Статья Патриотическое воспитание
статья по окружающему миру (старшая группа)
В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных задач государства.
Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю. Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию познавательно-исследовательской базы. Поставлены цели и задачи патриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание.
Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Окуная ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, формируя любовь к малой и большой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ N86 Невского района г. Санкт-Петербурга
Статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель
Королева Алена Александровна
2020 год
В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных задач государства.
Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю. Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию познавательно-исследовательской базы. Поставлены цели и задачи патриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание.
Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Окуная ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, формируя любовь к малой и большой Родине. Фундаментом нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности, такие как: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, оказывая существенное влияние на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, через призму народных песен и музыки, игрушек и игр, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя любовь к близки людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Патриотическое воспитание – одна из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова стр. 496, 2003г.) Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный, что фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал происходит в дошкольном возрасте. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Нужно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувствах восхищения своим городом, своей страной. Эти чувства возникают не мгновенно, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Положительный результат можно достичь работая не только на специально организованной образовательной деятельности, но и вне её.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Целью моей работы формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
Современные педагоги, психологи, философы, в процессе рассмотрения проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, выделили следующие аспекты:
- формирование культуры поведения - С. В. Петерина;
- формирование гуманных отношений - А. М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре;
- формирование любви к Родине - С. А. Козлова, Л. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, Э. К. Суслова;
- воспитание нравственно-волевых качеств - А. Р. Суровцева, Е. Ю. Демурова, Р. С. Буре, Н. А. Стародубова;
- формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения - Е. И. Радина, Р. И. Жуковская, М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, В. Д. Бондарь, А. П. Усова.
Были поставлены следующие задачи:
1. Воспитание у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).
5. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
Для выполнения поставленных задач были запланированы ООД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.
В своей работе использую средства патриотического воспитания:
- само окружение, в котором живут дети;
- знакомство с символикой государства;
- праздники, которые отмечаются в стране и крае;
- важные события страны и края;
- знакомство с историей своей «Малой родиной»;
- произведения художественной литературы;
- произведения изобразительного искусства;
- музыкальные произведения;
- использование медиатеки (презентации).
Ожидаемый результат:
• У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.
• Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.
• Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.
• Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города.
• Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.
• Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
• Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.
• Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
• С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
•Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
•Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
• Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
К. Д. Ушинский писал о воспитании на народном творчестве, в труде и трудом, акцентировал внимание на формировании чувства патриотизма, любви к своему народу.
Новизна заключается в разработке работы по воспитанию патриотических чувств детей к родному краю в ДОУ.
Результатом моей работы стало итоговое занятие
Ход занятия
Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – «Россия»! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. А что такое Родина?
Видео: «Что мы Родиной зовём?»
Воспитатель: Место, где родился человек,- город, село, деревню –называют малой родиной. Куда бы ни занесла вас жизнь, в каких бы дальних городах нашей страны вы ни жили, всегда с теплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину, город, где вы родились, где прошло ваше детство. У каждого человека есть еще одна родина. Родина – это и наша огромная великая страна Россия! Большая родина – это наша страна – Россия. А все мы россияне. Россия самая большая страна в мире. Посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина.
И каждая страна имеет своего президента. Кто же является президентом Российской Федерации? (Путин Владимир Владимирович).
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомним некоторые из них.
- Нет земли краше, чем Родина наша! Артем
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Марк
- Одна у человека мать - одна и Родина! Катя
- Кто за Родину горой - Тот истинный герой! Костя
Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, к желанию защищать ее от врагов.
Воспитатель: Сегодня мы с вами ещё раз поговорим о нашем гимне, гербе и флаге. Давайте вспомним, что такое гимн?
Дети: Эта главная песня страны.
Воспитатель: Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна – мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков. Сейчас я предлагаю вам послушать гимн России.
(Звучит гимн)
Воспитатель: А в каких случаях звучит гимн, когда его включают? (в торжественных случаях, на соревнованиях).
А сейчас я хочу поговорить с вами о другом нашем символе – о гербе России.
Герб у нашей страны вот такой. Посмотрите, что вы видите на гербе
России, давайте рассмотрим его. (Рассматривание.) На нашем гербе мы
видим птицу – это орёл, орёл с двумя головами, что означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина.
Сейчас Стефания расскажет нам стихотворение о Российском гербе
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: В центре орлов - это всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.
Воспитатель: А теперь посмотрите сюда, какой красивый флаг у нашей страны. Беседа о флаге.
Дети: БЕЛЫЙ - он говорит о том, что наша страна очень миролюбивая.
Воспитатель: Что означает синий цвет?
Дети: СИНИЙ - это цвет верности, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Воспитатель: Что означает красный цвет?
Дети: КРАСНЫЙ - цвет силы, цвет крови людей, пролитых за Родину.
Воспитатель: Где вывешивают флаг нашей страны? (Флаг вывешивают на серьёзных Государственных мероприятиях, на зданиях, на соревнованиях).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Поезжай за моря-океаны, («едут»)
Надо всею землей пролети: («летят»)
Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны)
Но такой, как у нас, не найти. (отрицательно качают головой)
Глубоки наши светлые воды, (приседают)
Широка и привольна земля, (встают, руки в стороны)
И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками перед собой)
И шумят, расцветая поля. (плавные взмахи руками)
Воспитатель:
Назовите столицу России.
Воспитатель: Жасмина расскажет нам стихотворение о Москве
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Ребята, Москва, столица нашей Родины. А главная достопримечательность Москвы, является Кремль, который находится на Красной площади.
Ребята, а почему площадь называется красной?
Потому что Кремль красный и здания из красного кирпича.
За стенами Кремля много башен, а кто мне скажет какая самая главная башня Кремля
Это Спасская башня
Что же на ней есть, чего нет на других башнях?
Это огромные часы с золотыми цифрами
Как они называются? Куранты.
Сегодня в подарок Незнайке и его друзьям каждый из вас раскрасит Спасскую башню, положим наши рисунки в конверт, и отправим по почте.
Пальчиковая гимнастика
Итог : Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Патриотическое воспитание"
Воспитание у дошкольников чувства любви и уважения к своей родине!...
Статья "Патриотическое воспитание в ДОУ"
В статье отражен опыт создания музеев в ДОУ, связанных с патриотическим воспитание детей....
Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...
Статья " Патриотическое воспитание в семье и в детском саду"
В статье представлен материал по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Статья "Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте".
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожал...
Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."
Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города....
Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."
Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города....