Конспект НОД по ФЦКМ «Животные жарких стран» (старшая группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Создание педагогической ситуации в процессе активизации социально-эмоционального опыта детей, путем расширения их представлений об окружающем мире (животные жарких стран).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ftskm_zhivotnye_zharkih_stran.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЦКМ «Животные жарких стран» (старшая группа).
Цель: создание педагогической ситуации в процессе активизации социально-эмоционального опыта детей, путем расширения их представлений об окружающем мире (животные жарких стран)
Задачи:
Образовательные задачи:
1) создавать условия для получения детьми сведений об окружающем мире (дикие животные жарких стран);
2) воспитывать любовь к окружающему миру
3) закреплять знания о способах передвижения различных животных;
4) закрепить умение прыгать на одной ноге по очереди;
3) расширять словарный запас;
4) закреплять навыки драматизации
Развивающие задачи:
1)способствовать развитию функций высшей нервной деятельности (внимание, мышление, память);
2) продолжать знакомить с песком, песочницей и правилами поведения в ней;
3) создавать условия для развития импрессивной и экспрессивной речи;
4)способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики;
5) способствовать развитию творческого воображения;
Воспитательные задачи:
1) формировать уважение детей друг к другу;
2)формировать адекватную самооценку и самокритику, анализ своих поступков.
3) развивать умение следовать установленным правилам
Практические:
1)экспериментирование
Предварительная работа:
Ознакомление с правилами поведения в песочнице.
Заучивание загадок про животных.
Объяснение смысла слова «басня» и чтение коротких басен И. А. Крылова.
Интеграция образовательных областей:
а)Познавательное развитие: закрепить понятия «дикие и домашние животные», ввести понятие «животные жарких стран», способствовать развитию функций высшей нервной деятельности (внимание, мышление, память, тренировать мелкую моторику рук.
б)Речевое развитие: развивать умения участвовать в диалоге, формировать просодическую сторону речи.
в)Социально-коммуникативное развитие: формировать у детей адекватную самооценку и самокритику, анализ своих поступков, уважение друг к другу, Соблюдать элементарные правила в совместной игре.
г)Художественно-эстетическое развитие:
Формировать умение рисовать на песке.
д)Физическое развитие: закрепить умение прыгать на одной ноге по очереди.
Оборудование: настольная песочница, резиновые фигурки домашних и диких животных, кисточка, загадки про диких животных.
Предварительная работа:
Разучивание физ. минутки «Мартышки».
Знакомство с лексической темой «Дикие животные» и «Домашние животные» отдельно.
Объяснение смысла слова «басня» и чтение коротких басен И. А. Крылова.
Напоминание правил игр в песочнице.
Ход деятельности:
I ч.
Педагог приглашает детей к песочнице.
Педагог: Ребята, вы, уже проснулись, а наш песочек еще спит. Давайте его разбудим. Вспомните, как вас будит мама. (Ответы детей). Если у детей возникают трудности ,то педагог предлагает погладить песочек и сказать ласково: «Просыпайся». Педагог ставит незаметно на край игрушку верблюда.
Педагог берет в руку верблюда и озвучивает его голосом: Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть в своей Песочной стране. Я хочу вам напомнить, что моя страна особенная, и в ней есть свои правила. Вы уже приходили ко мне в гости. Давайте их вспомним. (Ответы детей. Называют правила поведения в песочнице. В случае затруднения педагог называет фразу, а дети ее продолжают).
Изначально правила поведения в песочнице передаются в приведенном ниже виде.
-Берегите песок. Он мне очень дорог.
-Уважительно и бережно относитесь к постройкам других детей.
- Песок предназначен для игры и дружбы. Ему нравится, когда дети правильно его используют.
- Ты создал, ты и убери.
- Можно брать только одну игрушку, чтобы всем досталось.
Педагог продолжает от лица верблюда – Много лет я живу в своей Песочной стране, а таких умных детей не встречал. Вы уже разбудили волшебный песочек, в котором живут сказки, а теперь давайте поздороваемся с ним. Как вы умеете здороваться? (Ответы детей. Педагог предлагает погладить песочек во время приветствия или слегка похлопать по нему).
Упражнение «Узнай друга».
Педагог – Ребята, закройте глаза, опустите руки в песок, попробуйте найти ладони соседа.
Дети выполняют задание.
II. Основная часть
Педагог: Ребята, мудрый верблюд просит вас закрыть глаза и посчитать до 10. (Педагог тем временем прячет в песке по углам песочницы фигурки животных).
Дети считают.
Педагог: Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Я вам подскажу, что все отгадки будут связаны с животными.
Педагог: Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь,
А зовут его…. (Дети говорят – медведь).
Педагог: Верно, это медведь. Сейчас нам Боря найдет фигурку медведя. Послушай мою подсказку – она находится в левом верхнем углу песочницы. (Ребенок аккуратно раскапывает песок и ищет фигурку)
Педагог: Молодец ,Максим .Слушайте следующую загадку:
-Проживает во дворе,
В личном доме – конуре.
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает. (Дети говорят, это – собака).
Педагог: Верно, это собака. Владик найди нам, пожалуйста, фигурку собаки. Послушай мою подсказку – она находится в левом нижнем углу песочницы. (Ребенок аккуратно раскапывает песок и ищет фигурку).
Педагог: Молодец, Лера.Слушайте следующую загадку:
- Это что за великан
Держит в хоботе фонтан?
Умываться любит он,
А зовут чистюлю….(Дети говорят – слон).
Педагог: Правильно, это слон. Ева, найди нам, пожалуйста, фигурку слона. Послушай мою подсказку – она находится в правом верхнем углу песочницы. (Ребенок аккуратно раскапывает песок и ищет фигурку).
Педагог: Молодец, Оля .Слушайте мою последнюю загадку:
- По деревьям скачет ловко.
Хвост ей лучшая страховка.
Обожает есть бананы
И кататься на лиане. (Дети отвечают – обезьяна)
Педагог: Правильно, это обезьяна. Артем, найди нам, пожалуйста, фигурку обезьяны. Послушай мою подсказку – она находится в правом нижнем углу песочницы. (Ребенок аккуратно раскапывает песок и ищет фигурку).
Педагог: Какие вы, ребята, молодцы, всех животных нашли. Давайте покажем их нашему мудрому верблюду и выставим их в песочнице, в таком порядке, в каком я загадывала вам загадки. Какая фигурка первая? (Дети выстраивают фигурки в песочнице по порядку. В случае затруднений, педагог помогает минимально).
Педагог: Ребята, назовите мне, пожалуйста, среди этих животных домашних? (Дети – это собака.)
Педагог – Верно. А кто из них дикий? (Дети – медведь, слон и обезьяна).
Педагог – Правильно. А как вы думаете, кто из этих диких животных живет в зоопарке? (Дети отвечают, что все, а педагог помогает, если дети не могут ответить).
Педагог: Правильно, ребята. И слона, и медведя, и обезьяну можно встретить в зоопарке. А как вы думаете, откуда они там появились? (Ответы детей.)
Педагог: Медведя привезли из лесу, а вот слона и обезьяну привезли из далекой жаркой страны, которая называется Африка.
Сейчас нам Максим, Лера и Оля покажут на песке басню И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна».
Максим: - Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
Лера - «Смотри-ка»,- говорит,- «кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».-
Оля - «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»-
Максим- Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Далее идет обсуждение басни.
Педагог: Ребята, вы заметили, что говорила обезьяна?
(Вероятные ответы детей о том, что обезьяна не узнала себя в зеркале.)
Педагог – Да, верно, обезьяна не узнала себя в зеркале. Она подумала, что это какая-то другая мартышка и принялась ее осуждать. Говорила, что она не красивая, кривляка, что у нее не лицо, а рожа. Хотя на самом деле это была она сама. Но мартышка этого не заметила. Почему, кто мне скажет?
(Если дети затрудняются ответить, то педагог им подсказывает, что обезьяна, вероятно, считает себя красавицей, умницей и с хорошими манерами. А на самом деле, оказалось, это не так.)
Педагог - А вот что Миша ей посоветовал?
(Дети – Мишка ей посоветовал посмотреть на себя, а не других обсуждать).
Педагог – Да, дети, абсолютно верно. Вот и всем нам так необходимо поступать, чаще задумываться над своими поступками и словами, внешним видом и поведением. А не других судить. Если вы что-то делаете, то сначала необходимо подумать, хорошо ли вы поступаете.
Педагог – А сейчас я вам предлагаю представить, что вы мартышки, которые скачут по дорожке. Слушайте и повторяйте за мной.
Педагог –Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!Правой ножкой: топ, топ!
(Прыжки на левой и правой ноге по очереди)
Руки вверх, вверх, вверх, кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили.
А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.
Встанем, выдохнем, вздохнем
И места свои найдем.
Педагог приглашает детей снова к песочнице.
Педагог – Вот какие у нас получились замечательные обезьянки. Подходите, ребята, снова к песочнице, наш мудрый верблюд за вами заскучал.
Педагог – Ребята, мы сейчас с вами попробуем нарисовать на песке любимые продукты питания медведя и мартышки. Как вы думаете, что любит есть медведь?
(Дети отвечают, что мед и малину).
Педагог – Верно. А давайте мы с вами нарисуем бочку с медом. Только рисовать будем в паре.
(Педагог показывает образец на песке).
Педагог - Выбирайте себе пару, с кем будете рисовать, и нарисуйте, пожалуйста, бочку меда пальчиками на песке.
(Дети рисуют парами бочки с медом. Далее идет обсуждение совместных рисунков. Если дети начинают рисовать самостоятельно, то педагог напоминает, что рисунки совместные. Далее выбирается рисунок, который самый красивый).
Педагог – Ребята, посмотрите какой красивый рисунок получился у (имена детей, кто слаженнее всего работал в паре). Как вы думаете. Почему именно их рисунок самый красивый?
(Ответы детей.)
Педагог – Он получился самым красивым, п. ч. ребята помогали друг другу, работали вместе и каждый из них старался и не хотел подвести другого. А что любят есть мартышки?
Дети – Бананы.
Педагог – Теперь я предлагаю вам также нарисовать бананы.
(Проделывается такая же работа и обсуждение).
Педагог – Ребята, вы молодцы, очень хорошо поработали в парах, давайте теперь разровняем наш песочек. (Дети приглаживают песок).
Педагог берет лейку и поливает песок.
Педагог – Ой, ребята, в нашей песочной стране неожиданно пошел дождь и намочил песочек. Потрогайте его аккуратно и скажите, какой он стал. (Ответы детей – мокрый, сырой, хорошо лепится).
Педагог – Ребята, давайте мы скорее слепим песочные укрытия для мартышки и медведя, чтобы они не намокли под дождем.
(Все дети лепят в песке разные «укрытия»).
Педагог – Какие надежные укрытия у вас получились, мишка и мартышка обязательно скроются от дождя.
Педагог берет мартышку и ставит ее в одно «укрытие»и спрашивает детей: – Где находится мартышка?
Дети – в «укрытии».
Педагог – Правильно.
Далее берет медведя и ставит на укрытие и спрашивает детей:
– А где находится медведь?
Дети – на укрытии.
Педагог ставит мартышку за укрытие и снова спрашивает детей:
- Где находится мартышка?
Дети – За укрытием.
Точно также прорабатываются предлоги перед и между.
III Выход.
Педагог - Какие вы, ребята, молодцы, вы еще не забыли, к кому мы пришли в гости в песочную страну?
Дети – К мудрому верблюду.
Педагог – Правильно. Мудрый верблюд благодарит вас за поучительную басню про «Зеркало и обезьяну» и надеется, что вы теперь будете мудро оценивать свои поступки и поведение. Что же, пришло время поблагодарить песочек. Какое волшебное слово ему нужно сказать?
Дети отвечают.
Педагог – Молодцы. Приходите ко мне еще. В следующий раз мы с вами расскажем другую басню или сказку, а может рассказ. Можете попрощаться с мудрым верблюдом и песочком. До свидания, ребята!
Дети прощаются с верблюдом, которого педагог убирает, отряхивают фигурки и относят их на место.
Педагог – Ребята, вам понравилось в песочной стране мудрого верблюда? Что вы делали?
Дети отвечают (Отгадывали загадки, искали фигурки, рассказывали и слушали басню, прыгали как обезьянки, рисовали на песке, строили из влажного песка «убежища», отгадывали, где находятся медведь и мартышка).
Педагог – Вы молодцы. Мудрый верблюд будет ждать вас в гости в следующий раз. До свидания.
P.S. Почему хранитель волшебной страны мудрый верблюд?
Верблюд - великий учитель. Понаблюдай - и ты сам увидишь.
Что делает верблюд, когда он голоден? Он поедает колючки, которые не едят другие животные.
Правило: Довольствуйся малым, когда это необходимо.
А что делает верблюд, когда он видит бочку воды? Он выпивает всю воду до последней капли.
Правило: Живи настоящим и бери то, что хорошо. Тогда тебе не придется сожалеть об упущенных возможностях. Копи внутренние ресурсы, тогда тебе не будут страшны ни какие повороты судьбы.
Что делает верблюд, когда кругом нет ни капли воды? Он обходится без воды, экономно расходую сделанные запасы.
Правило: Всегда ищи внутренние резервы и рассчитывай на свои силы. Никто не поможет тебе лучше, чем ты сам.
А как выбирает верблюд место для своего отдыха? Он находит одиноко стоящий куст и располагается у него, чтобы лучше была видна окружающая местность.
Правило: пусть ничто не закрывает твой горизонт и ничто не ограничивает тебя, когда ты принимаешь решение.
Что делает верблюд, когда, соревнуясь с лошадью, проигрывает ей на короткой дистанции? Он выигрывает на длинной.
Правило: кратковременные победы в перспективе могут обернуться крупными
поражениями.
Что делает верблюд, когда видит опасность? Он уходит на десятки километров, даже не оглядываясь. Это не показатель трусости, это показатель мудрости. Еще ничего никому не удавалось доказать дракой. Конфликт разрушает обе стороны.
Правило: старайся не разрушать, а созидать.
Что делает верблюд, когда на него лают собаки и пытаются укусить за ногу? Идет вперед, не обращая на них внимания.
Правило: пусть ничто не сможет тебя остановить на пути к твоей цели.
Что делает верблюд, когда его невозмутимость принимают за высокомерие? Он не заботится о том, какое впечатление производит на мир.
Правило: придерживайся высшей мудрости - будь собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-животные жарких стран. Старшая группа.
Презентация-животные жарких стран. Для старшой группы. Загадки с картинками....
Конспект логопедического занятия "Животные жарких стран" (старшая группа детского сада)
Конспект логопедического занятия на тему "Животные жарких стран" для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Конспект включает в себя игры и упражнения на развитие коммуникативной деяте...
Конспект НОД. ФЦКМ. Животные жарких стран. Средняя группа
Конспект НОД. ФЦКМ. Животные жарких стран. Средняя группа...
Конспект занятия по развитию речи "Животные жарких стран" (старшая группа)
В данной методической разработке представлен конспект занятия по развитию речи, а также мнемосхема по стихотворению "Где обедал воробей?"...
Конспект логопедического занятия по теме: «Животные Жарких стран» (старшая группа)
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные жарких стран».Задачи:1. Коррекционно-образовательные- активизировать словарь по тем...
Конспект НОД по ФЦКМ «Животные жарких стран» в старшей группе
закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран, отражая собственные впечатления в художественной деятельности....
Конспект НОД. Тема: «Знакомство с животными жарких стран». (старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию....