Конспект "Море и его жители"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Окунева Светлана Владимировна

Конспект по теме "Море и его жители" направлен на пополнение знаний детей о морских обитателях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_more_i_ego_zhiteli.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

в старшей логопедической группе.

Подготовила и провела

воспитатель Окунева С. В.

 

Тема: «Море и его жители».

Программное содержание:

- Закрепить знание детей о водном транспорте.

- Дать детям представление о водном мире, познакомить с некоторыми

  морскими  животными и растениями.

- Формировать первые представления о разнообразии морей, о том, что море                                                                                                                                                                                                                   – это дом многих животных и растений.

- Систематизировать знания детей о значении моря в жизни людей.

- Развивать поисковую активность детей.

- Развивать у детей логическое мышление, умение определять, чем одни                                                                                                      предметы отличаются от других.

- Развивать наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.

- Развивать речь, активизировать словарь детей.

- Закрепить умение преобразовывать слова из единственного числа во множественное, определять лишний предмет, соотносить числительное с существительным.

- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: сбор морских коллекций с помощью родителей; беседа о живых существах; рассматривание карты растительный и животный мир земли, беседа о свойствах камней.

Оборудование: глобус, слайды, морские ракушки, морские и обычные камни, энциклопедия, морская капуста, морская соль, иллюстрации с изображением моря и озера, изображение рыб, сосуды с водой, ложки, изделия из ракушек и из жемчужин.  

Ход занятия.

1.Орг. момент.

2.Повторение материала.

3.Новый   материал.

Игра «Веселый счет».

4.Физ. минутка.

Игра «Четвертый лишний».

Игра «Один - много».

5.Итог занятия.

Дети заходят в группу, встают возле воспитателя.

- Ребята отгадайте загадку. Ходит город – великан на работу в океан. (корабль)

- Ребята, а корабль это какой вид транспорта?

Ответы детей (водный).

- Какой еще водный вид транспорта вы знаете?

Ответы детей (катер, лодка, пароход, теплоход).

- А почему этот транспорт называют водным?

Ответы детей (потому что он плавает по морю, реке, океану).

- Сегодня мы с вами поговорим о водном мире. Посмотрите на экран, что это такое?

Ответы детей. (море).

Рассматривание слайдов с изображением моря в разное время суток, при разной погоде. Добиваться от детей полных ответов, используя слова бушует, шумит.

Поставить перед детьми глобус.

- Это глобус – модель нашей планеты земля. Как вы думаете, почему нашу планету называют голубой планетой?  

Ответы детей (потому что большая часть нашей планеты покрыта водой).

- Это громадные океаны, реки, моря, озера. Ребята, а чем отличается море от океана, озеро от моря?

Ответы детей. (океаны больше, чем моря; озера меньше, чем моря).

-Моря бывают разные. Холодные и теплые. В холодных нельзя купаться даже летом. В некоторых из них даже плавают льдины, айсберги. Это на севере. А теплые моря не замерзают, они находятся на юге.

- Ребята у вас на столе лежат камешки. Возьмите их и сравните.

- Чем эти камни похожи?

Ответы детей (они холодные, твердые, не прозрачные).

- А чем они отличаются?

Ответы детей (одни камни гладкие, а другие нет).

- А где можно найти эти камни?

Ответы детей (на море, на озере).

- А почему эти камешки гладкие?

Ответы детей. (они долго пролежали в воде. Вода сточила их углы, и они стали такими гладкими).

- Как вы думаете вода в озере и в море одинаковая?

Ответы детей. (Нет. Вода в море соленая, а в озере пресная).

- А мы сейчас попробуем с вами сделать морскую воду.

Дети пробуют пресную воду. Затем предлагается им размешать в стакане немного соли и сравнить воду на вкус.

- Какая получилась вода?

Ответы детей (соленая).

- Морскую воду нельзя пить, но ею можно лечиться, например, полоскать горло.

- Ребята, а кто живет в море?

Ответы детей. (рыбы).

- Но, кроме рыб в воде живут и другие существа. Кто это?

Ответы детей. (морской конек, краб, медузы и т. д.).

- В море обитает множество самых разных морских существ.

Игра «Веселый счет».

Один краб                            Одна медуза

Два краба        Две медузы

Три краба        Три медузы

Четыре краба        Четыре медузы

 Пять крабов        Пять медуз

На закате дремлет пруд.

По воде круги плывут

Это маленькие рыбки

Разыгрались там и тут.

Любо им водой плеснуть,

Чешуей на миг блеснуть, -

Рыбкам выпрыгнуть на воздух

Все равно, что нам нырнут.

Посмотрите на банку с морской капустой.

- Что это?

Ответы детей. (морская капуста).

- В банке находится очень полезная для нашего здоровья морская капуста. Это морское растение с большими листьями.

- В морях растет много растений. Кораллы.

Рассматривание раковин, жемчужин.

- А как вы думаете, есть ли в морях хищники?

Ответы детей. (это акула).

- Акула самый опасный житель моря.

- Ребята, скажите в озерах и в морях живут одни и те же рыбы.

Ответы детей (нет).

- Те рыбы, которые живут в озере не могут жить в море. Потому что в море вода соленая, а в озере пресная.

- У меня есть рыбы, которые живут в озерах и в морях. Их нужно расселить. Помогите мне.

Дети определяют где какая рыба.

Игра «Четвертый лишний».

Акула, ерш, окунь, сом.

Морская капуста, рыба-клоун, рыба-молот, акула.

Морской конек, морская звезда, морской еж, лиса.

- Ребята, скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Ответы детей. (они живут в воде, не могут дышать воздухом, у них есть жабры).

- А чем похожи?

Ответы детей (они живые существа).

- Скажите, а какой житель самый большой в море?

Ответы детей (кит).

- Ребята, а мне захотелось узнать больше о рыбах, я открыла энциклопедию и знаете, что я узнала? Оказывается киты и дельфины это не рыбы, а млекопитающие животные. Но они выглядят как рыбы. Что у них общего?

Ответы детей (живут в воде, есть плавники, хвост).

- Почему же это не рыбы?

Ответы детей. (Они выкармливают своих детенышей молоком, и дышат воздухом).

-  Кит самое большое животное на земле. Когда кит дышит, он выпускает огромные фонтаны. Кит глубоко ныряет и может находиться под водой около часа. А когда поднимается наверх, дышит и выпускает фонтан.

Игра «Один - много».

Кит – киты, дельфин – дельфины, медуза – медузы, ракушка – ракушки.

- Как жизнь человека связана с морем? Зачем человеку море?

Ответы детей. (ловля рыбы, добыча морских водорослей для питания, добыча соли, пассажирские и морские перевозки, отдых у моря).

- Мы сегодня говорили, что море это дом для многих животных. К сожалению, иногда люди забывают об этом, и поэтому в этом доме не всегда бывает чисто. Например, отдыхающие часто оставляют на пляжах мусор, банки, пакеты, бумагу. Набегает волна и весь мусор уходит в море. И из-за этого обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут. Что делать?

Правила охраны воды.

Опытно-экспериментальная деятельность. (одеть пакет на руку и без помощи второй руки попробовать снять его).

- Ребята о чем мы сегодня говорили?

Ответы детей (о море, о морских жителях, о правилах охраны водных ресурсов).

- Что нового вы узнали?

Ответы детей.

- Сегодня мы говорили подробно о морских жителях и о море, а на следующих занятиях мы более подробно остановимся на наших озерах и его обитателях.

Занятие закончено. Спасибо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лесные жители

занятие в старшей логопедической группе...

Тематический вечер развлечений о ПДД в старшей группе "Приключение лесных жителей"

Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому вечера развлечений, особенно тематические, надолго остаются в детской памяти. Данное мероприятие продолжает знакомить детей ...

презентация "жители лесного царства"

презентация к занятию по окружающиму миру...

презентация "жители лесного царства"

презентация к занятию по окружающиму миру...

Занятие по обучению чтению детей средней группы по методике Н.А. Зайцева Тема: "Лесные жители"

Цель:Привлечь внимание детей к кубикам;Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;Уточнять произнесение различных звуков в сочетаниях с гласными;Учить запоминать алгоритм про...

Экологический игровой досуг для детей старшего дошкольного возраста«Лесные жители»

Цели и задачи: - Расширение и обогащение знаний детей по теме «Дикие животные». - Воспитание любви к природе и желания бережно относиться к ней . - Развитие навыков коммуникации. - Развитие фантаз...