Познавательно-исследовательский проект в средней группе на тему: «Рябинушка»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Не счесть даров, которые дарит природа. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства.  Чтобы у ребёнка возникло желание  беречь и охранять  природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать её ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив. Мы  с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с рябиной, как кустарником, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для зверей, птиц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryabinushka_proekt.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 12 «Рябинушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский

проект в средней группе

на тему: «Рябинушка»

Составила: воспитатель

Ермолаева Т.Ф.

2021 г.

Содержание

Пояснение

Тема проекта

«Рябинушка»

Тип проекта

Педагогический

Вид

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Дети средней группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Группа

Средняя группа «Солнышко»

Сроки реализации

одна неделя

Актуальность разработки проекта

Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Не счесть даров, которые дарит природа. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства.  Чтобы у ребёнка возникло желание  беречь и охранять  природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать её ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив. Мы  с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с рябиной, как кустарником, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для зверей, птиц.

Цель проекта

Формирование научных представлений и знаний детей о рябине, продолжать детей знакомить с природой родного края, приобщать детей к культуре русского народа.

Задачи проекта

  • Формировать представления детей о рябине, о местах произрастания;
  • Познакомить с рябиной, как с кустарником, в разное время года;
  • Формировать представление о приметах, связанные с рябиной;
  • Рассказать о полезных свойствах плодов рябины для человека и животных;
  • Приобщение детей к культуре русского народа;
  • Формировать умения делать элементарные выводы и умозаключения;
  • Развивать любознательность,  познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение…) при совместной и индивидуальной деятельности;
  • Активизировать словарный запас дошкольников;
  • Развить  навыки связной речи, навыки самостоятельной творческой деятельности;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Обогащать сенсорный опыт детей;
  • Вовлечь родителей в жизнь группы.
  • Воспитывать у детей доброе отношение и любовь к природе.

Ожидаемые результаты

  • Повышение познавательной активности детей;
  • Проявление интереса к рябине;
  • Изготовление детьми поделок, с использованием рябины, совместно с родителями.
  • Создание выставки детских работ: «Рябинушка кудрявая».
  • Заучивание коротких стихов про рябинку.
  • Проведение занятия «Во поле рябина стояла».

Форма реализации

  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
  • использование проигрывателя для прослушивания песен «Рябинки» и др. русские народные песни.
  • работа с родителями.

Используемые  виды деятельности

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности

  • Выставка детских работ «Рябинушка кудрявая».
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Образовательная деятельность «Рябиновые гроздья».

Содержание проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми.

Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Совместное с детьми изготовление поделок по теме «Рябинушка кудрявая».

2 этап. Практический

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познавательное развитие

Расширять знания детей о рябине, её строении, местах произрастания (лес, парк, сад, двор), полезных свойствах плодов рябины для человека и животных. Познакомить детей с особенностями рябины в разное время года. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление  о птицах и зверях, которые питаются плодами рябины зимой.

 Закрепить обобщающие понятия «деревья» и «кустарники», найти отличия между ними. Подвести детей к выводу, что рябина – это высокий куст, а не дерево из-за наличия несколько стволов. Рассказать детям о месте произрастания рябины (лес, парк, сад, двор).

Познакомить со строением дерева (ствол, ветки, листья), с плодами (маленькие яблочки, собранные вместе). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

  • Рассматривание альбомов: «Деревья», «Зимующие птицы», «Правила поведения в лесу»
  •  Беседы: «Деревья и кустарники», «Строение дерева», «Плоды деревьев», «Плоды рябины – яблочки», «Рябина в разное время года», «Полезная рябина», «Рябина для птиц», «Свиристели и снегири», «На участке детского сада», «Приметы про рябину», «Рябина в старину», «Хохломская роспись».
  •  Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за рябиной, свиристелями. Сравнивание рябины с березой. Рассматривание гроздьев и листьев рябины.
  •  Загадывание загадок о рябине.
  • Экспериментирование 

«Почему рябина – это куст, а не дерево?», «Плоды рябины – это ягоды? 

  •  Дидактические игры 

«Похлопали-потопали», «Что будет, если..», «Собери ветку рябины», «С какого дерева плод?», «Назови одним словом», «С какого дерева лист?».

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. 

Сюжетно-ролевые игры: «В лесу», «Столовая».

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во

время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания.

  • Творческое рассказывание детей по темам «Однажды мы увидели на рябине…», «Под рябиной мы увидели…», «Мы собрали бабушке рябину». Рассматривание сюжетных иллюстраций «В лесу», составление описательных рассказов.
  • Дидактические игры: «Какой, какая, какие?», «Наоборот», «С какого дерева лист?», «Какой лист?».
  • Составление описательных и сравнительных рассказов рябина и берёза, рябина и сирень, рябина и калина, рябина и смородина.
  • Чтение художественной литературы. 

Загадки, приметы о рябине.

  • Чтение и заучивание стихотворений об рябине: «У рябинушки ладошки» Шумов Н., «Я по парку погуляла» Сибирцев В., «Грозди рябины», «Зябнут березы» Меркушова Н., «Красненькую ягодку» Радченко Н., «Грустит рябина одиноко».
  • Чтение произведений:  Сказка «Красавица-рябина» Ирис Ревю, сказка «Рябинка» Тайц Я.М., рассказ «Рябина» Соколов-Микитов.

Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки; Передавать в рисунке образы гроздей рябины; продолжать знакомить со структурой гроздей и листьев рябины; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету (плоды рябины красные или оранжевые, листья – желтые, оранжевые, красные; развивать умение рисовать кончиком кисточки круги, поочередно прикладывать плашмя кисточку, изображая сложные листья рябины; развивать эстетическое восприятие. Учить передать в рисунке форму частей плодов рябины. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.  Совершенствовать умение аккуратного нанесения клея на детали аппликации, соблюдать композицию, обрывать салфетку и скатывать в шарики. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

  • Драматизация сказки: «Рябина» Тайц Я.М.
  • Разучивание песен: «Рябинка».
  • Рисование: «Гроздь рябины».
  • Аппликация: «Рябинка»
  • Лепка: «Рябина».

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать умение бегать в разных направлениях. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

  • Подвижные игры: «У медведя во бору», «Ёжик в лесу», «По грибы», «Мухомор», «Поймай грибок», «Соберём грибочки», «Озорные грибочки».
  • Физкультминутки:

«Листики осенние», «Рябинка».

  • Пальчиковые игры: «Рябинка», «На березе, на осинке», «Мы пошли в лесок гулять», «Ветер северный подул», «Осинка», «Ветер по лесу летал», «Осенние листья».

 

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Рябинушка кудрявая»;

- разучивание стихотворений о рябине.

3-й этап. Заключительный.

•        Поощрение участников выставки «Рябинушка кудрявая» (дипломы по итогам Всероссийского конкурса).

•        Подведение итогов проекта.

Дети знают и называют:

- рябину, её место произрастания;нри

- строение деревьев и кустарников;

- строение листьев и плодов рябины;

- полезные свойства плодов рябины для человека и животных;

- в свободной деятельности широко применяют полученные умения;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформление выставки детских работ «Рябинушка кудрявая»;

-  Тематическое занятие «Во поле рябинка стояла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нод по лепке в подготовительной к школе группе на тему "Рябинушка"

Нод по лепке в подготовительной к школе группе " Рябинушка"...

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"

Бурычлар:  1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру.                      2.Тәрбияче ...

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме: Конспект НОД в средней логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Весна".

Цель НОД: -Обогащение представлений о весне, о насекомых, развитие связной речи.Коррекционно-образовательные задачи.1. Закрепить представления о весне, о характерных признаках весны, о насекомых, их в...

Конспект НОД по лепке в средней группе «Осенний листочек рябинушки»

Конспект НОД по лепке в средней группе «Осенний листочек рябинушки» Цель: развивать эстетическое восприятие, создавать радостное настроение у детей.Задачи: закреплять умение отделять ...