Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира во второй младшей группе
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Оксана Викторовна Самойлова

Цель: Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи: 1 изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

  1. создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  2. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  3. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  4. развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  5. развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
  6. сформировать навыки самостоятельной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26-27.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

                          Индивидуальная траектория развития  

                                профессиональной компетенции

на 2026-2027 г.

   Тема: «Детское экспериментирование – путь к познанию

          окружающего мира  во второй младшей группе»

                                                                                 

                                                                                  Составила:

воспитатель I квал. категории

                                                                                   Самойлова О. В

                                                  2026г

Тема:  «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» во второй младшей группе.                                      

Учебный год: 2026 – 2027

Составила: Самойлова Оксана Викторовна.

 Направление: Познавательное развитие.

Дата начала работы над темой: сентября

Окончание работы:  августа

Срок реализации: 1 год

        

 Актуальность темы:

      Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п.

Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.

Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Цель: Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи: 1 изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

  1. создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  2. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  3. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  4. развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  5. развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
  6. сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Предполагаемый результат:1. переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

  1. освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;
  2. совершенствование учебно-методического сопровождения;
  3. внедрение современных технологий в образовательный процесс;
  4. разработка и внедрение дидактических материалов;
  5. разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей;

Форма отчета по проделанной работе:

      1.организация открытых мероприятий для педагогов ДОУ и родителей;

2.написание отчета о проделанной работе;

3.организация мастер-классов на базе ДОУ.

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

- Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме.

2.Аналитико-диагностический.

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

- Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми. Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Форма самообразования: индивидуальная

Изучение учебно- методической литературы:

1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015г.

2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе», «Вентана – Граф», 2007 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет: из опыта работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

9. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2 – е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

11. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

12. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2026-2027 УЧЕБНЫЙ ГОД

Раздел плана

       сроки

              Формы работы

Практические выходы

Изучение методической

литературы

 В течение года

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. составитель Н.В.Нищева 2013г.

«Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И.Одинцова 2013г, методическое пособие.

«Песочные игры», Игорь Пелинский

«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах,. Н.В. Нищева

Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В.Нищева

Работа с родителями

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования.

Консультация

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Декабрь

«Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей»

Семинар практикум

Март

«Нам интересно все, что неизвестно»

Фотовыставка

Май

Познаём окружающий мир через игру  и эксперименты.

Мастер класс «Волшебница вода»

Работа с детьми

Сентябрь

 Развитие познавательных процессов у дошкольников через экспериментальную деятельность.

Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и  явлениях окружающего мира; Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты; Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности; Формировать  навыки взаимодействия со сверстниками;

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

 Игра занятия «В поисках науки»

Декабрь

Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.  Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы; Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира..

Игротерапия           «Волшебный песок»

Февраль

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность.

Развлечение «В стране фокусов»

Апрель

 Развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования; учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий.»

- активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мелкая», «белая», «легкая»;

 -дать детям первоначальные навыки экспериментирования;

-учить находить мягкие и твердые предметы на ощупь;

-вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям

Квест – игра «Дом для Смурфика»

Самореализация

Ноябрь

Тема « Сказка в экспериментальной деятельности»

Публикация в печатных изданиях

Январь

Март

Май

Тема « Развитие любознательности детей посредством опытно- исследовательской деятельности и экспериментирования»

Тема « Сочинение сказок в опытно- исследовательской деятельности»

Опыт работы по теме « Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования интереса у детей младшего дошкольного возраста»

Выступление на семинаре педагогов

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Презентация на итоговом пед.совете

ПРРС

« Дерево – времена года»

«Морские глубины»

« Секреты воды»

Д/И « Когда это бывает?»

Д/И « Кому нужен воздух»

Д/И « Ходят капельки по кругу»

Дидактическое пособие для изучения сезонных изменений в природе»

Создание макета

Изготовление лэпбука


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...

Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа

В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...

Годовой план по самообразованию воспитателя средней «Б» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»Цель: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего возраста средствами эксперимента, пополнять э...

План работы по самообразованию "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира" (средняя группа)

Актуальность выбранной темы «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» для работы по самообразованию....