Конспект занятия "Путешествие по жилищам России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_kanikulam.docx | 34.91 КБ |
prilozhenie2.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовили:
Воспитатель-Волкова Ольга Вячеславовна,
воспитатель-Колотилина Ирина Викторовна,
воспитатель-Маслова Татьяна Анатольевна.
МОДУ «Детский сад №190».
«Путешествие в жилища народов России»
Цель: воспитание межэтнической культуры общения среди детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие: знакомить с обычаями, традициями, культурой народов, населяющих Россию;
Развивающие: развивать познавательный интерес, воображение; расширять активный словарь;
Воспитательные: воспитывать чувство уважения к народам, населяющим нашу страну, их культуре.
Материалы и оборудование:
- Презентация
- К экперименту: молоко, краски, моющее средство для посуды, емкости, кисти, пипетка.
- К моделированию: пластилин, трубочки для коктейля, кусок ткани.
- К подвижной игре: головной убор.
Слайд 2,3 | Приветствие. Загадка: У меня в ладонях страны, реки, горы, океаны. Догадайтесь, в чем тут фокус? Что держу в руках я? |
Слайд 4,5 Слайд 6,7 На слайде 7(видео на иглу) Слайд 8+ Видео на 8 слайде Слайд 9+видео | Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. А куда вы путешествуете с родителями? (варианты ответов детей) - Сегодня мы хотим пригласить вас в путешествие по нашей необъятной родине России. А на чем мы с вами отправимся в путешествие, вы сможете узнать отгадав загадку. ОЧЕНЬ БЫСТРО В НЕБЕ МЧИТСЯ УДИВИТЕЛЬНАЯ ПТИЦА. ВВЫСЬ ЛЕТИТ НА НЕЙ ПИЛОТ, ЧТО ЗА ПТИЦА? (самолет) Правильно, отправимся мы в путешествие на самолете. Прошу пройти на борт самолета, садитесь поудобнее, нас ждет с вами интересный полет. (слайд 5 видео с самолетом) - Приготовьтесь, ребята, мы с вами подлетаем к Северным широтам России, идем на посадку. - Ребята, как здесь очень холодно, кругом лежит снег. - На севере на долгие километры тянется тундра – это снежная равнина. Встречают нас жители Крайнего Севера – эскимосы. - Давайте с ними поздороваемся так, как принято здороваться у них, по эскимоски (эскимосы трутся носами друг о друга) -А как вы думаете, где же их дом? Ведь кругом только один снег.. Ой, а что это за большие сугробы, из которых идет дымок). Да это же иглу, традиционный дом эскимосов) - Давайте послушаем, что о себе расскажет домик ИГЛУ (видео из мультфильма «Домики. Иглу») - Ребята, обратите внимание, какое здесь необычное небо. Оно озарено разноцветными красками. (Северное сияние) (видео Северное сияние) - Что это за явление такое? (Северное сияние) - Северное сияние можно наблюдать только на Севере. Северное сияние – одно из самых потрясающих природных явлений, равных по красоте которому просто нет! - Оно возникает от того, что газы из земли поднимаются вверх и встречаются с солнцем и вокруг всё словно озаряется светом. - А вы, ребята, хотели бы попробовать сделать северное сияние? - Тогда, пройдёмте в «Полярную лабораторию» Эксперимент Опыт. «Северное сияние в молоке» Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь в вспомните какие цвета присутствуют в северном сияние. Дети: желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый. - Теперь слушайте внимательно. Сейчас каждый из вас должен поочередно кисточкой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём Северном сиянии - И капнуть в свою тарелку с молоком. Подходим к детям и поверх их орнамента капаем одну капельку моющего средства. Далее идет наблюдение детей за реакцией. - Ребята, в гостях у северян очень интересно, но что-то я стала замерзать. - Сейчас всех прошу пройти в самолет. Нам надо лететь дальше. Картинка самолет. |
Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12видео | Посмотрите ребята, мы пролетаем с вами над степями нашей Родины: степи Калмыкии, Башкортостана, Бурятии, Алтая. Под нами раскинулся огромный разноцветный ковер. Это степь. -А вы знаете, что такое степь? Рассказ о степи. Степи - это большие поля без деревьев, на них растёт очень много разной травы. Они находятся на юге нашей страны.В степи очень много цветов и растений. Цветёт степь только весной, когда после зимы много влаги, в это время степь становится как яркий цветущий ковёр. Летом в степи очень жарко, воды почти нет, поэтому травы высыхают. Здесь проживают народы, ведущие кочевой образ жизни, калмыки. А как вы думаете? Кто такие кочевники? (кочевые народы, перегоняя скот с одного пастбища на другое, часто переезжают - кочуют) Давайте рассмотрим их жилище. Но сначала поздороваемся по калмыкцки, кивком головы. Калмыки живут в юртах. - Давайте послушаем, что о себе расскажет сама Юрта. (видео из М/Ф «Домики. Юрта») - Почему кочевники предпочитают строить юрты, а не деревянные или каменные дома? (Юрту можно перенести с одного места на другое) - Из чего же делают такие юрты? (из деревянных жердей делают каркас и обтягивают его шкурами животных) Смотрите, какое интересное жилище у жителей степей. Давайте попробуем сделать юрту.(4 команды, на столах бросовый материал) Моделирование юрты ( Приложение 1) Теперь вы знаете, что юрту легко собрать. . |
Слайд 13 Слайд 14,15 Слайд 16,17,18 | А наше путешествие продолжается ( видео самолета) Наш самолет пролетает над горами. Мы прилетели на Северный Кавказ. Красивы и неповторимы горы Кавказа. Одни из них покрыты веселой яркой зеленой шапкой, а другие - высокие и неприступные - одеты холодным снегом. Здесь даже жарким летом очень холодно. А здесь нас приветствуют местные жители. Они говорят Ас-Саляму алейкум и приглашают в гости. Рассказ про саклю. В горах нет деревьев в таком количестве, чтобы строить дома, поэтому дома там строят из камня или глины. Такое жильё называют сакля. Сакля жилище кавказских народов. Часто её строят прямо на скалах. В доме есть очаг. Он похож на камин. Стены сакли утепляли и украшали красивыми коврами. Народ очень гостеприимный. В большой комнате всегда накрыт стол с кавказскими блюдами. Посуда очень красивая. Она сделана из глины или металла. На ней мастера рисуют узоры. Жители Кавказа очень гостеприимные, любят угощать гостей и с ними играть. Игра «Папаха - невидимка» Детская игра «Папаха-невидимка» подходит для мальчиков и девочек разного возраста. Игроки встают по кругу плечом к плечу, держа руки за спиной. В руках у одного из игроков находится «папаха-невидимка». В середине образовавшегося круга находится водящий. Участники игры, по команде, начинают за спиной передавать друг другу шапку, стараясь это сделать так, чтобы водящий ничего не увидел и не знал у кого она в данный момент находится. Водящий может ходить по кругу и зорко следить за всеми движениями игроков. Иногда, водящий может остановиться у какого-либо игрока, и показывая на него, громко произнести: «Руки!» Названый игрок должен тотчас же вытянуть руки вперед и показать, что в них находится. Если у этого игрока окажется «папаха-невидимка», то он должен сменить водящего. |
Слайд 19 Слайд 20,21,22,23,24 | Ну, а нам пора продолжать наше путешествие. Давайте на нашем самолёте доберёмся до Центральной части России. Внимание на экран.(видео самолета) А отправимся мы в гости в русскую деревню. Кто из вас был в деревне? Какие там дома? (Ответы детей) Как русские люди встречают гостей? (варианты ответов) Издавна на Руси дома строились из дерева, из бревен. Как вы думаете, почему? Да, люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал. Давайте заглянем в русскую избу. Рассказ об избе. Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Главной в избе была печь, она кормила согревала, лечила. А сейчас мы проверим знаете ли вы русские народные сказки, где присутствует изба. Загадки (см. приложение 2) |
Слайд 25,26,27,28 Слайд 29,30 | Вот и подошло наше путешествие к концу. Где мы с вами побывали? Что нового и интересного узнали? А сейчас скажите, что есть общее у всех этих домов? (крыша, стены, очаг, гостеприимные хозяева) Давайте проверим ваши знания. Игра «Назови лишнее» Молодцы, отлично справились. А попрощаемся мы с вами традиционно, до свидания. |
Предварительный просмотр:
Приложение 2:
По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам, и съеден…(Колобок)
Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали,
И мальчика украли.
Только смелая сестра,
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка (Гуси-лебеди)
Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки. (Маша и медведь)
Из заквасочки сыночек,
Ростом с глиняный горшочек.
Хоть он был и ростом мал,
Но деду с бабой помогал,
Был смекалист и умён.
Отгадайте, кто же он? (Липунюшка)
Жизнь её не весела:
На болоте век жила.
Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришел,
Со стрелой её нашел. (Царевна-лягушка)
Парень по воду побрёл,
В проруби её нашел.
Чудеса теперь кругом:
Вёдра прискакали в дом.
Берегите, братцы, ноги:
Едет печка по дороге!
Всё по его хотению…(По щучьему велению)
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)
В этой сказке всё отлично:
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть…(Курочка Ряба)
Из снега, снега бело го Дочку себе сделали.
А весна-красна пришла-
Дочка и рас-та-я-ла…(Снегурочка)
Он не низок, не высок,
В нем для всех есть уголок.
А медведю нет местечка
Ни в прихожей, ни у печки,
В спальне тоже тесновато.
Убирайся, косолапый!
Но на крышу он полез,
Задрожал зелёный лес.
Все пустились наутёк,
Поломался…(Теремок)
Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке,
Спал он целую неделю,
И зовут его…(Емеля)
Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей
Этих сказочных зверей. (Три медведя)
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
Хрю-хрю-хрю – каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищны,
Не разрушит дом кирпичный? (Три поросёнка)
Под столом собачка лает,
Судьбу дочкам предрекает:
«Старикову дочь в злате-серебре везут,
А старухину дочь замуж не берут!»
Кто ответит без подсказки,
Как название той сказки? (Морозко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия к Дню России «Государственные символы России и моей малой Родины»
Номинация "Сценарий патриотического мероприятия""Государственные символы России и моей малой Родины"(посвящается дню России)Цель: Использование нетрадиционных форм гражданско-патриотической работы с д...
Серия конспектов НОД «Башкирское жилище»
Интегрированная НОД (познавательное и художественно-эстетическое развитие) с детьми подготовительной группы по знакомству с башкирским бытом....
Конспект открытой НОД "Жилища. Строительные профессии" в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в полготовительной группе на тему "Жилища. Строительные профессии"...
Конспект НОД «Дом. Жилище»
Закрепление у детей знаний о понятии «дом»....
Конспект История возникновения жилища разных народов
Конспект образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с историей жилища человека и развитию конструктивных навыков...
Конспект мероприятия, посвященного Дню России "Викторина "Что мы знаем о России"
Для старшего дршкольного возраста...
Конспект НОД "История жилища" в подготовительной к школе группе"
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕна тему «Марафон мастер-классов формирование у дошкольников элементарных представлений об истории человечества»...