Занятие о хлебе "Путешествие Колоска"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие колоска»
«Путешествие колоска»
(занятие сопровождается презентацией)
Цель: Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб.
Задачи:
Обучающие:
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о хлебе, формах и видах хлеба.
• развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зёрен).
• научить использовать хлеб, как необходимый продукт.
• уточнить и закрепить знания детей о хлебе, его значении в жизни человека.
• познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше.
Развивающие:
• развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
• развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
• развивать навыки связной речи.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Предварительная работа: чтение украинской сказки «Колосок», рассматривание иллюстраций, придумывание нового продолжения сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие колоска»
«Путешествие колоска»
(занятие сопровождается презентацией)
Цель: Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб.
Задачи:
Обучающие:
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о хлебе, формах и видах хлеба.
• развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зёрен).
• научить использовать хлеб, как необходимый продукт.
• уточнить и закрепить знания детей о хлебе, его значении в жизни человека.
• познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше.
Развивающие:
• развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
• развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
• развивать навыки связной речи.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Предварительная работа: чтение украинской сказки «Колосок», рассматривание иллюстраций, придумывание нового продолжения сказки.
Ход НОД
1. Введение в тему
Педагог: (Держит глобус в руках) Дети, что у меня в руках?
Д. : ответ детей
П. : Это модель нашей земли, на земле очень много континентов, самый близкий нашему сердцу, и большой это Евразия. Наша страна находится на этом континенте.
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие слова вы можете сказать о России? Какая она?
Д. : ответы детей
2. Основная часть
П. : попробуйте отгадать загадку:
Чёрный и белый,
Иногда подгорелый,
Коркой вкусно он хрустит,
На столе всегда стоит,
Из муки испечён,
Как же он наречён?
Дети: Хлеб
П. : - Очень часто говорят, что Россия- страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? Д. : предложения детей
- Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых - угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. Это то, без чего мы не представляем свою жизнь. Это хлеб, хлебушек, хлебушко. В годы ВОВ хлеб ценился, как золото, выдавался по карточкам и всего 125 г, это очень мало. А если кто – то терял карточку, то и вовсе оставался без него. Поэтому люди не представляют свою жизнь без хлеба.
- На завтрак, обед и ужин мы обязательно едим хлеб. Он занимает на нашем столе главное место. Как вы думаете почему? А какой бывает хлеб?
Дид/ игра «Какой хлеб?»- с мячом
хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, вкусный, хрустящий, пшеничный, ржаной).
П. : - Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. А также в хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
- Какой же хлеб чаще вы видите на столе, и как он правильно называется? Батон и буханка.
- Прежде, чем стать батоном или буханкой, нужно получить муку, которую изготавливают из зерна, добытого из колоса, а колос надо вырастить из зерна. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку.
- А где же хлеб растёт?
Д. : ответы детей
П. : - Место, где растёт хлеб – это огромное поле, которое называется нива. А как же хлеб приходит к нам на стол?
Д. : ответы детей
П. : - Много сил и терпения требуется людям, чтобы получить хлеб. Этим и занимаются хлеборобы. Что же нужно сделать человеку, чтобы хлеб попал на наш стол? А чтобы это узнать, я приглашаю вас в путешествие. И начнём мы его с посева колоска.
3. Физкультминутка «Колосок»
Вырос в поле колосок, (сидят на корточках, поднимаются)
Он не низок, не высок. (показать руками, присев и поднявшись на носки)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок. (наклоны в разные стороны)
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)
И здоровье укрепляем!
П. : - В понятие «хлеборобы» входит несколько профессий, и это мы сегодня узнаем. А ещё, выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только сойдёт с полей снег, и просохнет земля в поле выходит машина – трактор, он тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Плуг – заменяет несколько лопат. Но сразу сеять зерно нельзя, в земле много комков, их разбивает прикреплённая к трактору борона. Она заменяет работу нескольких грабель.
- И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерно.
- Вот рожь или пшеница взошла. Сначала это маленькие зелёные ростки, потом зелёные колосья, которые будут созревать всё лето. А что нужно, чтобы зерно вызрело? Это природные условия, какие?
Д. : ответ детей
П. : А хлеборобы, что делают? Удобряют, поливают, борются с вредителями. Ну вот, зёрна созрели, это проверяет агроном. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины – хлебоуборочные комбайны и грузовые машины. Кто работает на этой технике?
Д. : ответы детей
П. :: - Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна через определенные промежутки времени выходит обмолоченная солома.
- Далее машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна, где созданы необходимые для этого условия (влажность, температура)
- Куда же везут зерно далее?
Д. : ответ детей
П. : - Правильно, на мельницу, где зерно перемалывают в муку. Вот посмотрите, это старая и современная мельницы. Там работают мукомолы.
- Какой путь у муки далее, куда она поступает?
Д. : ответы детей
П. : Да, она отправляется на хлебозавод. Но здесь муку ждёт сюрприз, прежде чем стать хлебом, нужно добавить к ней и другие продукты, называйте…
Д. : ответы детей
П. : Отлично, и только тогда получится тесто. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. Туда и добавляют все эти продукты, и специальные машины механическими миксерами вымешивают тесто для хлеба, булок, плюшек. А контролирует машину человек по профессии – тестомес.
А давайте и мы с вами превратимся в тестомесов, и замесим тесто для выпечки, вставайте в круг.
4. Физкультминутка «Замесим тесто»
Ой, ладошки-ладушки. (хлопки)
Мы печём оладушки. (переворачивать сомкнутые ладони)
Замешиваем тесто, (имитация помешивания,
Мнём, мнём, (имитация)
Бьём, бьём, (имитация)
А тесту в миске тесно (руки развести в стороны)
Тесто выпало на стол, (полуприсяд)
Тесто шлёпнулось на пол (присесть)
Тесто убежало (лёгкий бег на месте)
Начинай сначала. (взмах руки)
П. : - И вот тесто замешано, пекарь выкладывает его в форму и отправляет в печь. Оттуда хлеб выходит румяный, поджаристый и по конвейеру едят прямо на погрузку, сначала на поддоны и в тележку, а потом и в машины, которые и везут его в магазины. А как называются машины, развозящие хлеб? А магазины? Но ещё хлеб везут в супермаркеты, где есть специальные отделы для него.
- А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Д. : Ответы детей.
П. : - Как можно назвать все эти изделия одним словом?
Д. : ответы детей
П. : - Русский народ знал цену хлеба и всегда очень бережно относился к нему. Послушайте, какие пословицы и поговорки он сложил :
«Хлеб – всему голова».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
«Без хлеба – нет обеда».
«Будет хлеб – будет и песня».
- К сожалению, иногда можно увидеть, как люди выбрасывают хлеб, а дети – крошат, балуются с ним. Поэтому, чтобы этого не произошло, нужно всегда помнить, как тяжело было людям в годы ВОВ, как нужен он тем, кто бедно живёт и голодает, и как трудно его вырастить.
5. Рефлексия
П. : Теперь вы знаете, какой длинный путь проходит хлеб, прежде, чем попасть на стол, сколько людей трудятся над этим процессом, какой это тяжёлый труд.
• Давайте ещё раз вспомним и назовём, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна? Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
• А какие машины помогают людям?
• А кто участвует в выпечке хлеба?
- Я буду надеяться, что каждый из вас теперь будет беречь хлеб, доедать его. А если, всё - таки, кусочек останется, лучше - покрошить его птичкам или отдать животным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "От колоска до каравая"
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательных областей Познание, Коммуникация, Физическая культурав средней группеТема: «От колоска до карав...
"От колоска до хлеба" конспект занятия по развитию речи
Предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятий по экологическому развитию детей старшей группы Тема: "Путешествие колоска"
Цель: Воспитывать бережное отношение к хлебу....
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Путешествие с Колоском»
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе содержит следующие методы и приёмы реализации содержания занятия:Словесные (упражнение - приветствие, рассказ воспит...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Поле пшеничное. Колоски золотистые. Хлеб»
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе«Поле пшеничное. Колоски золотистые. Хлеб»Цель: Закреплять знания о жанре живописи пейзаж. Учить подбирать соответствующую цветовую г...
Конспект занятия по изобразительной деятельности "Колоски" (нетрадиционная техника рисования "ватными палочками")
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - ватными палочками.Задачи:Образовательные:Знакомить с нетрадиционной техникой - рисование ватными палочками,формировать чувство композиции...
Конспект занятия "Путешествие колоска"
Целью данного занятия является знакомство детей со злаковыми растениями; обогащение представления детей о сельскохозяйственном труде, сельскохозяйственных профессиях и технике....