой природе.
Предмет проекта: совокупность методов и проемов и средств, направленных на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе знакомства с компонентами осенней природы.
Цель проекта: создание необходимых условий для знакомства детей с характерными признаками осени, развивать познавательную активность детей через совместную игровую деятельность экологического содержания.
Задачи проекта:
Для воспитанников:
- Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, отмечать характерные особенности времени года – осени;
- Расширять знания детей о влиянии различных природных факторов на изменения в живой природе;
- Расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
- Учить детей любоваться красотой природы;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Познавательное развитие:
- Создать условия для развития свободной творческой личности ребёнка, познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта;
- Расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
- Расширять представление детей о деревьях, кустарниках, травах.
Социально – коммуникативное развитие:
- Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом;
- Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
- Воспитывать чувство уважения к труду сельских жителей желание оказывать им посильную помощь;
- Развивать навыки организованного поведения в детском саду;
- Формировать доброжелательное отношение друг к другу;
- Формировать представления о безопасном поведении в природе.
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
- Передавать в рисовании и лепке красоту окружающей природы;
- Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету;
- Развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (осенние листья на деревьях);
- Развивать эстетическое восприятие;
- Развивать любознательность, творческое воображение;
- Побуждать детей отражать свои впечатления в художественной деятельности;
- Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении;
- Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.
Речевое развитие:
- Расширять знания об окружающем мире;
- Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение (для чего это нужно);
- Упражнять детей в произношении звуков;
- Побуждать детей подражать голосам птиц и животных;
- Упражнения на развитие слухового восприятия.
Физическое развитие:
- Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной деятельности;
- Продолжать укреплять здоровье детей;
- Предупреждать утомление детей;
- Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Для воспитателей:
- Приобретение знаний и опыта о новых методах работы.
- Создание картотеки загадок, пословиц.
- Создание книжек-малышек «Осень»
Для родителей:
1. Предложить родителям экскурсию в осенний парк вместе с детьми.
2. Предложить родителям понаблюдать с детьми за природой осенью и её изменениями.
3. Чтение художественной литературы по теме «Осень».
Время выполнения: краткосрочный (2 недели) - 13.09.2021 г.- 24.09.2021 г.
Тип: краткосрочный, исследовательский, игровой, творческий.
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
Проблема: низкий уровень сформированности экологических представлений, дети этого возраста мало ознакомлены с изменениями в природе.
Ожидаемые результаты:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей:
- Воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающему миру природы, умение видеть красоту природы, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире;
- Привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.
Необходимый материал: музыка «Осень», карточки-схемы, стихи, муляжи фруктов и овощей, кокошники, печатки для рисования, ватман с нарисованным деревом, салфетки, краски, иллюстрации осени.
Принципы реализации проекта
1. Принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2. Принцип проблемной – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
3. Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития.
5. Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
6. Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.
План реализации:
№ | Название этапа | Дата реализации |
1 | Организационно - подготовительный | С 13 сентября по 16 сентября |
2 | Практический | С 17 сентября по 23 сентября |
3 | Заключительный | 24 сентября |
Продукт проектной деятельности.
- Выставка поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»;
- Развлечение «Осенняя сказка»;
- Систематизированный литературный и иллюстрационный материал по теме «Осень»;
- Разработанные рекомендации для родителей.
Основные формы реализация проекта: игровая деятельность, работа с познавательной литературой, продуктивная деятельность, чтение рассказов, сказок, стихотворений, работа с родителями, театрализованная деятельность, гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика.
Источники информации: научная литература, книги, интернет ресурсы, видео и аудио записи, презентации.
Этапы проекта
1. Организационно-подготовительный этап
Постановка цели, задач, подбор методической литературы, подбор художественной литературы, обогащение развивающей среды, подбор игр, изготовление атрибутов, дидактических игр, создание презентаций, разработка сценария развлечения, составления картотеки художественного слова по данной теме и т.д.
2. Практический этап
Познавательное развитие:
Задачи: Расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов.
Закрепить обобщающее понятие «овощи», «фрукты» названия различных овощей и фруктов, рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания). Закрепить знания о месте их произрастания — огород, сад. Закрепить умение описывать овощи и фрукты по характерным признакам, согласно схеме. Воспитывать чувство благодарности к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай.
Поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта свойства предметов. Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.
Виды детской деятельности:
1.Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
2.Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада. Загадывание загадок о фруктах.
Беседы:
- «Золотая осень»,
- «Овощи»,
- «Фрукты»,
- «Цветы осенью»,
- «Ягоды»,
- «Поздняя осень»,
- «Животный и растительный мир осеннего леса»,
- «Овощи и фрукты на нашем столе»,
- «Для чего нужно кушать фрукты?»,
- «Где спрятались витамины?»,
- «Как правильно одеваться осенью на прогулку?»,
- «Что растет на огороде, в саду»,
- «Чем полезны овощи и фрукты?».
Экспериментирование:
- «Мягкое – твёрдое»,
- «Можно ли рисовать соком»,
- «Тонет – не тонет».
Дидактические игры
- «Что где растет»,
- «Собираем урожай»,
- «Овощи и фрукты»,
- «Чего не стало»,
- «Узнай по запаху»,
- «Узнай по вкусу»,
- «Чудесный мешочек»,
- «Времена года»,
- «Собери картинку»,
- «С какой ветки детки»,
- «Что где растёт».
Социально –коммуникативное развитие:
Задачи: Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
Уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме, формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Виды детской деятельности:
- Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин»;
- Совместное украшение группы к осеннему празднику;
- Сбор природного материала на прогулке;
- Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки;
- Сбор гербария.
Речевое развитие:
Задачи: Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки.
Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.
Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки.
Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Виды детской деятельности:
- Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
- Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
- Игры: д/и «Чьи листья», «Подбери предметы к признакам», «К нам пришла осень», «Угадай на вкус», «Соберём урожай овощей в корзину», «Покажи и назови», «Цветной салют», «Сколько листочков на дереве?», «Чей лист?».
- Чтение художественной литературы.
- Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало, «Унылая пора», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад».
- Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Золотая осень». Н. Сладков «Осень на пороге», М.Лесовая «Листья солнцем налились». Ю. Тувим «Овощи», Р.Н.С. «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород», В. Сутеев «Яблоко», Е. Бацева «Сказка про фрукты». Н. Егоров «Листопад», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Прячутся», М. Садовский «Берёзы», И. Бунин «Листопад», В. Авдиенко «Осень».
- Логоритмика: Овощи.
- Пальчиковая гимнастика «Компот»
Художественно-эстетическое развитие:
Задачи: Передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие.
Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; закрепить приёмы вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы.
Виды детской деятельности:
- Рисование «Осень» «Однажды хозяйка с базара пришла…»
- Аппликация «Падают, падают листья, в нашем саду листопад», «Овощи и фрукты»
- Лепка «Консервируем фрукты».
- Театральная постановка «Репка», «Осенняя сказка».
- Просмотр мультфильма «Мешок яблок».
- Разучивание песни «Виноватая тучка», музыка Д. Тухманова.
Физическое развитие:
Задачи: Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.
Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением.
Виды детской деятельности:
1. Подвижные игры:
«Перенеси овощи (фрукты) из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Ветер и листья», «Осенью», «Найди свой домик». «Перелет птиц», «Солнышко и дождик».
2. Пальчиковые игры «Падают листья», «Это деревья в лесу», «Дождик». «Мы капусту рубим», «Заяц и кочан капусты». «Вышел дождик на прогулку», «Осенние листья», «Корзинка».
3. Дыхательные упражнения: «Сдуй листочек», «Сдуй капельку», «Листопад».
3. Заключительный этап
Подведение итогов, обобщение результатов работы. Реализация комплексного проекта «Осень» с участниками проекта. В работе с детьми использованы разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения, экскурсии и экспериментирования на прогулке, познавательное чтение, игровые упражнения, продуктивная деятельность, рассматривание картин.
В уголке природы были помещены дары осени: овощи, фрукты и ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, определяли форму и цвет, правильно называли. Так же был размещён природный материал: шишки (разных видов), жёлуди, листья от разных деревьев, муляжи грибов. Дети правильно проговаривали их названия, определяли их форму и цвет и называли, на каких деревьях растут данные дары (все кроме грибов).
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: обратить внимание на погоду, встать лицом к солнцу, постоять, ощутить его тепло. Сделать то же в тени. Закреплять умение определять состояние погоды по определённым признакам, обозначать словом (тепло, холодно, идёт дождь). Наблюдать за дождём. Подвести к пониманию: осенью пасмурно, дождлив, похолодало. Знакомить со свойствами песка сухого и мокрого. Закреплять знания о свойствах воды: прозрачная, тёплая, холодная. Рассмотреть замёрзшие лужи, познакомить со свойствами льда. При помощи цветных флажков, бумажных ленточек определять, когда дует ветер, послушать шуршание ленточек. Закреплять умение различать день- ночь. Наблюдения за явлениями неживой природы связаны с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показать детям, что неживая природа- среда, в которой существуют растения и животные. На прогулке обращать внимание не только на внешний вид растений, но и на способ их существования - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о наземной части растений: ствол, ветки, листья и подземной части- корне. Наблюдая с детьми разноцветность листьев, а затем- листопад, обращали внимание на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, а потом замерзает; дуют холодные ветра. Рассматривали деревья без листьев, опавшую листву- она потемнела. Листья шуршат под ногами, можно с детьми побегать по опавшей листве и послушать их шуршание.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных. Сообщала детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле и пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые и растения) исчезают и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение. Показать детям улетающие стаи птиц, объяснить, что они летят в тёплые края. Сделать для них кормушки. Отметить, что стало холоднее, и люди поменяли одежду на более тёплую.
Были организованы различные дидактические игры и игровые упражнения с природным материалом: «Угадай на вкус», «Соберём урожай овощей в корзину», «Покажи и назови», «Цветной салют», «Сколько листочков на дереве?», «Чей лист?», «Найди такой же». «Чьи листья», «Подбери предметы к признакам», «К нам пришла осень».
Результат реализации проекта.
Дети обогатили свои знания в области экологии.
Знают и называют: основные особенности времени года – осени, яркие цвета осени. Умеют сравнивать с другими сезонами года. Отличают виды растительности – дерево, кустарник, трава, цветы; различают деревья по внешнему виду и форме листа. Знают правила поведения в природе и частично применяют на практике. Узнали больше о природном явлении – дожде.
В ходе проекта воспитатели старались развивать у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.
Учили слушать и высказывать свои суждения.
Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулок, беседы по содержанию стихотворений и рассказов; дидактические и подвижные игры. Разучили стихотворения, песенки и танцы про осень.
Разнообразить деятельность детей, заинтересовать, пробудить познавательную активность помогли загадки, пословицы, выставки работ творческой деятельности.
К реализации проекта были привлечены родители. Вместе с детьми они изготавливали осенние поделки, что позволяло им лучше узнать своего ребёнка, сблизиться, проникнуться его интересами. Проведена с родителями консультация по теме «Грибы», где ещё раз напомнили об опасности отравления грибами.
А итоговый осенний праздник принёс детям много положительных эмоций!
Заключение
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный проект помогло обогатить его содержание. Обеспечило у детей развитие любознательности, стремление узнать побольше нового. Всё это способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для их осознания, обогащения, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети познакомились с некоторыми растениями и животными, которые встречаются в данной местности, особенностями наступления осени, в данном климатическом поясе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята выражали в рисунках и аппликациях.
Подобранные мною игры на развитие двигательных особенностей, игры-инсценировки, игровые упражнения дали возможность пополнить словарный запас детей, значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили самостоятельность в своих действиях и ракрепощённость в суждениях, научились не только повторять за педагогом, но проявлять и выражать свои мысли самостоятельно.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаться в различные виды деятельности, пытаются самостоятельно решать проблемные задачи, если не получается, то своевременно обращаются с просьбой о помощи. Ребята учатся быть ответственными не только за себя, но и за других, за братьев наших меньших. Реализуя проект я поставила перед собой цель- сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью, полученную от своих творческих работ. Познакомить и показать всю прелесть родной природы, всю красоту осени. Я думаю, что мне это удалось.
Список литературы
1. Л.В. Кокуева Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИ,2015 (развитие и воспитание)
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2016
3.Д.Н.Колдина Лепка и рисование с детьми 2-3 года. Конспекты занятий. Издательство «Мозаика – Синтез»2017
4.И.А.Лыкова, изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: «Карапуз-дидактика», 2017
5.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -М. : Мозаика-Синтез, 2017
6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2018
7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, пособие для воспитателей детского сада под ред. Новоселовой. Москва: "Просвещение", 2014
8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2015
9.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2017
10.Теплюк С.Н. занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет.-М.:Мозаика- Синтез, 2016
1. Конспект непосредственно образовательной деятельности
Изобразительная деятельность «Рисование».
Тема «Листопад».
Программное содержание: учить детей рисовать листья на дереве нетрадиционным способом (пальчиком); воспитывать отзывчивость и доброту.
Материал: игрушка собачка Филя, краска, нарисованное дерево на ватмане.
Словарь: Листопад.
Ход занятия:
Воспитатель:
Слышите, кто-то к нам стучится.
Давайте посмотрим!
Ребята, посмотрите это Филя.
(Вносится игрушечная собака)
Филя: Здравствуйте ребята (дети здороваются).
Посмотрите за окно – на улице золотая осень.
Любите гулять по осеннему парку (да).
Я тоже очень люблю осень, осенний парк.
А давайте с вами пойдем, побегаем по парку, погуляем по золотым листочкам (физкультминутка).
Филя: какие красивые листочки!
Ребята, а вы не могли бы мне подарить? (Дети собирают листочки, рассматривают, отмечают их красоту, дарят Филе).
Воспитатель: Филя, а мы тебе не только эти листочки можем подарить. Мы можем нарисовать картину «листопад».
Правда, ребята (да).
Давайте нарисуем Филе в подарок картину, а помогут нам в этом наши волшебные пальчики. Давайте поиграем с ними (пальчиковая гимнастика).
Воспитатель объясняет и показывает способ рисования пальчиком.
Воспитатель: А сейчас мы с вами начинаем рисовать нашу картину.
Посмотрите, какие красивые осенние листочки, они повсюду.
И на веточках висят желтые листочки, и летят листочки, и на дорожках листочки шуршат. Листьям в саду так грустно с нами расставаться.
А вот наши листочки пусть не грустят, они на всю зиму останутся с нами и с Филей. Будут напоминать об осени, о птицах, которые улетели в теплые края.
Наступила осень
Пожелтел наш сад
Листья на березе
Золотом горят.А. Ерикеев
Вот какие чудесные стихи нашептывают нам листочки.
Ребята, посмотрите, какой у нас получился «листопад» (дети любуются листопадом).
Ребята давайте попрощаемся с Филей, и подарим ему картину.
До свиданья Филя!
Филя: До свидания!
Воспитатель: Молодцы ребята! Как мы хорошо с вами потрудились!
2. Конспект по игровой деятельность
Д/игра: «Быстро возьми».
Цель игры: развивать логическое мышление, наблюдательность; учить подбирать одинаковые листочки.
Материал к игре: листья с разных деревьев.
Описание игры: воспитатель показывает листок и дети должны быстро найти такой же.
Примечание: Эта игра может использоваться в индивидуальной работе.
Д/игра: «Чудесный мешочек».
Цель игры: закреплять умение правильно называть овощи (фрукты), лежащие в мешочке, описывать их цвет, форму; учить детей чётко проговаривать слова.
Материал: непрозрачный мешочек, сшитый из ярких тканей; муляжи овощей (фруктов).
Описание игры: воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами (фруктами), затем дают их описания. Потом необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько. Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные: описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус); описать его так, чтобы другие дети отгадали его.
Д/игра «Какое время года?»
Цель: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Описание игры: Дети сидят. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
1.Туча небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет, Дождик моросит. Когда это бывает?
2.На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети, Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают. Когда это бывает?
3.Солнце, солнце высоко! Нам от солнышка тепло. Тает снег от лучей, Звонко побежал ручей. Когда это бывает?
4.Ярко солнце светит.
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь —
Всё кругом светло!
По лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы. Когда это бывает?
Д/игра «Так бывает или нет»
Цель: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Описание игры: Воспитатель объясняет правила игры: Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает. «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...». «Осенью начинает оживать вся природа: на деревьях и кустарниках распускаются листочки, появляется трава…».
Д/игра «Разрезные картинки».
Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.
Оборудование: Разрезные картинки из 4-х частей, овощи и фрукты.
Описание игры. Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, груша, свёкла, репа и т.д.). Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: яблоко и свёкла), которые они сравнивают с изображением. Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.
П/игра: «Мы листики осенние».
Цель: развивать внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Описание игры:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (Присесть)
П/игра: «Ветерок».
Цель: развитие игровой деятельности, формирование представлений об окружающем мире, умение координировать речь и движения.
Описание игры:
Ветерок, нас не пугай (грозят пальчиками правой руки, левая на поясе)
Лучше с нами поиграй (хлопают в ладоши)
Тучи с неба прогони (поднимают руки вверх, машут руками из стороны в сторону)
С земли лужи убери (наклоняются вперед, машут руками вперед и назад)
Начался листопад (кружатся на месте)
Листья по ветру летят (мелкий бег на месте)
Раз листочек, два листочек
Покатились вдоль обочин
Дунул раз, дунул два,
Разлетелись, кто куда (разбегаются по площадке врассыпную, присаживаются, обхватывают руками колени).
П/игра «С кочки на кочку».
Цель: Развивать согласованность движений рук и ног, приучать ходить и бегать свободно, небольшими группами, всей группой, в колонне по одному. Приучать детей менять движения по сигналу воспитателя. Развивать чувство равновесия, ловкость, смелость, ориентировку в пространстве.
Описание игры:
Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу картонные кружки на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу воспитателя малыши переходят на другую сторону зала, переступая из кружка в кружок.
Указания к проведению. Если упражнение проводится на участке, то можно начертить на земле небольшие кружки. Когда дети научатся хорошо перешагивать, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок.
П/игра «Листопад».
Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
Описание игры:
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят! Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками). Листопад! Листопад! Листья красные летят! Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками). Покружились и тихо на землю сели. (Дети приседают). Сели и замерли. (Дети не шевелятся). Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети) Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились! Листопад! Листопад! Листья по ветру летят! Затих ветерок, и все листочки тихо опустились на землю.
П/игра для детей «Солнышко и дождик».
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Описание игры:
Дети стоят. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!», они бегут под зонтик. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется.
Указания к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
Пальчиковая игра «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки) Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, (загибать пальчики, начиная с большого) Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. («шагают» по столу средним и указательным пальчиками)
Пальчиковая игра «Засолим капусту».
Мы капусту рубим, рубим! (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз). Мы морковку трем, трем! (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку). Мы капусту режем, режем! (ребром ладошки водим вперед и назад). Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту). Мы капусту жмем, жмем! (энергично сжимаем и разжимаем кулачки).
Пальчиковая игра «Овощи»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой»).
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с большого).
Наша Зина - молодец! (Показывают большой палец).
3. Художественная литература
***
Листопад
Листопад, листопад.
Листья желтые летят.
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голым станет сад.
В.Мирович
***
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
О.Чусовитина
***
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днём и ночью дождик льёт,
Грязь и лужи у ворот.
В. Мирович
***
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый – кленовый.
В. Авдиенко
«Золотой дождь»
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!
М. Лесовая
«Осень»
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
Ю. Капустина
«Осень наступила»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.
А. Н. Плещеев
По лесам и нивам.
Логоритмика «Овощи»
Мы сегодня шли, шли, в огород зашли (шагаем на месте).
Там пузатый кабачок отлежал себе бочок (чок,чок,чок) (руки на поясе, наклоны в стороны.
А красавица-морковь, почему-то хмурит бровь (овь,овь,овь) (хмурим брови).
К нам идет сюда арбуз, он надулся как картуз (уз,уз,уз) (шаг на месте, щеки надуты).
Все они мои друзья – овощей одна семья! (взяться за руки).
Упражнение «Дождик»
Дождик, дождик на дорожке (стучат кулачками друг о друга).
Он намочит наши ножки (наклоняются, хлопают ладонями по коленям).
Нужно ножки поднимать (стоя на месте шагают, высоко поднимая ноги).
Через лужицы скакать (указательный жест правой рукой вправо—вниз, один прыжок на месте).
Вот так, вот так через лужицы скакать (прыжки из стороны в сторону).
Поспешим мы, поспешим, от дождя мы убежим (семенящий бег на месте).
Поспешим мы, поспешим, от дождя мы убежим (присесть — «спрятаться в домик»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Золотая волшебница осень"
Образовательная детская деятельность реализуется в различных видах деятельности с конкретным содержанием в пяти образовательных областей...
Мини - проект "Золотые листья осени"
Проект способствует накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе; Формирует у них умение вести наблюдения за неживой природой. В проекте показаны конкретные способы эксп...
проект "Золотые краски осени" для второй младшей группы
Ознакомление с временем года - осень через проектную деятельность...
Проект «Золотые краски осени» младший дошкольный возраст
Проект на осеннюю тематику для младшей группы детского сада Тема проекта: «Золотые краски осени» Длительность проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Цель...
Проект "Золотые краски осени"
Проект на осеннюю тематику для младшей группы детского сада Тема проекта: «Золотые краски осени» Длительность проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети, родители....
Проект "Золотая красавица Осень"
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о красоте природы. Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ре...
Проект "Золотые краски осени"
Проект "Золотые краски осени"...