Методическая разработка "Синичкин день" по экологическому воспитанию в младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Дмитриева Ксения Дмитриевна

Актуальность проекта:

Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Проводя наблюдения с детьми на прогулках, мы отмечали, что дети не знают названий птиц, имеют скудные представления о том, чем питаются птицы зимой, как помочь птицам выжить в зимних условиях.

Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходима практическая деятельность по сохранению природной среды.

Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи-то жизни и помогают природе получить «бесплатных» помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в их души. Успех в реализации данного проекта невозможен без помощи и поддержки со стороны родителей. Поддержать собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя. Только получив опыт практической личностно-значимой природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания.

Время проведения: осень (ноябрь) 2020 года

Участники проекта: воспитатели, родители, дети младшего дошкольного возраста.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

Цель проекта: Привлечь внимание детей и родителей к проблеме охраны окружающей среды и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

Образовательные: Познакомить детей с «Синичкиным днём». Формировать представления о зимующих птицах (воробей, синица, ворона, снегирь), об их внешнем виде, питании. Развить умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.

Развивающие: Развивать познавательный интерес детей. Развивать творческие способности детей совместно с родителями. Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Воспитательные: Воспитывать у детей сочувствие, сопереживание к зимующим птицам, желание оказать посильную помощь. Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Что дети будут знать:

- Об экологическом празднике: «Синичкин праздник»
- Названия зимующих птиц (синица, воробей, ворона, снегирь).
- Виды корма для зимующих птиц.
- Как помочь птицам зимой.
- Словарь по теме: «Зимующие птицы»: снегирь, синичка, воробей, ворона, питаться, добывать, клевать, лакомиться.

Что дети будут уметь:

- Различать птиц по характерным признакам.
- Проявлять сочувствие, сопереживание к зимующим птицам.

Продолжительность проекта: рабочая неделя с 09 по 13 ноября 2020 года.

Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы;

 Основной этап

– проведение беседы с детьми;
– организация проведения подвижных игр и пальчиковой гимнастики;
– рисование синички, лепка корма для синички;
– просмотр мультфильма «Синичкин календарь»;
- информирование родителей о необходимости изготовить кормушку.

 Заключительный этап

– совместно с детьми развешивание и наполнение кормушек;
– создание фотоотчёта на сайте.


Цель: обогащение экологическое образование детей и родителей.

Задачи:

1.Учить детей играть в подвижные игры;
2.Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок;
3.Расширять знания о птицах;
4.Развитие мелкой моторики;
5.Привлекать родителей к совместной деятельности с ДОУ;
6.Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.

Предварительная работа:

1. Проведение наблюдений за птицами на участке;
2. Беседы о жизни птиц зимой; о необходимости подкармливать их;
3. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашей местности; птиц у кормушки;
4. Подвижные игры «Воробушки и кот», «Птицы в гнездышках»;
5. Конкурс среди родителей на лучшую кормушку;
6. Заготовка корма для птиц.

Ход прогулки:

Беседа:

Воспитатель: Сегодня 12 ноября. Этот день называется «Синичкиным днем» - днем вывешивания кормушек: по приметам к этому времени прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью людей, где больше корма. Птичкам очень нелегко живется зимой, а ведь скоро она наступит. Заметили, как стало холодно на улице? Давайте и мы с вами немного согреемся и поиграем в игру.

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Сюрпризный момент (Почтальон приносит письмо)

Воспитатель: Дети, нам почтальон принёс письмо. Давайте посмотрим, от кого оно? Пришло письмо от Каркуши. (Воспитатель достает письмо и зачитывает.)

«Здравствуйте, ребята! Мы с другими птичками каждый день летаем над вашими домами и детским садом, видим вас, здороваемся с вами. Многие птицы улетают зимовать в теплые края. А мы остаемся. Но зимой совсем нет червячков, и нам нечего кушать. Мы знаем, что вы очень добрые, поэтому просим у вас помощи – помогите пережить нам зиму на родине, покормите нас, пожалуйста!»

Воспитатель: Ребята, поможем птичкам?

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо. А для того, чтобы узнать, каким птичкам помочь, послушайте стихи про них:

1.Скачет бойкий воробей
Возле маленьких детей:
— Эй, ребятки, просьба есть,
Бросьте крошечек поесть.
Помогите воробью,
Я вам песенку спою! Показать картинку воробья
2.
 Скачет весело синица
И мороза не боится:
Нипочём ей холода,
Коль в кормушке есть еда! Показать картинку синицы
3.
Летом, честно говоря,
Трудно встретить снегиря.
А зимою - благодать! -
За версту его видать! Показать картинку снегиря.

Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Воспитатель: Ребята, скажите, а какие птички больше всего нравятся вам и почему?

Дети отвечают.

Воспитатель: Мне тоже нравятся все птички. Чтобы весной птицы радовали нас своим пением, мы их обязательно покормим. А чем, ребята, мы их будем кормить?

Дети: Семечками, салом, крошками, пшеном, хлебом.

Воспитатель: правильно, но нужно следить за тем, чтобы хлеб был обязательно белым, семечки – не жареными, а сало – не соленым, иначе мы не поможем птичкам, а навредим. Скажите, а куда мы будем класть угощение для птичек? Может, есть какое-нибудь специальное приспособление, которое будет сохранять еду для птичек и уберегать их от кошек?

Дети: Кормушки.

Воспитатель: Верно. Вы сделали с родителями чудесные кормушки, которые помогут птичкам зимой кушать. Показать кормушки

Воспитатель: Какие замечательные кормушки у вас получились, сейчас мы их развесим и разложим корм, который приготовили для птиц. Ой, какая неприятность: семечки с горохом перемешались! Нужно перебрать, горох – убрать, семечки – оставить. Дети перебирают корм. Молодцы, ребята, все разобрали. Мы повесили кормушки, теперь можем насыпать в них корм.

Дети насыпают корм в кормушки.

Воспитатель: - Как здорово у нас получилось! Теперь мы сможем помогать птичкам каждый день, насыпая корм в наши чудесные кормушки, а также наблюдать за новыми посетителями «птичьего кафе».

Воспитатель благодарит детей за помощь птицам и предлагает сфотографироваться около кормушек. Все кормушки хороши! Активным семьям оформляются благодарственные письма.

 

 Рассказ «Весёлая синичка»

Жила в лесу птичка-невеличка, по прозванию синичка. Она очень любила петь, а все обитатели леса с радостью слушали ее пение. Белочка часто просила синичку спеть, а сама садилась на пенек и мечтала, глядя на проплывающие по небу облака. Ежик часто брал в руки скрипку, и синичка устраивала концерты под его аккомпанемент. Тут уж все лесные звери пускались в пляс, и веселее всех отплясывал маленький бурый медвежонок. Больше всего любил пение синички зайка, и после таких концертов он всегда дарил ей большие букеты лесных цветов. Однажды, когда уже наступила осень, синичке пришло письмо. «Прилетайте скорее в город, дорогая синичка! — говорилось в нем. — Здесь все с нетерпением ожидают ваших гастролей!» Собралась синичка и прилетела в город. Села она на скамейку и пропела свою песенку для мальчика Пети. —О, милая синичка! Ваше пение так прекрасно! Оставайтесь у нас насовсем! — воскликнул мальчик. И с тех пор синички стали жить в городе.

 

Пальчиковая гимнастика «Синички».

 Две синички прилетели, (Машем руками, изображая крылья)

На ладошки дружно сели, (Показываем ладошки).

Стали семечки клевать

И тихонько напевать. (Стучим пальчиками по ладошкам).

Мы погладим нежно птичек, (Гладим ручки со всех сторон.)

И отпустим невеличек. (Встряхиваем руками).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по экологическому воспитанию в средней группе. Проект "Берегите птиц"

Проект краткосрочный, познавательного характера, который рекомендуется проводить в холодное время года....

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. "Прогулка в зимний лес".

Представлен конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада Эко – урок. КВН «Птицы - дети воздуха».

Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэто...

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка будет полезна воспитателям в работе с детьми младшего возраста по экологическому воспитанию. Материал содержит рекомендации по работе и конспекты НОД....

Методическая разработка. Дидактическая игра "Лото" по экологическому воспитанию для младшей группы.

Конспект дидактической игры по экологии «Лото» в младшей группе,а также картотека игр по экологическому воспитанию,которые я использовала в течении года для подготовки игры в &qu...

Методическая разработка по экологическому воспитанию в средней группе «Развитие экологических представлений у детей»

Учебный год Содержание работы 22022 уч. год 1. Восаду ли, в огороде.2."Зелёная аптека» :-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев.-Отгадывание загадокНакапливать зн...