Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира во второй младшей группе
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)
Цель: Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи: 1 изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
26-27.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида
Ново-Савиновского района г. Казань
Индивидуальная траектория развития
профессиональной компетенции
на 2026-2027 г.
Тема: «Детское экспериментирование – путь к познанию
окружающего мира во второй младшей группе»
Составила:
воспитатель I квал. категории
Самойлова О. В
2026г
Тема: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» во второй младшей группе.
Учебный год: 2026 – 2027
Составила: Самойлова Оксана Викторовна.
Направление: Познавательное развитие.
Дата начала работы над темой: сентября
Окончание работы: августа
Срок реализации: 1 год
Актуальность темы:
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п.
Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.
Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Цель: Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи: 1 изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Предполагаемый результат:1. переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;
- совершенствование учебно-методического сопровождения;
- внедрение современных технологий в образовательный процесс;
- разработка и внедрение дидактических материалов;
- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей;
Форма отчета по проделанной работе:
1.организация открытых мероприятий для педагогов ДОУ и родителей;
2.написание отчета о проделанной работе;
3.организация мастер-классов на базе ДОУ.
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Форма самообразования: индивидуальная
Изучение учебно- методической литературы:
1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015г.
2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе», «Вентана – Граф», 2007 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет: из опыта работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
9. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2 – е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
11. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
12. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2026-2027 УЧЕБНЫЙ ГОД
Раздел плана | сроки | Формы работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | В течение года | «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. составитель Н.В.Нищева 2013г. «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И.Одинцова 2013г, методическое пособие. «Песочные игры», Игорь Пелинский «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах,. Н.В. Нищева Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В.Нищева | |
Работа с родителями | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования. | Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
Декабрь | «Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей» | Семинар практикум | |
Март | «Нам интересно все, что неизвестно» | Фотовыставка | |
Май | Познаём окружающий мир через игру и эксперименты. | Мастер класс «Волшебница вода» | |
Работа с детьми | Сентябрь | Развитие познавательных процессов у дошкольников через экспериментальную деятельность. Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира; Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты; Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности; Формировать навыки взаимодействия со сверстниками; Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. | Игра занятия «В поисках науки» |
Декабрь | Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы; Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.. | Игротерапия «Волшебный песок» | |
Февраль | Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность. | Развлечение «В стране фокусов» | |
Апрель | Развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования; учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий.» - активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мелкая», «белая», «легкая»; -дать детям первоначальные навыки экспериментирования; -учить находить мягкие и твердые предметы на ощупь; -вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям | Квест – игра «Дом для Смурфика» | |
Самореализация | Ноябрь | Тема « Сказка в экспериментальной деятельности» | Публикация в печатных изданиях |
Январь Март Май | Тема « Развитие любознательности детей посредством опытно- исследовательской деятельности и экспериментирования» Тема « Сочинение сказок в опытно- исследовательской деятельности» Опыт работы по теме « Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования интереса у детей младшего дошкольного возраста» | Выступление на семинаре педагогов Мастер-класс для педагогов ДОУ Презентация на итоговом пед.совете | |
ПРРС | « Дерево – времена года» «Морские глубины» « Секреты воды» Д/И « Когда это бывает?» Д/И « Кому нужен воздух» Д/И « Ходят капельки по кругу» | Дидактическое пособие для изучения сезонных изменений в природе» Создание макета Изготовление лэпбука |
. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".
создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....
"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...
Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...
Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...
Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа
В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...
Годовой план по самообразованию воспитателя средней «Б» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»Цель: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего возраста средствами эксперимента, пополнять э...
План работы по самообразованию "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира" (средняя группа)
Актуальность выбранной темы «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» для работы по самообразованию....