Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста по сказке "Три поросенка"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Архипова Юлия Ивановна

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста (проектная деятельность) в младшей группе по сказке "Три поросенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_porosenka.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №717»

АРХИПОВОЙ ЮЛИИ ИВАНОВНЫ

ЧОРНОУС ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ

МИХАЛЕВСКОЙ ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ

«КАКИЕ БЫВАЮТ ДОМА» (по сказке «Три поросенка»)

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Москва, 2021 г.

«Какие бывают дома» (по сказке «Три поросенка»)

Цель: Формировать представления детей о свойствах некоторых природных и строительных материалов; подвести детей к пониманию того, что прочность изделия зависит от выбора материала и что чем рациональнее подобран материал для постройки здания, тем это выгоднее экономически. 

Задачи:

1. Формировать знания детей о свойствах некоторых природных и строительных материалов (соломы, веток, камней: хрупкий, тяжелый, крепкий, не мнется, прочный и т. д., их форме; размере; прочности).

2. Способствовать развитию исследовательского интереса у детей к объектам неживой природы; мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ. Способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей. Продолжать развивать мелкую моторику рук и двигательную активность детей.

3. Прививать детям экономность и практичность; навыки экспериментирования.

Предварительная работа с воспитанниками:

Чтение сказки «Три поросёнка» в пер. с англ. яз. С.  Михалкова; театрализованная игра по сюжету сказки «Три поросёнка»; рассматривание иллюстраций с изображением героев сказки и их домиков; загадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображениями домов, выполненных из различных строительных материалов.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):

Демонстрационный материал: посылка с образцами материалов (солома, ветки, камень); резиновые игрушки «Три поросенка»; изображения сказочных домиков поросят из разных материалов.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись песни «Нам не страшен серый волк!»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Используемые методы и приёмы: сюрпризный момент; создание игровой ситуации; рассматривание иллюстраций; использование аудиозаписи песни «Нам не страшен серый волк !; словесная игра; элементы экспериментирования; физкультминутка; художественное творчество.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, я сегодня была на почте и получила посылку. Но только я не знаю кто же нам её прислал. Давайте скорее её откроем и посмотрим, что же там внутри! Ой, ребята, да здесь лежат разные строительные материалы! А вы знаете, как они называются? (солома, ветки, камни). Интересно… кто же нам прислал эту посылку! Ах, так тут ещё есть какое-то послание! Давайте скорее его прочтём и может нам всё-таки сможем узнать кто же нам прислал эту необычную посылку!

Воспитатель читает послание:

Здравствуйте, дорогие дети! Мы с братьями хотим построить дома, чтобы они нас защищали от непогоды и от злого волка, который хочет съесть нас. Вы уже, наверное, знаете, что дом поросенка должен быть надёжной крепостью. Поэтому нам тоже очень нужны крепкие и надежные дома. Но только вот незадача, мы с братьями не знаем, из какого материала их лучше построить. Мы высылаем вам несколько образцов материалов, из которых мы решили построить наши дома. Помогите нам, пожалуйста, определить какой же из этих материалов будет самым прочным, и какой из этих материалов будет более пригодным для постройки надёжного и крепкого дома. Наф-Наф, Ниф-Ниф и конечно же Нуф-Нуф!

Воспитатель: Дети, поможем поросятам решить этот нелёгкий вопрос? (ответы детей) Конечно, мы непременно поможем! Но сначала давайте вспомним какие материалы используются для постройки домов. Дома строят из различных материалов: из кирпича, из дерева, из льда и соломы.

Воспитатель:А сейчас пришла пора поиграть в игру!

Слушаем внимательно, объясняю правила игры! Я буду по очереди кидать вам мяч и называть материал, из которого можно построить дом, а тот, кому я брошу мяч, должен мне сказать, как будет называться дом из этого материала. Например, из соломы дом – соломенный (из камня (каменный); из дерева (деревянный); из глины (глиняный); из кирпича (кирпичный); из бумаги (бумажный); из стекла (стеклянный); из железа (железный); из картона (картонный)).

Воспитатель:Дети, а как вы считаете, из какого материала получится самый крепкий и самый надежный дом? Из соломы, из веток, или из камней? (ответы детей) Давайте проверим это экспериментально!

Эксперимент с соломой.

Воспитатель: Ребята, Ниф-Ниф приглашает нас на свою строительную площадку. Давайте скорее пройдем на строительную площадку Ниф-Нифа! (Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой нарисован домик из соломы). Как вы думаете, из какого материала собирается строить свой дом Ниф-Ниф? (Педагог выслушивает ответы детей, затем демонстрирует солому детям.) Верно! Ниф-Ниф собирается строить свой дом из соломы! Дети, как вы считаете, домик из соломы у Ниф-Нифа получится прочным, надежным? (Ответы детей).

Ниф-Ниф утверждает, что его домик из соломы получится прочным и надежным. Давайте проведём с вами эксперимент и узнаем подойдёт ли солома для постройки крепкого и надёжного дома!

Опыт:

(Педагог предлагает детям взять в руки по одной соломинке).

Легко ли держать соломинку в руках? Что можно сказать про свойства соломинки, какая она? (легкая, гладкая, блестящая). А теперь попробуйте сломать соломинку! Легко ли было сломать соломинку? (Легко) Как вы думаете, почему было легко сломать соломинку? (Потому, что она хрупкая, тонкая).

Ребята, мы с вами провели  эксперимент с соломой и какой можно сделать вывод? Если Ниф-Ниф построит свой дом из соломы, какой он у него получится? (Непрочный, хрупкий, ненадежный, неудобный. Будет пропускать воду и в доме будет сыро и неуютно.

Эксперимент с ветками

Воспитатель: Дети, Нуф-Нуф тоже приглашает нас посетить его строительную площадку! Давайте скорее пройдем на строительную площадку Нуф-Нуфа! (Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой нарисован домик из веток). Как вы думаете, из какого материала собирается строить свой дом Нуф-Нуф? (Педагог выслушивает ответы детей, затем демонстрирует ветки детям.) Верно! Нуф-Нуф собирается строить свой дом из веток!

Дети, как вы считаете, домик из веток у Нуф-Нуфа получится прочным, надежным? (Ответы детей) Нуф-Нуф утверждает, что его домик из веток получится прочным и надежным. Давайте проведём с вами эксперимент и узнаем подойдут ли ветки для постройки крепкого и надёжного дома!

Опыт:

(Педагог предлагает детям взять в руки по одной веточке).

Дети, легко ли держать ветку в руках? Что можно сказать про свойства ветки, какая она? (легкая, гладкая, тонкая). А теперь попробуйте ее сломать! Легко ли было сломать ветку? Как вы думаете, почему было легко сломать ветку (Веточка хрупкая, тонкая, поэтому её легко сломать).

Воспитатель: Ребята, мы с вами провели эксперимент с ветками и какой можно сделать вывод? Если Нуф-Нуф построит свой дом из веток, какой он у него получится? (Непрочный, хрупкий, ненадежный, неудобный.

Эксперимент с камнем.

Воспитатель:Дети, а сейчас пришла пора посетить строительную площадку третьего братца -Наф-Нафа! Давайте скорее пройдем на строительную площадку Наф-Нафа! (Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой нарисован домик из камней). Как вы думаете, из какого материала собирается строить свой дом Наф-Наф? (Педагог выслушивает ответы детей, затем демонстрирует камни детям.) Верно! Наф-Наф собирается строить свой дом из камней!

Дети, как вы считаете, домик из камней у Наф-Нафа получится прочным, надежным? (Ответы детей) Наф-Наф утверждает, что его домик из камней получится прочным и надежным. Давайте проведём с вами эксперимент и узнаем подойдут ли камни для постройки крепкого и надёжного дома!

Опыт:

(Педагог предлагает детям взять в руки по одному камню).

Легко ли вам держать камень в руках? Что вы можете сказать про свойства камня, какой он? (Тяжелый, гладкий, прохладный, неровный). А теперь попробуйте сломать камень! Получилось ли у вас его сломать? Почему не получилось? (Потому, что он крепкий, твердый).

Ребята, вот мы с вами и провели эксперимент с камнями и какой можно сделать вывод? Если Наф-Наф построит свой дом из камней, какой он у него получится? (Прочный, устойчивый, надёжный).

Воспитатель: Вот видите, каким крепким и надежным материалом оказался камень! Можно сделать вывод, что камень самый прочный и надежный материал и он наиболее всего подходит для постройки крепкого и надёжного дома! Ребята, чем прочнее материал, из которого построен дом, тем прочнее он будет и тем дольше он прослужит своему хозяину, а это экономически выгодно! Ведь не надо будет постоянно заниматься постройкой нового дома и не нужно будет лишний раз тратиться на строительные материалы. Поэтому при постройке дома нужно очень серьезно подходить к выбору материала и выбирать наиболее прочный материал!

Воспитатель: Дети, а какие материалы оказались самыми непрочными и непригодными для постройки дома? (Солома и ветки).

Почему? (Они хрупкие, ломкие, их легко можно сдуть, и они пропускают воду)

Воспитатель: Мы с вами сегодня проделывали много экспериментов со строительными материалами, а теперь пора за работу! Я предлагаю вам раскрасить дом для поросят.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах уже есть готовые домики, посмотрите внимательно на них. Из каких частей состоит дом? (стены, крыши и окна).

Педагог обращает внимание детей на стену дома. Как называется эта часть дома? (Стена) Какой формы стена? (Стена квадратная). А что находится на верху дома (крыша). Какой она формы? (Крыша треугольная). Давайте раскрасим домики для поросят.

Под аудиозапись «Нам не страшен серый волк!» дети выполняют работу.

Воспитатель: Дети, какие же красивые домики у нас с вами получились! Давайте дадим нашим работам просохнуть, а мы пока с вами отдохнем

Физкультминутка «Строим дом»

Раз, два, три, четыре, пять (дети маршируют на месте)

Строить будем и играть (имитация ударов молотком)

Крепкий дом сейчас построим (встают на носочки и тянутся руками вверх) Окна вставим, крышу покроем. (показывают руками окно, крышу над головой)

Поросятам строим крепкий дом (имитация ударов молотком)

Дружно будут жить они в нём! (двумя руками обнимают сами себя)

Воспитатель: А теперь давайте вернёмся к нашим домикам! Несите скорее их вот на эту сказочную полянку! Теперь у всех поросят будут свои крепкие и надежные домики, и они даже смогут пригласить жить с ними на одной полянке своих друзей! Ведь надежных крепких домиков теперь на всех хватит!

Воспитатель: Ребята, поросята со своими друзьями долго резвились и играли на лесной полянке, устали и решили пойти отдохнуть в свои домики и нам пора отдохнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Что за чудо этот сок?!".

Данная работа посвящена познавательной, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития по...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...