Экологический проект
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Осень в гости к нам пришла»
(подготовительная группа)
Тип проекта: групповой, средне срочный, творческо-исследовательский.
Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
Задачи проекта:
- углубить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы;
- привлечь внимания к окружающим природным объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций;
- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Участники проекта: воспитатели, дети группы (4-5 лет), родители.
Время проведения: сентябрь – ноябрь 2013 г.
Этапы проекта:
- предварительный этап: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями;
- основной этап: цикл НОД по теме проекта, изготовление поделок из природного материала;
- заключительный этап: выставка «У осени в гостях», досуг «В осеннем лесу», их анализ, закрепление полученных знаний.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Подбор иллюстративного материала по теме проекта;
• Подбор художественной литературы по теме проекта;
• Подбор дидактических игр по теме проекта;
• Оформление уголка «Мир природы» в группе.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»;
- Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления);
- Побуждение к выполнению совместной работы с детьми поделок «У осени в гостях».
Работа с детьми:
- Беседы с детьми по темам: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)», «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада», «Правила поведения на участке детского сада во время прогулок», «Насекомые – польза и вред»;
- Наблюдения в природе на прогулках.
Работа с музыкальным руководителем:
- Подготовка к развлечению «Осень, осень к нам пришла…»
Интеграция
Образовательные области Вид детской деятельности
Коммуникация Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах, грибах.
Художественное творчество Рисование: «Осень в лесу», «Любимые овощи», «В лес по грибы», «Любимые фрукты», «Золотая осень», «Деревья осенью».
Аппликация: «Часы из природного материала», «Птица-Осень».
Лепка: «Осеннее дерево», «Фрукты из сада».
Самостоятельная художественная деятельность детей.
Познание Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Ознакомление с природой:
- цикл НОД «Ранняя осень», «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Золотая осень», «Деревья», «Поздняя осень», «Путешествие в осенний лес»
- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Куда исчезли насекомые?».
Опыты: «Отгадай, что за фрукт?», «Отгадай, что за овощ?»
Эксперимент: «Что произошло с листом?», «Шишка»
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?», «Овощи и фрукты», «Найди и промолчи».
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Чтение художественной литературы Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…».
Чтение детям: Н. Сладков «Осень на пороге», русская народная сказка «Мужик и медведь», Г. Юдин «Как варить компот», В. Осеева «Синие листья», народная сказка «Дурак и береза», Н. Сладков «Почему ноябрь пегий».
Труд
Уборка опавших листьев и веток на участке, сбор семян на клумбах детского сада, (бархатцы, календула), сбор природного материала для поделок.
Здоровье
Беседы «Осень в гости к нам пришла», подвижные игры «Перебрось предмет», закаливание, физкультминутки, пальчиковые игры.
Физическая культура
Подвижные игры «Кот и яблоко», «Лохматый пес», «Кегли», спортивные упражнения (катание на самокате), физкультура на прогулке, эстафеты.
Безопасность
Беседы «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада», дидактические игры «Кто или что это?», «Разведчики».
Музыка
Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".
Разучивание песен об осени
Ежедневные наблюдения в природе на прогулках:
- Наблюдения за солнцем ;
- Наблюдения за работой;
- Наблюдения в цветнике;
- Наблюдения за облаками;
- Наблюдения за птицами;
- Наблюдения за насекомыми;
- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);
- Наблюдения за деревьями;
- Наблюдения за листопадом цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, участие в выставке, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.
В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть.
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Для развития экологического сознания - понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, была разработана системная "паутинка": что происходит осенью в живой и неживой природе.
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала под названием «У осени в гостях», «Кормушка для птиц». Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итогом проекта «Осень в гости к нам пришла» стало обобщение результатов нашей работы. Участие в выставке «У осени в гостях», проведение развлечения «осень, осень к нам пришла..». Проект позволил детям расширить знания о природе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"
Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"
Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...
Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)
Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....
Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.
В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....